Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Методика ведения дневника самоконтроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 12:28, реферат

Описание работы

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.

Содержание работы

1. Общее представление о функциональном состоянии. Стр. 3
2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя. Стр. 3-5
3. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Стр. 5-9
4. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы. Стр. 9-10
5. Организация и содержание методико-практического занятия. Стр. 10-12
6. Методика ведения дневника самоконтроля. Стр. 13-15

Файлы: 1 файл

реферат самоконтроль. Физическая культура.docx

— 227.36 Кб (Скачать файл)

2. Студенты одновременно  выполняют функциональные пробы  для оценки дыхательной системы:

а) пробу задержки дыхания на вдохе. После пробы результат заносят в протокол;

б) одновременный подсчет частоты дыхания в течение одной минуты. Результат заносят в протокол;

в) пробу задержки дыхания на выдохе.

Между пробами задержки дыхания на вдохе и выдохе должно быть время для отдыха. Поэтому после первой пробы сначала подсчитывают частоту дыхания, заносят результат в протокол (т.е. дают время для восстановления дыхания) и только потом выполняют пробу на выдохе, и результат заносят в протокол.

3. Студенты одновременно  выполняют действия для оценки  функционального состояния сердечно-сосудистой системы:

а) подсчет пульса в состоянии покоя. Для техники подсчета пульса рекомендуем пользоваться методикой и рисунками методико-практического занятия "Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции" (см. параграф 12.2);

б) измерение артериального давления. Работу можно выполнять в парах, тройках под руководством и инструкцией последовательности действий преподавателя, результаты заносят в протокол;

в) степ-пробу по Крэшу подготовленным студентом. Студенты ведут наблюдение за техникой выполнения, участвуют в математических расчетах результатов тестирования. Полученные данные записывают в свой протокол.

4. Сопоставляются все  полученные величины исследования  функционального состояния дыхательной  и сердечно-сосудистой систем с рекомендуемыми стандартами (см. табл. 13.3.1, 13.3.2).

5. Обсуждаются результаты  методико-практического занятия.

Протокол занятия

Тема: методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Студент

Спортивная специализация

Возраст

Функциональные

системы

Функциональные показатели и пробы

Фактические

данные

Средние показатели (стандарты)

Оценка

Дыхательная

система

Проба Штанге

 

60-65 с

 

Проба Генче

 

25-30 с

 

Частота дыхания

 

16-18 раз/мин

 

Сердечно-сосудистая

система

ЧСС в покое

 

60-90 уд/мин

 

АД в покое

 

100-130 мм рт. ст.

 

Пульсовое давление

 

40-60 мм рт. ст.

 
 

Проба Крэша:

ЧСС исходное

ЧСС восстановленное

 

60-90 уд/мин

82 уд/мин и менее - отлично

82-90 - хорошо

90-100 - удовлетворительно

101 и > - плохо

 

Домашнее задание: провести самостоятельно функциональную пробу по методике Крэша (степ-тест). Результаты занести в протокол занятия, при необходимости обсудить с преподавателем.

В результате проведенного занятия студенты должны:

знать простые методы самоконтроля за функциональным состоянием организма;

уметь проводить функциональные пробы и анализировать реакцию организма на выполненную физическую нагрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика ведения дневника самоконтроля

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

Таблица 9.2. Примерная форма ведения дневника

 

Самочувствие оценивается как "хорошее", "удовлетворительное" и "плохое"; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления. Масса тела определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу. Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма. Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состояниисердечно-сосудистой системы, резко увеличивает ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов. Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

Помните.

Самая главная победа – победа над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. Лекции по Физической культуре.
  2. Готовцев, П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. 1984 г.

 

 


Информация о работе Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Методика ведения дневника самоконтроля