3.Социальный
состав представительства России.
Олимпийский комитет России
является общероссийским союзом физкультурно
- спортивных объединений, граждан Российской
Федерации и российских юридических лиц.
ОКР представляет собой самостоятельное,
добровольное, неправительственное, самоуправляемое,
некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной
и спортивной направленности, признанное
Международным олимпийским комитетом
(МОК). ОКР действует без ограничения срока
полномочий и руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «Об общественных
объединениях» и другими законами Российской
Федерации, Олимпийской хартией и Уставом.
ОКР является частью олимпийского
движения, строит свою работу в соответствии
с Олимпийской хартией МОК, подчиняется
решениям Международного олимпийского
комитета, представляет Российскую Федерацию
на Олимпийских играх, а также
во всех региональных, континентальных
и всемирных спортивных соревнованиях,
проводимых МОК или под его
эгидой. 12
Состав ОКР
ОКР осуществляет свою деятельность
на основе добровольности, равноправия
его членов, самоуправления и законности.
ОКР свободен в определении своей
внутренней структуры, целей, форм и
методов своей деятельности в
соответствии с действующим российским
законодательством и Олимпийской
хартией МОК.
Членами ОКР могут быть:
российские юридические лица - общественные
объединения и физические лица -
граждане Российской Федерации.
Членами ОКР - юридическими
лицами могут быть общественные объединения,
физкультурно-спортивные организации,
разделяющие заботу о развитии олимпийского
движения, оказывающие ему поддержку,
уплачивающие в установленном ОКР
порядке членские взносы и признающие
Устав ОКР.
Членами ОКР — юридическими
лицами являются:
- общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр;
- общероссийские общественные объединения — ассоциации зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;
- общероссийские общественные объединения — ассоциации, союзы федераций по олимпийским видам спорта, объединенным в соответствующую международную спортивную федерацию;
- общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) — члены признанных МОК международных спортивных федераций по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр;
- олимпийские академии; общероссийские общественные (общественно — государственные) физкультурно — спортивные объединения (организации), в том числе ведомственного характера, содействующие развитию олимпийского движения в России, пропаганде физической культуры и спорта;
- региональные общественные объединения, созданные для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения.
Членами ОКР — физическими
лицами могут быть граждане Российской
Федерации, содействующие успешной
деятельности ОКР, вносящие личный вклад
в развитие олимпийского движения в
России.
Членами ОКР также должны
являться действующие спортсмены—олимпийцы
и ветераны—олимпийцы, статус которых
как членов ОКР прекращается по окончании
трех Олимпиад с момента их участия
в Олимпийских играх, если не появляется
иных обстоятельств, предполагающих пролонгацию
их статуса как членов ОКР. 13
Членами ОКР — физическими
лицами являются:
- члены МОК — граждане Российской Федерации;
- члены Исполнительного комитета ОКР;
- представители физкультурно-спортивной общественности субъектов Российской Федерации, подготовивших спортсменов для участия в последних перед очередным Олимпийским собранием Играх Олимпиады и Олимпийских зимних играх.
Российские физические и
юридические лица принимаются в
члены ОКР Олимпийским собранием.
Руководящими органами ОКР
являются Олимпийское собрание, Исполком
ОКР, Президент ОКР.
Олимпийское собрание является
высшим руководящим органом Олимпийского
комитета России.
В период между Олимпийскими
собраниями деятельностью ОКР руководит
Исполком ОКР, избираемый Олимпийским
собранием в количестве не более
27 членов, имеющих право голоса. Независимо
от состава Исполкома ОКР в
его состав должны в обязательном
порядке входить: президент ОКР,
три первых вице-президента ОКР, три
вице—президента ОКР, генеральный секретарь
ОКР, члены МОК — граждане России, представители
спортивных федераций (союзов, ассоциаций)
по олимпийским видам спорта, представитель
комиссии спортсменов.
Президент ОКР возглавляет
Исполком ОКР, осуществляет общее руководство
деятельностью ОКР.
Президенты ОКР
- Виталий Георгиевич Cмирнов c 1992 г. по 2001 г.
- Леонид Васильевич Тягачёв c 2001 г.
- Почётный президент ОКР Виталий Георгиевич Cмирнов с 2001 г.13
4. Проблемы,
возникающие входе деятельности МОК и
пути их решения.
- Олимпийский комитет России и общероссийские спортивные федерации по видам спорта всегда признавали важнейшее значение и безусловную своевременность принятия в 1999г. действующего Федерального Закона «О физической культуре и спорте в РФ». Очевидно, что отдельные нормы данного законодательного акта устарели и требуют корректировки, учитывая совершенствование всего российского законодательства в целом.14
Тем не менее, закрепленная
в действующем законе система
правового регулирования статуса
национальных спортивных федераций
по видам спорта и Олимпийского комитета
России, а также их взаимоотношения
с органами государственной власти,
полностью отвечает принципам построения
правового государства, конституционным
и законодательным началам РФ,
с одной стороны и нормам международного
спортивного сообщества – с другой.
В этой связи полагаем, что основа концепции
изменения законодательства о спорте
должна, в первую очередь, быть направлена
на совершенствование существующей структуры
взаимоотношений, а не на принижение законодательного
статуса ОКР и национальных спортивных
федераций и девальвацию регулятивной
функции норм и правил международного
спортивного движения и в первую очередь
Олимпийской Хартии и уставов международных
спортивных федераций.15
- В отличие от действующего закона «О физической культуре и спорте в РФ» рассматриваемый Проект не содержит отдельной статьи, посвященной Олимпийскому комитету России. Вместо этого, в ст. 9 Проекта ФЗ содержится лишь упоминание об олимпийском движении России наряду с паралимпийским и сурдлимпийскими движениями и специальной олимпиадой России, которые «… возглавляются - организациями, осуществляющими свою деятельность на основе членства в международных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации», а также пункт 4, который закрепляет за ОКР право представлять Российскую Федерацию на Олимпийских играх.
ОКР и спортивные федерации
не могут согласиться с подобным
закреплением статуса ОКР в связи
с тем, что национальные олимпийские
комитеты не являются
членами Международного олимпийского
комитета, а действуют на основе признания
МОК. Кроме того, взаимоотношения ОКР
и МОК, а также международными спортивными
федерациями регулируются соответствующими
уставами и регламентами международных
спортивных организаций и не могут регулироваться
законодательством РФ.
3. Имеющее место в Проекте
ФЗ смешение различных по направлениям
своей деятельности, целям и задачам
организаций в некий единый
конгломерат недопустимо. На самом
деле, пропаганда и развитие идеалов олимпизма
в спорте является исключительно целью
олимпийского движения, которое является
вершиной спорта высших достижений, тогда
как Паралимпийское и Сурдлимпийское
направления занимаются пропагандой таких
важнейших по своей значимости целей,
как адаптация и реабилитация людей с
ограниченными физическими способностями
и возможностями, содействием их интеграции
в общество. Отношения в сфере олимпийского
движения в целом и в России, в частности,
регулируются Олимпийской хартией Международного
олимпийского комитета, регулирование
же Паралимпийских и Сурдлимпийских видов
спорта в России осуществляется специальным
законодательством Российской Федерации,
посвященным защите прав инвалидов.
4. Олимпийский комитет
России полагает, что отсутствие
в Проекте отдельной статьи, регулирующей
правовое положение Олимпийского
комитета России, является существенным
упущением Проекта и существенно
снижает статус этой организации
в системе субъектов физкультурно-спортивного
движения в Российской Федерации.
5. В настоящее время
Олимпийский комитет России является
общероссийским союзом физкультурно-спортивных
объединений и представляет Российскую
Федерацию в международном олимпийском
движении. По сути, Олимпийский комитет
России в настоящее время является единственной
в Российской Федерации организацией,
объединяющей в своем составе практически
весь спектр субъектов отечественного
спортивного движения.16
6. Учитывая данное уникальное
положение Олимпийского комитета
России как на территории Российской Федерации,
так и в международном олимпийском движении,
полагаем, что в федеральном законе, регулирующим
отношения в области физической культуры
и спорт, должна быть предусмотрена отдельная
статья, регулирующая правовой статус
и деятельность Олимпийского комитета
России.
7. Прежде всего, необходимо
на законодательном уровне четко
определить компетенцию Олимпийского
комитета России как одного
из важнейших субъектов российского
спортивного движения. Здесь в
качестве отправной точки имеет
смысл использовать соответствующие
положения Олимпийской хартии
Международного олимпийского комитета
в части регулирования компетенции
национальных олимпийских комитетов,
а также соответствующие Олимпийской
хартии МОК положения нового
Устава Олимпийского комитета
России.
8.Важнейшими полномочиями
Олимпийского комитета России
являются:
- пропаганда и распространение олимпийских идеалов, развитие олимпийского образования на территории РФ;
- представление интересов Российской Федерации на Олимпийских играх и на региональных, континентальных и всемирных комплексных спортивных соревнованиях, проводимых под эгидой МОК;
- непосредственное участие в подготовке, формировании, утверждении и обеспечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Олимпийских играх и других комплексных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой МОК;
- направление спортсменов, тренеров, официальных лиц и иных членов сборных команд Российской Федерации по видам спорта (олимпийская делегация) на Олимпийские игры в соответствии с Олимпийской хартией МОК;
- утверждение официальной формы и экипировки членов своей делегации, за исключением формы и экипировки, используемых во время соревнований;
- утверждение города Российской Федерации, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр.17
9. Необходимо также предоставить
Олимпийскому комитету России
возможность действовать в соответствии
с Олимпийской хартией Международного
олимпийского комитета, даже в
том случае, если нормы Олимпийской
хартии МОК частично не соответствуют
положениям российского законодательства.
Необходимость законодательного закрепления
данного положения вызвана наличием в
Олимпийской хартии МОК нормы, в соответствии
с которой с «помимо мер и санкций,
предусмотренных в случае нарушения Олимпийской
Хартии, Исполком МОК может принимать
все необходимые решения для защиты олимпийского
движения в стране НОК, а именно приостановление
или лишение признания такого НОК, если
конституция, законодательство или другие
нормативные акты, действующие в этой
стране, или любой акт правительственного
органа или любой другой организации,
мешают деятельности НОК или формированию
и выражению его воли». Таким образом,
в случае, если какое-либо положение российского
законодательства не позволяет ОКР выполнить
требования Олимпийской хартии МОК, Олимпийский
комитет России рискует оказаться лишенным
признания МОК, что влечет за собой невозможность
участия российских спортсменов на Олимпийских
играх.
10. Для Олимпийского комитета
России и для олимпийского
движения России в целом крайне
остро стоит проблема защиты
прав Международного олимпийского
комитета на использование наименований
«олимпийский», «Олимпиада» на территории
Российской Федерации. Несмотря на то,
что в соответствии с Олимпийской хартией
Международного олимпийского комитета
наименования «олимпийский», «Олимпиада»
являются олимпийской собственностью
МОК и не могут использоваться без разрешения
последнего, законодательно права МОК
не защищены, в связи с чем ОКР постоянно
сталкивается с фактами, когда третьи
лица, не имея никакого отношения к олимпийскому
движению, незаконно себя с ним ассоциируют,
используя в своем наименовании указанные
обозначения или регистрируя соответствующие
товарные знаки. Неурегулированность
данного вопроса на законодательном уровне
дает Международному олимпийскому комитету
основания применить санкции в отношении
российского олимпийского движения, что
может негативным образом сказаться при
решении вопроса о выборе города – организатора
Олимпийских игр.
11. Наконец, ОКР призывает
учитывать сложившуюся систему
взаимоотношений между Международным
олимпийским комитетом, международными
спортивными федерациями, национальными
олимпийскими комитетами и национальными
федерациями по видам спорта.
Данная система основана на
институте признания международными
спортивными объединениями национальных
спортивных объединений, подробно
изложена в Олимпийской хартии
Международного олимпийского комитета,
уставах международных спортивных
федераций, ей обязаны следовать
все национальные физкультурно-спортивные
объединения, желающие участвовать
в международных спортивных соревнованиях.