Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 12:28, реферат
Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.
1. Общее представление о функциональном состоянии. Стр. 3
2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя. Стр. 3-5
3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Стр. 5-9
4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. Стр. 9-10
5. Организация и содержание методико-практического занятия. Стр. 10-12
6. Методика ведения дневника самоконтроля. Стр. 13-15
2. Студенты одновременно
выполняют функциональные
а) пробу задержки дыхания на вдохе. После пробы результат заносят в протокол;
б) одновременный подсчет частоты дыхания в течение одной минуты. Результат заносят в протокол;
в) пробу задержки дыхания на выдохе.
Между пробами задержки дыхания на вдохе и выдохе должно быть время для отдыха. Поэтому после первой пробы сначала подсчитывают частоту дыхания, заносят результат в протокол (т.е. дают время для восстановления дыхания) и только потом выполняют пробу на выдохе, и результат заносят в протокол.
3. Студенты одновременно
выполняют действия для оценки
функционального состояния
а) подсчет пульса в состоянии покоя. Для техники подсчета пульса рекомендуем пользоваться методикой и рисунками методико-практического занятия "Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции" (см. параграф 12.2);
б) измерение артериального давления. Работу можно выполнять в парах, тройках под руководством и инструкцией последовательности действий преподавателя, результаты заносят в протокол;
в) степ-пробу по Крэшу подготовленным студентом. Студенты ведут наблюдение за техникой выполнения, участвуют в математических расчетах результатов тестирования. Полученные данные записывают в свой протокол.
4. Сопоставляются все
полученные величины
5. Обсуждаются результаты
методико-практического
Протокол занятия
Тема: методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Студент
Спортивная специализация
Возраст
Функциональные системы |
Функциональные показатели и пробы |
Фактические данные |
Средние показатели (стандарты) |
Оценка |
Дыхательная система |
Проба Штанге |
60-65 с |
||
Проба Генче |
25-30 с |
|||
Частота дыхания |
16-18 раз/мин |
|||
Сердечно-сосудистая система |
ЧСС в покое |
60-90 уд/мин |
||
АД в покое |
100-130 мм рт. ст. |
|||
Пульсовое давление |
40-60 мм рт. ст. |
|||
Проба Крэша: ЧСС исходное ЧСС восстановленное |
60-90 уд/мин 82 уд/мин и менее - отлично 82-90 - хорошо 90-100 - удовлетворительно 101 и > - плохо |
Домашнее задание: провести самостоятельно функциональную пробу по методике Крэша (степ-тест). Результаты занести в протокол занятия, при необходимости обсудить с преподавателем.
В результате проведенного занятия студенты должны:
знать простые методы самоконтроля за функциональным состоянием организма;
уметь проводить функциональные пробы и анализировать реакцию организма на выполненную физическую нагрузку.
Методика ведения дневника самоконтроля
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.
В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.
Таблица 9.2. Примерная форма ведения дневника
Самочувствие оценивается как "хорошее", "удовлетворительное" и "плохое"; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления. Масса тела определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу. Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма. Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состояниисердечно-сосудистой системы, резко увеличивает ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов. Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.
Помните.
Самая главная победа – победа над собой.
Список Литературы