Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Файлы: 1 файл

Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности.docx

— 33.54 Кб (Скачать файл)

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЫХАНИЯ. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила  нижнюю часть грудной клетки и  верхнюю часть живота, дыхание  должно быть равномерным. Средний показатель ЧД -14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ-важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый  берет мундштук спирометра с резиновой  трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см в кубе, у женщин 2500-ЗОООсм в кубе.

ЦВЕТ КОЖИ. Различают нормальный и загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках  и на лице - признак малокровия и  сердечнососудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим  в ней процессам обмена вещества.

ОСАНКА привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение  осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста  и развития организма), при заболеваниях и травмах косно- мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошего физически развитого  человека голова и туловище находятся  на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот  выпячен.' Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке. Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб- искривление позвоночника назад  называется кифоз, в вперед- лордоз, вбок- сколиоз.

Грудная клетка бывает различной  формы: коническая (у спортсменов), цилиндрическая (у спортсменов с большим стажем) и уплощенная, которая чаще всего  встречается у детей и подростков. Форма ног бывает: нормальная, О-образная, Х- образная.

Врачебно-педагогический контроль это исследования, проводимые совместно  врачом и тренером для того, чтобы  определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки,* с целью предупредить переутомление  и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

С помощью врачебно-педагогического  контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные  эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный  эффект дает возможность выявить  изменения, происходящие в организме  во время выполнения упражнений в  ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних  фазах восстановления - на другой и  последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный  эффект показывает те изменения в  организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают  оценку срочного тренировочного эффекта  непосредственно во время выполнения упражнения.

 

4. Педагогический  контроль, содержание педагогического  контроля

Педагогический контроль - планомерный процесс получения  информации о физическом состоянии  занимающихся физической культурой  и спортом. Проводится для того, чтобы  проверить, насколько соответствует  педагогическое воздействие повышению  эффективности учено-тренировочных  занятий.

Задачи педагогического  контроля:

  • Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
  • Выполнить план тренировки;
  • Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
  • Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
  • Отобрать талантливых спортсменов. Содержание педагогического контроля:
  • Контроль за посещаемостью занятий;
  • Контроль за тренировочными нагрузками;
  • Контроль за состоянием занимающихся;
  • Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;
  • Контроль за поведением во время соревнований.

 

5. Виды педагогического  контроля

1)Поэтапный - оценивать  состояние спортивно- технический  и тактической подготовки занимающихся  на конкретном этапе.

2)Текущий - определять  повседневные изменения в подготовке  занимающихся.

3)Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором  находится занимающийся в данный  момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое  состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают  три типа состояний:

1.Перманентные, сохраняющиеся  в течение длительного периода  времени (состояние спортивной  формы организма, уровня его  тренированности).

2.Текущие, с изменениями  в процессе одного или нескольких  занятий (состояние повышенной  или пониженной работоспособности).

3.Оперативные, изменяющиеся  под влиянием конкретных физических  упражнений (утомление после однократного  пробегания дистанции или повышение  работоспособности после разминки).

К методам педагогического  контроля относятся: анкетирование  занимающихся и тренеров - преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих  деятельность занимающегося физическими  упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

 

6. Самоконтроль, его  цели, задачи и методы

Самоконтроль регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями  под влиянием регулярных занятий  упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля

1. Расширить знания о  физическом развитии.

2. Приобрести навыки в  оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими  доступными методиками самоконтроля.

4.Определить уровень физического  развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку  при занятиях физической культурой  и спортом.

Самоконтроль позволяет  своевременно выявить неблагоприятные  воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами  за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление  об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании  с систематической нагрузкой, важно  знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых  можно эффективнее восстанавливать  функциональные возможности организма.

7. Субъективные и объективные  показатели самоконтроля. Критерии  оценки самоконтроля

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными)

функционального состояния  организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого  из этих показателей может служить  сигналом об ухудшении состояния  организма, быть результатом переутомления  или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник  самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий  физическими упражнениями), состояние  сердечно - сосудистой системы и  организма в целом. Таким же объективные  показателем может служить и  изменение частоты дыхания: при  росте тренированности частота  дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Какие показатели, доступные  для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы  при этих нагрузках? Прежде всего, частота  сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения  пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых  волн на сонной, височной и других доступных  для пальпации артериях. Чаще всего  определяют частоту пульса на лучевой  артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и  выше, более достоверным будет  подсчет сердцебиений в области  верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

В состоянии покоя пульс  можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет  точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого  нетренированного человека частота  пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин  чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее  является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это  свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин  по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных  сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может  быть: в 25 лет - 200, в 30 лет - 194, в 35 -188, в 40 -183, в 45- 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить  ориентиром при самоконтроле.

Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом  в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса  крови (т.е. объема крови, изгоняемого  из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных  сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление ( систолическое ) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное ( диастолическое ) - 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

 

8. Дневник самоконтроля

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую  тетрадь. В графы заносятся показания  самоконтроля и даты.

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует  отмечать содержание и характер учебно-тренировочной  работы (объем и интенсивность, пульсовой  режим при ее выполнении, продолжительность  восстановления после нагрузки). В  другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования  и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам  рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые  функциональные пробы, динамику жизненной  емкости легких, общей работоспособности  и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих  отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим  занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и  методов проведения физкультурно-оздоровительных  и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

В качестве формы ведения  дневника предлагается следующая.

Самочувствие оценивается  как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется  характер необычных ощущений. Сон  оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

Информация о работе Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности