Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 12:28, реферат
Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.
1. Общее представление о функциональном состоянии. Стр. 3
2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя. Стр. 3-5
3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Стр. 5-9
4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. Стр. 9-10
5. Организация и содержание методико-практического занятия. Стр. 10-12
6. Методика ведения дневника самоконтроля. Стр. 13-15
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта
Реферат по Физической культуре
На тему:
Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма.
Методика ведения дневника самоконтроля.
Выполнил:
Потапов А.Д
Проверил:
Цыплин А.А
г. Нижний Новгород
2015 г.
Содержание
Общее представление о функциональном состоянии.
Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки.При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуется функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.
Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя.
Наиболее легко исследуемый
показатель функционального
Артериальное давление. Давление в кровеносной сосудистой системе - это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное, давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и диастолическое, или минимальное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (НАД).Для измерения артериального давления пользуются тонометром и фонендоскопом. Тонометр включает надувную резиновую манжету, ртутный или мембранный манометр. Как правило, артериальное давление измеряется на плече исследуемого, находящегося в сидячем или лежачем положении (см. рис. 13.3.1).Для правильного определения артериального давления необходимо, чтобы манжета накладывалась несколько выше локтевой ямки. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп.Создается давление в манжете выше максимального (до 150-180 мм рт. ст.), при котором исчезает пульс.Затем, медленно поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжеты, при помощи фонендоскопа выслушиваются тоны в плечевой артерии. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. При продолжении снижения давления в манжете интенсивность тонов нарастает, далее отмечается постепенное их ослабление с последующим исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у взрослого человека нормальное СД составляет 100-140, а ДД - 60-90 мм рт. ст. При значениях, превышающих названные параметры, развивается гипертония, а при их снижении - гипотония. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180-200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40-50 мм рт. ст.Пульсовое артериальное давление должно находиться в пределах 40-60 мм рт. ст. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы показателей ЧСС и АД в покое недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных ЧСС и АД в покос с ЧСС и АД после физической нагрузки и в период восстановления. Поэтому при самоконтроле функционального состояния обязательно проводятся несложные, по информативные функциональные пробы.
Рис. 13.3.1. Измерение артериального
давления по способу Короткова:
1 - манжета; 2 - манометр; 3 - груша; 4 - фонендоскоп
Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб.
Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и информативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, так как с ее помощью можно выявить лишь крайне низкий уровень физической подготовленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы: проба с 30 приседаниями, бег на месте в течение 3 мин, степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.
Функциональная проба Руфье.
Перед выполнением пробы необходим пятиминутный отдых в и. п. лежа. Затем подсчитывается пульс за 15с и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (P1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45с и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 с (Р2), затем измеряется ЧСС за последние 15с первой минуты восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:
При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 - хорошая, от 6 до 8 - удовлетворительная, выше 8 - плохая.
Функциональная проба с бегом.
Перед пробой фиксируются
ЧСС и АД в покое. Затем выполняется
бег на месте в течение 3 мин
с высоким подниманием бедра
в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время
бега на месте руки, не напрягаясь,
двигаются в темпе движений
ног, дыхание свободное, непроизвольное.
Сразу же после 3 мин бега подсчитывают
ЧСС в течение 15-секундного интервала
и записывают полученную
Степ-тест Кэрша.
В основном рекомендуется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы здоровых женщин.Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет "раз" поставьте одну ногу на скамью, на "два" - другую, на "три" - опустите одну ногу на землю, на "четыре" - другую. Теми должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 с, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончании теста сядьте и подсчитайте пульс.Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы определить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки. Сравните полученный результат (пульс в течение 1 мин) с данными таблицы 13.3.1 и увидите, насколько хорошо вы подготовлены.
Таблица 13.3.1
Степ-тест Кэрша
Оценка |
ЧСС, уд/мин, в зависимости от возраста | |
18-26 лет |
27-60 лет | |
Превосходно |
73 |
74 |
Отлично |
74-82 |
75-83 |
Хорошо |
83-90 |
84-92 |
Удовлетворительно |
91-100 |
93-103 |
Посредственно |
101-107 |
104-112 |
Плохо |
108-114 |
113-121 |
Очень плохо |
115 |
122 |
Если во время выполнения функциональной пробы (бег на месте, степ-тест и др.) вы почувствуете боль или напряженность в области грудной клетки или собьетесь с ровного дыхания, если появится тошнота и головокружение, немедленно прекратите упражнение и обратитесь к врачу.
где f2, f3, f4, - ЧСС за 30 с второй, третьей и четвертой мин восстановления соответственно, t - время восхождения, с. Если испытуемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с; если он прекратил работу раньше, например на четвертой мин, то t = 240 с.
Оценка физической работоспособности осуществляется в сравнении с данными, представленными в табл. 13.3.2.
Таблица 13.3.2
Оценка физической работоспособности по величине ИГСТ
Значения ИГСТ (J) |
Оценка физической работоспособности |
<55 |
Слабая |
55-64 |
Ниже средней |
65-79 |
Средняя |
80-89 |
Хорошая |
>90 |
Отличная |
Если этот тест окажется для вас слишком легким, если вы высокого роста и полученные данные не будут отражать истинного положения дел, предлагается всем, кто выше 152 см, увеличивать высоту скамейки на 5 см на каждые 7,5 см роста.Для студентов курса спортивного совершенствования в целях ознакомления с нагрузочными пробами большой мощности, раскроем содержание распространенного в спортивной практике Гарвардского степ-теста. При проведении данного степ-теста необходимо обязательное присутствие медицинского работника.Перед началом выполнения нагрузки у испытуемого регистрируются исходные величины артериального давления и ЧСС. Гарвардский степ-тест заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин в темпе 30 подъемов в мин. Если исследуемый не может поддерживать заданный теми в указанное время, то работу следует прекратить, зафиксировав ее продолжительность.В течение первой минуты после завершения нагрузки регистрируется величина АД. В течение первых 30с второй, третьей и четвертой мин восстановления измеряется ЧСС.Исходя из продолжительности выполненной работы и частоты пульса вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):В зависимости от величины АД, полученной сразу после выполнения работы, различаются следующие типы реакций на физическую нагрузку:
- норм тонический: систолическое АД достигает 180- 190 мм рт. ст., диастолическое АД изменяется по сравнению с исходным значением в пределах +10 мм рт. ст.;
- гипертонический: систолическое АД превышает 190 мм рт. ст., диастолическое АД увеличивается более чем на 10 мм рт. ст.;
- гипотонический (астенический):
систолическое АД изменяется
в пределах ± 20 мм рт. ст., диастолическое
АД практически остается
- дистонический: систолическое АД достигает 180- 200 мм рт.ст., диастолическое АД снижается в пределах 30 мм рт. ст.
Только норм тонический тип реакции принято считать нормальной реакцией организма на физическую нагрузку. Все другие типы свидетельствуют о некотором нарушении соотношения симпатической и парасимпатической иннервации в организме. Данные заносятся в протокол исследования и анализируются совместно с тренером, врачом.
Методика оценки функционального состояния дыхательной системы.
Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы.
Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50с, для тренированных - на 60-90с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину - до 30-35с.
Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. Выполняется так же, как и проба, Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30с, для тренированных - 40-60с и более.При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.Частота дыхания - количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16-18 раз/мин, у спортсменов - 8-12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40-60 раз/мин.
Организация и содержание методико-практического занятия.
Цель: ознакомиться с методикой оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Оборудование: секундомеры, метроном, тумба (высота от 30 до 50 см), таблицы, протокол занятия.
Ход занятия.
1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи, структуру занятия.