Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Актуальность совершенствования физической подготовки представителей различных профессий обусловливается особенностями и спецификой производства. Высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении и повышения производительности труда, а так же высокими требованиями к физической и психологической подготовленности работников, надежности человеческого фактора в системе «человек -- машина» и другими факторами.

Содержание работы

Введение
1. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении
2. Физическое состояние и состояние здоровья студенческой молодежи
3. Мотивация студентов к физкультурно- спортивной деятельности и физическому совершенству
4. Уровень физической подготовленности абитуриентов
5. Анализ научно - методической литературы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Организация исследования. Исследование проводилось в 4 этапа.

Первый этап (2001 год) состоял из изучения состояния проблемы, методологической базы исследования, определения понятийного аппарата и формулирования гипотезы исследования.

Второй этап (2002 год) был посвящен разработке системы  формирования потребности у студентов  к занятиям физической культурой.

Третий этап (2003-2004 год) включил в себя корректировку  основных положений работы, проверку эффективности разработанной системы  и проведение педагогического эксперимента.

Четвертый этап (2005 год) посвящен подведению и обобщению  итогов, обработке результатов и оформлению диссертации.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается  в дополнении теории физической культуры студентов новыми данными, связанными с разработкой и обоснованием организационно-методических условий, направленных на формирование положительного отношения студентов к занятиям физическими упражнениями.

Расширены теоретические  положения по формированию потребности  к занятиям физической культурой  у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания.

Теоретически обоснована структура и содержание деятельности физкультурно-оздоровительного клуба  на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода.

Научная новизна: .

- Разработана рейтинговая  система оценки двигательной  активности студентов технического  вуза на основе индивидуального  и личностно-ориентированного подхода  в выборе ими вида физкультурной деятельности;

- программа, структура,  содержание организации деятельности  физкультурно-оздоровительного клуба  по формированию потребности  к занятиям физической культурой  у студентов технического вуза  на основе использования современных информационных технологий;

- определены педагогические  условия и методика поэтапного  формирования у студентов потребности  в занятиях физической культурой  на основе индивидуального и  личностно-ориентированного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у студентов  технических вузов потребности  к занятиям физической культурой;

- организационно-методологического  обеспечения процесса формирования  потребности к занятиям физической  культурой студентов технического вуза;

- программа, структура,  содержание организации деятельности  физкультурно-оздоровительного клуба  по формированию потребности  к занятиям физической культурой  у студентов технического вуза  на основе использования современных информационных технологий;

- практических рекомендаций  по формированию потребности  к занятиям физической культурой у студентов технических вузов.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности процесса формирования потребности к занятиям физической культурой у студентов технических вузов, для повышения их физкультурного образования и физической подготовленности, а также при разработке и подготовке лекционных курсов, методических пособий для специалистов по физической культуре с целью повышения качества профессионального образования на факультетах физической культуры педагогических вузов, факультетах повышения квалификации и вузов физкультурного профиля.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Формирование у  студентов технического вуза  потребности в занятиях физической  культурой достигается на основе  индивидуального и личностно-ориентированного  подхода при выборе ими вида физкультурной деятельности.

2. Эффективность  физкультурно-оздоровительной работы  в техническом вузе по формированию  потребности к занятиям физической  культурой обеспечивается за  счет внедрения специальных программ  занятий физическими упражнениями  в клубах по интересам и  внедрения рейтинговой системы  оценивания двигательной активности студентов.

Достоверность результатов  исследования обеспечивается использованием комплекса методов педагогического  исследования адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, репрезентативностью выборки, экспериментальной  проверкой гипотезы исследования и  статистической обработкой полученных результатов.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Материалы  диссертационного исследования представлены и обсуждались на международных  и всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы физкультурного образования детей и учащийся молодежи» (г. Шуя. 2002г.); «Физическая культура и спорт в формировании личности студента высшего учебного заведения» (г. Тула. 2003г.); «Проблемы качества образования» (г. Иваново. 2004г.); «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (г. Липецк. 2004г.); «Физкультурное образование детей и учащейся молодежи» (г. Шуя. 2004.Г.); «Новые технологии в организации и контроле учебного процесса» (г. Иваново. 2005г.); «Формирование потребности к занятиям физической культурой в условиях деятельности спортивного клуба (г. Иваново. 2005г.). Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедр физической культуры Шуйского государственного педагогического университета и Ивановского государственного химико-технологического университета, а также семинарах и консультациях с преподавателями физической культуры вузов и тренерами Ивановской, Нижегородской, Владимирской, Костромской областей. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты внедрены в учебный процесс подготовки студентов факультета физической культуры Шуйского государственного педагогического университета.

Программа, содержание, формы и методы по формированию потребности  в занятиях физической культурой  у студентов технического вуза на основе рейтинговой системы оценивания внедрены в физкультурно-оздоровительную  работу Ивановского государственного химико-технологического университета.

Полученные в ходе работы экспериментальные данные, выводы и рекомендации отражены в 13 публикациях.

Структура и объем  диссертации. Работа изложена на 188 страницах  машинописного текста и состоит  из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 22 рисунка, 24 таблицы  и 6 приложений. Список литературы включает 263 источника, в том числе 9 на иностранных языках.

Анализ научно - методической литературы

В этой главе рассматриваются  позиции многих исследователей по проблеме формирования потребности у студентов  к занятиям физической культурой. Дан  анализ современных концепций и  теорий формирования потребности в  психолого-педагогической литературе, методологические и теоретические  подходы в организации физкультурно-оздоровительной  работы с молодежью в рамках учебного процесса и во не учебное время.

1.1 Формирование потребности  к занятиям физической культурой  как психолого-педагогическая проблема

Изменения в обществе, переход высшего образования  к личностно-ориентированной педагогике, состояние уровня здоровья современных  студентов требуют серьезного подхода  к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культурой, к исследованию особенностей реализации данного процесса в условиях вуза.

Физическому воспитанию студенческой молодежи всегда придавалось  большое государственное значение как одному из главнейших средств  гармоничного и всестороннего воспитания молодого человека.

В 1918 г. Декретом СНК  была объявлена перестройка высшей школы. В сентябре 1918 г. утверждается Декларация о единой трудовой школе  РСФСР, где применение физической культуры и спорта определялось в качестве основных средств физического воспитания. Еще в 1920-1925 гг. разработаны своеобразные схемы уроков по физическому воспитанию с упором на решение прикладных задач. В 1929 г. СНК РСФСР принял постановление  о внедрении физической культуры в учебные планы вузов.

На протяжении многих десятилетий решается проблема подъема  уровня физического воспитания студенческой молодежи. Теоретические и организационно-педагогические основы рассматривались многими  авторами (Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Н.К. Ковалев, и др.). Из ближнего зарубежья можно отметить следующих специалистов (А.П. Внуков, Г.П. Грибан, В.М. Рейзин, В.В. Торопов и др.).

Рассмотрение содержания первых учебных программ физического  воспитания для студентов показывает, что общая тенденция вузовской  физической культуры, заложенная изначально, стала основой при ее дальнейшей разработке и развитии. Строгое прохождение  регламентированного программного материала, заведомо ограничивало духовное воспитание личности студента, его  индивидуальности. Утилитарная установка  при применении средств, методов, форм обучения и воспитания в области  физической культуры не содействовала  развитию личностной физической культуры как значимого вида общей культуры молодежи. В итоге это выразилось в снижении потребности, интересов  и мотивов у студентов технических  вузов к занятиям физической культуры, уменьшением авторитета дисциплины «Физическая культура» в системе вузовского образования.

Признано, что занятия  физической культурой являются важнейшим  фактором поддержания и укрепления здоровья, формирования положительного морально-психологического климата  в различных коллективах. Идя  в ногу с общемировым направлением в вопросе развития физической культуры и спорта, основополагающей, тенденцией социальной политики в нашей стране становится претворение в жизнь  гуманистических идей и ценностей.

Новые ориентиры  развития физической культуры и спорта закреплены в различного рода государственных актах: приказ МО РФ №1418 от

15.05.2000 по утверждению  Положения о центре содействия  укреплению здоровья обучающихся;  приказ МО РФ №176 от 20.01.2001 о  национальной концепции «Образование  и здоровье»; «Концепция развития  физической культуры и спорта  в Российской Федерации на  период до 2005 года» государственный  комитет Российской Федерации  по физической культуре, спорту  и туризму от 31 января 2001 года № 2/1 и др.

В «Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2005 г.» говорится, что приоритетными направлениями  развития науки в области физической культуры и спорта должны стать разработка теоретико-методологических основ  формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация  и внедрение новых технологий, усовершенствованных педагогических систем.

Появление новой  Концепции развития физической культуры и спорта обусловлено снижением  уровня физической подготовленности, состояния здоровья, физического  развития всех социально-демографических  групп населения России, в том числе и студентов.

Физическая культура, являясь одной из граней общей  культуры, во многом предопределяет поведение  человека в учёбе, на производстве, в быту, оказывает содействие решению  образовательных, воспитательных и  оздоровительных задач. По мнению А.А. Дубова (1982), Г.К. Зайцева (1994), СВ. Малиновского (1976), П.А. Назарова (1970) колоссальный общественный потенциал физической культуры и  спорта используется не в полной мере. Это мало затратный и наиболее эффективный способ морально - нравственного  и физического оздоровления нации.

В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу - к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

На заседании государственного совета России 30 января 2002 года, Президент  РФ Владимир Путин одобрил принятие решения создания Совета по физической культуре и спорту при главе государства. Президент поддержал концепцию  развития физической культуры и спорта в России на период до 2005 года.

На сегодняшний  день, в образовательном процессе вуза, качество системы педагогического  воздействия на психологию студентов  в привитии потребности в занятиях физическими упражнениями не достаточно (Асмолов А.Г., 1990; Бодалев А.А., 1983; Гуревич К.М., Столина В.В.).

Некоторые авторы основополагающими  движущими силами к самосовершенствованию  считают личностные и общественно - значимые потребности человека и  высокий уровень эмоционально-волевого развития.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В условиях образовательного процесса в вузе это противоречие возникает между требованиями педагогов  и определенным отношением к ним  студентов. По мнению Т.К. Тихоновой (2000), данное противоречие в процессе самовоспитания имеет лишь ситуативный характер и по результативности может, чаще всего, находиться на минимальном уровне достижения успеха.

Психологические аспекты, за счет которых появляется потребность  в саморазвитии. Таковыми являются познавательные, эмоциональные и  волевые процессы, осуществляющие в  процессе самостоятельной деятельности мотивационную и регулирующую функции. У человека мотив к деятельности возникает после полученной информации о себе и внешней среде, при  этом у него проявляются эмоции, инициированные этой информацией. 

Регулирующими механизмами  в процессе самостоятельных занятий  могут быть как чувства, так и  мышление. Волю относят также к  регулирующим факторам в психике  человека, без нее не может быть сознательного самоуправления. Волевые  качества личности, такие как выдержка, целеустремленность, решительность  сами побуждают активность личности в работе над собой. Личность развивается  и совершенствуется лишь в ходе преобразующей  деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом