Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Актуальность совершенствования физической подготовки представителей различных профессий обусловливается особенностями и спецификой производства. Высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении и повышения производительности труда, а так же высокими требованиями к физической и психологической подготовленности работников, надежности человеческого фактора в системе «человек -- машина» и другими факторами.

Содержание работы

Введение
1. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении
2. Физическое состояние и состояние здоровья студенческой молодежи
3. Мотивация студентов к физкультурно- спортивной деятельности и физическому совершенству
4. Уровень физической подготовленности абитуриентов
5. Анализ научно - методической литературы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Проблемы физического  воспитания студенческой молодежи  и современные подходы при их решении

2. Физическое состояние  и состояние здоровья студенческой молодежи

3. Мотивация студентов  к физкультурно- спортивной деятельности и физическому совершенству

4. Уровень физической подготовленности абитуриентов

5. Анализ научно - методической литературы

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Рост заболеваемости среди населения страны, в том  числе среди студентов, требует  неуклонного совершенствования  и научного обоснования новых  технологий в физкультурно-оздоровительной  работе. Основная цель при обучении и воспитании студентов - формирование потребности в «конструировании здоровья» (Воронцов Б.Н., 1990).

В условиях модернизации Российского образования необходимо совершенствование в вузах системы  занятий физической культуры и спортом. Особое место в этом процессе занимают вузы технического профиля, готовящие  специалистов для различных отраслей промышленности. В настоящее время  физкультурно-оздоровительная работа системе высшего образования  требует совершенствования (Лубышева Л.И., 1994).

Современнее условия  жизни оказывают огромное влияние  на физическую активность молодежи, в  том числе и студентов технических  вузов, что проявляется в снижении их физического развития и подготовленности. Способствование физическому и  профессиональному самосовершенствованию  должно быть приобщение студентов к  самостоятельным занятиям физической культурой, привитие у них потребности  в систематических занятиях физическими  упражнениями. В структуре общей  физической культуры личности студента значительное место отводиться на «совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и образовательной функции студента» (Сысоев В.В., 2003).

Будущая профессия  требует от выпускников технических  вузов крепкого здоровья, высокого уровня физической подготовленности. Однако анализ физкультурно-оздоровительной  работы технических вузов страны показывает, что она не отличается особой спецификой и профессионально-прикладной направленностью (Головин И.А., 1980).

При этом необходимо отметить, что занятия физической культурой в рамках образовательной  программы не позволяют решать всего  комплекса задач, стоящих перед  ней. Многими авторами отмечается снижение интереса к занятиям физической культурой в вузе.

Развитие массовой физической культуры и спорта является в настоящее время важной составной  частью государственной экономической  политики, при этом предоставляемые  физической культурой возможности  используются не эффективно. Одна из основных первоочередных задач в воспитании у учащейся молодежи устойчивого интереса в регулярных занятиях физической культурой и спортом может быть успешно решена при создании педагогических условий стимулирующих формирование потребности к занятиям физической культурой.

Приходится отмечать, что физической культурой и спортом  в настоящее время активно  занимается не более 20% населения. Причинами  этого, чаще всего является: отсутствие спортивных объектов, отсутствие пропаганды здорового образа жизни, высокая  стоимость услуг, предоставляемых  сферой физической культуры. Не случайно в последние годы наблюдается  рост количества студентов имеющих  большие отклонения в состоянии  здоровья (М.Я. Виленский, 1996). В.И. Дубровский, А.В. Лотоненко, М.М. Поташник (1998) и др. также отмечают о снижении состоянии здоровья, физического развития и подготовленности молодежи в различных областях РФ.

В исследованиях  проведенными научными центрами отмечается, что ежегодно на первый курс вузов  России поступает обучаться только 16 % абитуриентов, отнесенных к основной медицинской группе (Т.Г. Коваленко, 2000 и др.). К последнему году обучения количество студентов, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской  группе, увеличивается. Такая тенденция .типична для многих вузов РФ. Это указывает о возможной деградации интеллектуальной элиты страны в будущем (Л.В. Волкова, Т.Г. * Коваленко, 2000). Опасность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшие годы современные студенты будут предопределять степень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный уровень.

При этом невозможно достигнуть успехов в решении  данной проблемы только созданием нормативно-правовых актов, регламентирующих занятия физической культурой. В приказе Министерства образования РФ №2715/227/166/19 «О совершенствовании  процесса физического воспитания в  образовательных учреждениях РФ» от 16.07.2002 указывается:

- считать приоритетным  направления совершенствования  процесса физического воспитания  в учреждениях высшего образования;

- создавать условия,  содействующие сохранению и укреплению  физического и психологического  здоровья воспитанников средствами  физической культуры и спорта;

- обеспечивать взаимодействие  физического воспитания с учебно-воспитательным  процессом для освоения ценностей  физической культуры, удовлетворения  потребностей обучающихся в занятиях  физическими упражнениями и спортом;

- формировать физическую  культуру личности с учетом  индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.

Одним из важнейших  компонентов, составляющих структуру  активности занятий физической культурой  и спортом, является внутреннее желание  и интерес к занятиям у каждого  отдельного человека. Поэтому формирование у молодежи потребности в физкультурной  деятельности должно стоять во главе  угла физкультурно-оздоровительной  работы любого образовательного учреждения, в том числе и технического вуза. Большую роль при этом будет  играть осознание студентами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании.

Физическая культура будущих специалистов - один из важных видов культуры личности и культуры общества в целом и без нее  достичь всестороннего развития молодежи невозможно. Это отражено в государственном образовательном  стандарте по дисциплине «Физическая  культура» (1993), в «Примерной учебной  программе для высших учебных  заведений» по дисциплине «Физическая  культура» (1995).

В физкультурно-оздоровительной  работе, проводимой в вузе необходимо стремиться к решению задач достижения уровня образованности, когда познавательные интересы в области физической культуры перерастают в потребность движения, увеличение количества самостоятельных занятий.

Самостоятельные занятия  способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить  общее время занятий физическими  упражнениями, ускоряют процесс физического  совершенствования, являются одним  из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с  учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность, и эффективность физического воспитания.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и  физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия должны проводиться спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве  кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Актуальность совершенствования  физической подготовки представителей различных профессий обусловливается  особенностями и спецификой производства. Высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит  работать специалисту, большой долей  личного фактора в обеспечении  и повышения производительности труда, а так же высокими требованиями к физической и психологической  подготовленности работников, надежности человеческого фактора в системе  «человек -- машина» и другими факторами.

Проблемы физического  воспитания студенческой молодежи и  современные подходы при их решении

Большой вклад в  исследование проблемы формирования потребности  в физической культуре внесли: М.Я. Виленский (1984), В.М. Выдрин (1996), А.В. Лотоненко (1998), Л.И. Лубышева (1992) и др. В работах этих авторов положено начало новым направлениям в изучении физической культуры и ее теории, необычным подходам при разработке технологии физкультурной деятельности и ее концепции в современных условиях;

Давая положительную  оценку вкладу исследователей в решение  проблемы физического воспитания молодежи, нужно заметить, что единых подходов в рассмотрении вопросов по формированию у студентов потребности в физической культуре, ее видов, форм, методов их использования в процессе физического воспитания студентов технических вузов еще не достаточно. Отсутствие разработанной системы формирования у студентов потребности к занятиям физической культурой, потребность педагогической практики в научно-обоснованных методических рекомендациях по внедрению в технических вузах разнообразных форм физической культуры, делает разработку этой задачи крайне актуальной.

Таким образом, все  это определило выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Формирование  потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания».

Гипотеза исследования. Формирование у студентов технического вуза потребности к занятиям физической культурой, будет эффективным, если используется рейтинговая система  оценивания их физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности, опирающаяся  на реализации индивидуального и  личностно-ориентированного подхода.

Объект исследования -- физкультурно-оздоровительная работа со студентами технического вуза.

Предмет исследования - особенности формирования у студентов  технического вуза потребности к  занятиям физической культурой на основе использования рейтинговой системы оценивания.

Цель исследования - изучение влияния рейтинговой системы оценивания двигательной деятельности студентов технического вуза на формирование у них потребности к занятиям физической культурой.

Задачи исследования:

1. Определить условия,  влияющие на формирование у  студентов потребности к занятиям физической культурой.

2. Обосновать этапы  формирования у студентов потребности  к занятиям физической культурой.

3. Определить эффективность  деятельности физкультурно-оздоровительного  клуба по формированию потребности  к занятиям физической культурой.

4. Оценить эффективность  влияния рейтинговой системы оценки двигательной деятельности студентов технического вуза на формирование у них потребности к занятиям физической культурой.

Методологические  основы исследования. Исследование базировалось на личностно-ориентированном, индивидуальном и дифференцированном подходах к  процессу обучения. При выявлении  элементов воспитательного воздействия  в различных сферах деятельности определяющее значение имели педагогические концепции в области управления развитием образовательных систем.

Теоретическими основами исследования явились идеи о единстве и взаимообусловленности категорий  социального и биологического (П.Ф. Лес-гафт, Б.Г. Ананьев), научные положения, касающиеся обоснования средств, форм и методов формирования физической культуры личности (Ю.Ф. Ку-рамшин, СП. Евсеев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, В.А. Якунин, Н.В. Кузьмина).

Методы исследования: Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, итоговый анализ результатов исследования, методы математической статистики.

Информация о работе Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом