Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Методика ведения дневника самоконтроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 12:28, реферат

Описание работы

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.

Содержание работы

1. Общее представление о функциональном состоянии. Стр. 3
2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя. Стр. 3-5
3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Стр. 5-9
4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. Стр. 9-10
5. Организация и содержание методико-практического занятия. Стр. 10-12
6. Методика ведения дневника самоконтроля. Стр. 13-15

Файлы: 1 файл

реферат самоконтроль. Физическая культура.docx

— 227.36 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

 

 

Реферат по Физической культуре

На тему:

Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма.

Методика ведения дневника самоконтроля.

 

 

 

Выполнил:

Потапов А.Д

Проверил:

Цыплин А.А

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2015 г.

Содержание

  1. Общее представление о функциональном состоянии. Стр. 3
  2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя. Стр. 3-5
  3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Стр. 5-9
  4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. Стр. 9-10
  5. Организация и содержание методико-практического занятия. Стр. 10-12
  6. Методика ведения дневника самоконтроля. Стр. 13-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее представление о функциональном состоянии.

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки.При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуется функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.

Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя.

 Наиболее легко исследуемый  показатель функционального состояния - ЧСС, т.е. количество сокращений  сердца за 1 мин. Как уже было  сказано ранее, самыми распространенными  для измерения являются четыре  точки на геле человека: на  поверхности запястья над лучевой  артерией, у виска над височной  артерией, на шее над сонной  артерией и на груди, непосредственно  в области сердца. Для определения  ЧСС пальцы руки накладывают  на указанные точки так, чтобы  степень контакта позволяла пальцам  чувствовать пульсацию артерии.Обычно ЧСС получают, используя правило математического соотношения, подсчитав число пульсаций за несколько секунд. Если необходимо знать ЧСС в покое, можно использовать для подсчета любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин). Если же измеряется ЧСС в нагрузке, то чем быстрее зафиксировать пульсации за несколько секунд, тем точнее будет этот показатель. Уже через 30 с после прекращения нагрузки ЧСС начинает быстро восстанавливаться и значительно падает. Поэтому в практике спорта применяют немедленный подсчет количества пульсаций после прекращения нагрузки за 6 с, в крайнем случае - за 10 с, и умножают полученное число соответственно на 10 или на 6. Сравнительно недавно в спортивную практику внедрены пульсометры - приборы, фиксирующие показатель ЧСС автоматически, без остановки спортсмена.Частота пульса у людей индивидуальна. В состоянии покоя у здоровых нетренированных людей она находится в пределах 60-90 уд/мин, у спортсменов - 45-55 уд/мин и ниже.Важна не только частота сокращений сердца за минуту, но и ритм этих сокращений. Пульс можно считать ритмичным при условии, если число пульсаций за каждые 10с в течение 1 мин не будет отличаться более чем на единицу. Если же различия составят 2-3 пульсации, то работу сердца следует считать аритмичной. При устойчивых отклонениях в ритме ЧСС следует обратиться к врачу.ЧСС свыше 90 уд/мин (тахикардия) свидетельствует о низкой тренированности сердечно-сосудистой системы либо является следствием заболевания или переутомления.

Артериальное давление. Давление в кровеносной сосудистой системе - это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное, давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и диастолическое, или минимальное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (НАД).Для измерения артериального давления пользуются тонометром и фонендоскопом. Тонометр включает надувную резиновую манжету, ртутный или мембранный манометр. Как правило, артериальное давление измеряется на плече исследуемого, находящегося в сидячем или лежачем положении (см. рис. 13.3.1).Для правильного определения артериального давления необходимо, чтобы манжета накладывалась несколько выше локтевой ямки. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп.Создается давление в манжете выше максимального (до 150-180 мм рт. ст.), при котором исчезает пульс.Затем, медленно поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжеты, при помощи фонендоскопа выслушиваются тоны в плечевой артерии. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. При продолжении снижения давления в манжете интенсивность тонов нарастает, далее отмечается постепенное их ослабление с последующим исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у взрослого человека нормальное СД составляет 100-140, а ДД - 60-90 мм рт. ст. При значениях, превышающих названные параметры, развивается гипертония, а при их снижении - гипотония. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180-200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40-50 мм рт. ст.Пульсовое артериальное давление должно находиться в пределах 40-60 мм рт. ст. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы показателей ЧСС и АД в покое недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных ЧСС и АД в покос с ЧСС и АД после физической нагрузки и в период восстановления. Поэтому при самоконтроле функционального состояния обязательно проводятся несложные, по информативные функциональные пробы.

Рис. 13.3.1. Измерение артериального давления по способу Короткова: 
1 - манжета; 2 - манометр; 3 - груша; 4 - фонендоскоп

Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб.

Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и информативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, так как с ее помощью можно выявить лишь крайне низкий уровень физической подготовленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы: проба с 30 приседаниями, бег на месте в течение 3 мин, степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.

Функциональная проба Руфье. 

Перед выполнением пробы необходим пятиминутный отдых в и. п. лежа. Затем подсчитывается пульс за 15с и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (P1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45с и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 с (Р2), затем измеряется ЧСС за последние 15с первой минуты восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:

При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 - хорошая, от 6 до 8 - удовлетворительная, выше 8 - плохая.

Функциональная проба с бегом.

 Перед пробой фиксируются  ЧСС и АД в покое. Затем выполняется  бег на месте в течение 3 мин  с высоким подниманием бедра  в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время  бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений  ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают  ЧСС в течение 15-секундного интервала  и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить  артериальное давление (если представляется  такая возможность) и зафиксировать  этот показатель в протокол. Далее  подсчитывается пульс на второй, третьей и четвертой минутах  восстановления. После измерения  ЧСС при наличии аппарата необходимо  измерять и регистрировать показатели  АД в те же минуты периода  восстановления.

Степ-тест Кэрша.

В основном рекомендуется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы здоровых женщин.Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет "раз" поставьте одну ногу на скамью, на "два" - другую, на "три" - опустите одну ногу на землю, на "четыре" - другую. Теми должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 с, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончании теста сядьте и подсчитайте пульс.Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы определить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки. Сравните полученный результат (пульс в течение 1 мин) с данными таблицы 13.3.1 и увидите, насколько хорошо вы подготовлены.

Таблица 13.3.1

Степ-тест Кэрша

Оценка

ЧСС, уд/мин, в зависимости от возраста

18-26 лет

27-60 лет

Превосходно

73

74

Отлично

74-82

75-83

Хорошо

83-90

84-92

Удовлетворительно

91-100

93-103

Посредственно

101-107

104-112

Плохо

108-114

113-121

Очень плохо

115

122


Если во время выполнения функциональной пробы (бег на месте, степ-тест и др.) вы почувствуете боль или напряженность в области грудной клетки или собьетесь с ровного дыхания, если появится тошнота и головокружение, немедленно прекратите упражнение и обратитесь к врачу.

где f2, f3, f4, - ЧСС за 30 с второй, третьей и четвертой мин восстановления соответственно, t - время восхождения, с. Если испытуемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с; если он прекратил работу раньше, например на четвертой мин, то t = 240 с.

Оценка физической работоспособности осуществляется в сравнении с данными, представленными в табл. 13.3.2.

Таблица 13.3.2

Оценка физической работоспособности по величине ИГСТ

Значения ИГСТ (J)

Оценка физической работоспособности

<55

Слабая

55-64

Ниже средней

65-79

Средняя

80-89

Хорошая

>90

Отличная


Если этот тест окажется для вас слишком легким, если вы высокого роста и полученные данные не будут отражать истинного положения дел, предлагается всем, кто выше 152 см, увеличивать высоту скамейки на 5 см на каждые 7,5 см роста.Для студентов курса спортивного совершенствования в целях ознакомления с нагрузочными пробами большой мощности, раскроем содержание распространенного в спортивной практике Гарвардского степ-теста. При проведении данного степ-теста необходимо обязательное присутствие медицинского работника.Перед началом выполнения нагрузки у испытуемого регистрируются исходные величины артериального давления и ЧСС. Гарвардский степ-тест заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин в темпе 30 подъемов в мин. Если исследуемый не может поддерживать заданный теми в указанное время, то работу следует прекратить, зафиксировав ее продолжительность.В течение первой минуты после завершения нагрузки регистрируется величина АД. В течение первых 30с второй, третьей и четвертой мин восстановления измеряется ЧСС.Исходя из продолжительности выполненной работы и частоты пульса вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):В зависимости от величины АД, полученной сразу после выполнения работы, различаются следующие типы реакций на физическую нагрузку:

- норм тонический: систолическое АД достигает 180- 190 мм рт. ст., диастолическое АД изменяется по сравнению с исходным значением в пределах +10 мм рт. ст.;

- гипертонический: систолическое  АД превышает 190 мм рт. ст., диастолическое  АД увеличивается более чем  на 10 мм рт. ст.;

- гипотонический (астенический): систолическое АД изменяется  в пределах ± 20 мм рт. ст., диастолическое  АД практически остается прежним;

- дистонический: систолическое  АД достигает 180- 200 мм рт.ст., диастолическое  АД снижается в пределах 30 мм  рт. ст.

Только норм тонический тип реакции принято считать нормальной реакцией организма на физическую нагрузку. Все другие типы свидетельствуют о некотором нарушении соотношения симпатической и парасимпатической иннервации в организме. Данные заносятся в протокол исследования и анализируются совместно с тренером, врачом.

Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. 

Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы.

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50с, для тренированных - на 60-90с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину - до 30-35с.

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. Выполняется так же, как и проба, Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30с, для тренированных - 40-60с и более.При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.Частота дыхания - количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16-18 раз/мин, у спортсменов - 8-12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40-60 раз/мин.

Организация и содержание методико-практического занятия.

Цель: ознакомиться с методикой оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оборудование: секундомеры, метроном, тумба (высота от 30 до 50 см), таблицы, протокол занятия.

Ход занятия.

1. Преподаватель кратко  сообщает цель, задачи, структуру  занятия.

Информация о работе Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Методика ведения дневника самоконтроля