Начальная подготовка юных бегунов на середине дистанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции
1.1 Каким должен быть бегун
1.2 Техника бега
1.3 Тактика бега
Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
2.1 Развитие выносливости
2.2 Развитие скоростных способностей
2.3 Развитие координационных способностей
Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции
Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
4.1 Начальная подготовка
4.2 Специальная подготовка
4.3 Спортивное совершенствование
4.4 Нагрузка юных бегунов
Вывод

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по легкой атлетике на тему.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

Изучение опыта работы тренеров, биографий многих спортсменов, наши собственные исследования и наблюдения за юными бегунами позволяют сделать вывод: применительно к бегу на средние и длинные дистанции одноэтапный отбор, проводимый даже на довольно длительном (до полутора лет) отрезке времени, не всегда эффективен. Поэтому организация отбора в названных видах предусматривает его многоэтапность в соответствии с поставленными задачами.

 

В беге на средние и длинные дистанции  отбор следует приурочить к следующим  этапам многолетнего тренировочного процесса.

 

На первом этапе (10-12 лет и моложе) тренер осуществляет набор в группы начальной подготовки. Затем на основе многоборности проводится общая  ориентация детей на занятия видами бега на выносливость. Оценка способностей занимающихся и дальнейший отбор  осуществляется по результатам тестирования.

 

На втором этапе (13-16 лет) юные бегуны пробуют свои силы на различных дистанциях. Однако при этом желательно избегать узкой направленности в нагрузках  и узкой специализацией.

 

Третий этап отбора - наиболее ответственный. Он совпадает с возрастом 17-19 лет, когда выявляется склонность спортсменов к одной - двум дистанциям. На этом этапе необходимо практиковать старты не только на избранных, но и на смежных дистанциях.

 

Четвертый этап связан с непосредственным отбором в сборные команды различного масштаба.

 

Прежде, чем перейти непосредственно  к практическим рекомендациям по отбору бегунов, укажем основные показатели, характеризующие различные стороны  подготовленности на всех этапах отбора.

 

К таким показателям (по степени их важности) относятся:

 

1. Уровень развития важнейших  физических качеств и темпы  их прироста под воздействием  тренировки.

 

2. Состояние функциональных систем  организма, обеспечивающих успех  в беге, и динамика их совершенствования.

 

3. Антропометрические особенности спортсмена.

 

Кроме того, следует учитывать и  другие показатели (которые подробно не рассматриваются в статье), а  именно: свойства высшей нервной деятельности, психические особенности спортсменов  и их способность к адаптации  к возрастающим нагрузкам.

 

Помимо этих показателей при  отборе нужно принимать во внимание: а) модельные характеристики сильнейших спортсменов; б) индивидуальные особенности  биологического возраста детей и  подростков; в) критические и чувствительные периоды развития двигательных функций; г) средства и методы начальной спортивной специализации; д) состояние здоровья.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП (10 - 12 лет).

 

На этом этапе тренеры просматривают  сотни ( а порой и тысячи) школьников на уроках физкультуры, на различных  массовых детских соревнованиях. Эффективность этой работы во многом повышается, если у тренера ДЮСШ налажены контакты с учителями физкультуры общеобразовательных школ (особенно тех, где имеются специальные спортивные классы). Учитель, который на протяжении длительного времени наблюдает ребят на уроках физкультуры, может с довольно большой степенью точности указать детей, склонных к бегу.

 

Так происходит предварительная или  поисковая часть отбора, когда  оцениваются в основном внешние  признаки новичков: рост, вест, двигательная активность на уроке, желание тренироваться, склонность к бегу и т. п.

 

Первое, с чем сталкивается тренер при отборе, это внешние данные (антропометрические показатели) спортсменов.

 

В течение ряда лет проводились  специальные исследования, которые  позволили выделить анатомо-морфологические критерии, наиболее характерные для бегунов на средние дистанции различного возраста (табл.2), которые можно применить при отборе.

Таблица 2

 

Возраст (лет) Рост (см) Вес (кг) ОКГ (см)

ЖЕЛ (см3)

10-12

 

13-14

 

15-16

 

17-18

 

19-20

 

21 и старше

 

1446

 

1587

 

1707

 

1755

 

1775

 

1784

 

377

 

478

 

598

 

656

 

675

 

684

 

693

 

762

 

863

 

913

 

923

 

942

 

2260140

 

2780120

 

4000170

 

4740150

 

4970120

 

5090120

Как видно, пределы этих критериев  довольно широки. Однако нужно учитывать, что с возрастом и повышением спортивной квалификации диапазон разброса антропометрических показателей несколько сужается. Здесь сказываются влияние многолетних специфических нагрузок на организм спортсменов, более тщательный отбор перспективных бегунов и отсев менее приспособленных к бегу на средние дистанции. Еще раз напомним: роль антропометрических особенностей при отборе к бегу может быть только вспомогательной и наибольшую значимость им следует придавать только на первых этапах.

 

Далее для детей, выбранных на основе наблюдений, проводится тестирование по специальному комплексу (табл. 3).

 

На первом этапе комплекс включает лишь 5 упражнений-тестов: бег на 60, 300, 600 и 2000 м и тройной прыжок с  места. Новички, результаты которых  по большинству упражнений не уступают нижней границе табличных тестов, могут быть зачислены в группу. Например, в беге на 300 м результат не должен быть хуже 1.06,7 (1.01,5 + 5,2). Как уже отмечалось выше, в таблице дается средний уровень результатов для каждой возрастной группы, позволяющий в будущем добиться успеха в беге на средние дистанции.

 

Следует отметить, что в возрасте 10-12 лет еще не сказывается влияние  полового развития на проявление физических качеств и поэтому по результатам  тестов в какой-то мере уже можно  оценить потенциальные возможности юных бегунов.

 

В конце первого этапа тестирование проводится вновь, и по его результатам  производится отбор. Как правило, дети, склонные к бегу на средние дистанции, в это время показывают результаты, соответствующие верхней границе  для своего возраста или даже близкие (а иногда и превышающие) к нижней границе результатов для следующей группы (13-14 лет).

 

ВТОРОЙ ЭТАП (13-16 лет).на втором этапе  отбора оценка результатов тестирования и темпов их прироста осуществляется с учетом биологического возраста, так как он совпадает с периодом наиболее бурного полового развития. Хорошими считаются темпы приростов 7-10% в начале этапа и 5-7% в конце его. В конце этапа бегуны выходят на уровень результатов III - II взрослого разряда.

 

Иногда первые два этапа  могут быть объединены из-за того, что подросток (занимаясь другими видами спорта и по другим причинам) не смог начать тренировки по бегу в раннем возрасте. В этом случае, учитывая предшествующую деятельность, ориентируются на результаты первоначального обследования и темпы роста в процессе тренировок. При этом результаты тестирования не должны уступать среднему уровню для данного возраста или быть близкими к нему (если это возраст пубертатного развития, то в расчет берется биологическая зрелость).

Таблица 3

Тест Возраст (лет)

10-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21 и старше

60 м 10004 8,80,4 7,90,3 7,60,3 7,40,3 7,30,2

100 м - - 12,60,4 11,70,3 11,50,4 11,40,3

300 м 61,55,2 47,23,9 42,02,8 38,02,0 37,31,2 37,31,3

600 м 2.12,58,0 1.47,04,0 11.33,04,0 1.26,03,0 1.23,02,0 1.22,02,0

1000 м - 3.17,07,0 2.51,06,0 2.34,04,0 2.31,04,0 2.28,03,1

2000 м 8.43,019,0 7.11,013,0 6.27,010,0 5.48,07,0 5.33,06,0 5.21,05,0

3000 м - 11.14,023,0 9.59,022,0 8.54,018,0 8.39,014,0 8.21,012,0

Тройной с/м (см) 50040 61040 72040 77040 78030 81030

10-й с/м (м) - 221,90 252,20 261,50 271,70 282,10

400 м - 67,03,5 56,92,2 531,6 511,1 501,1

800 м - 2.34,04,0 2.07,03,0 1.57,02,0 1.54,02,0 1.51,02,0

1500 м - 5.23,011,0 4.35,09,0 4.03,05,0 3.54,04,0 3.47,04,0

__________________

.

  Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции

________________________________________

На втором, специально подготовительном, этапе тренировки бегун входит в  спортивную форму. Это достигается  повышением интенсивности тренировочных  занятий, увеличением удельного  веса бегуна и специальных упражнений (до 60-75%), направленных на развитие специальной выносливости. Продолжительность второго этапа - два месяца.

 

Рекомендации по планированию тренировки начинающих бегунов и бегунов, занимающихся второй-третий год, цель которых - достижение результатов второго-первого разряда. На основе этого планирования могут тренироваться и более подготовленные бегуны, лишь несколько увеличив объем тренировочной работы.

 

На первом этапе подготовительного  периода (в ноябре - феврале) основные задачи - втягивание в бег, развитие выносливости, показателем чего будет значительное снижение частоты пульса (до 50 ударов в минуту и меньше в покое). Основные средства - медленный бег, продолжительность которого постепенно увеличивается, вначале равномерно, а позже - переменный, с легкими непродолжительными ускорениями. Количество тренировочных занятий в неделю: для юношей 15-16 лет - 4 основных и 2 дополнительных, для юношей 17-18 лет - 5 основных и 2-3 дополнительных. Основная задача второго этапа (март, апрель) - совершенствование общей и развитие специальной выносливости. Основные средства - интервальный (переменный и повторный) бег в различных сочетаниях с постепенно увеличивающейся скоростью, контрольный бег (прикидки) и соревнования.

 

Таблица 4. общий километраж и средняя скорость бега на 1000 м.

Месяц Юноши 15 - 16 лет Юноши 17 - 18 лет  Юниоры и взрослые

километраж скорость километраж скорость километраж скорость

Ноябрь 100 5,00 120 5,00 140 4,50

Декабрь 200 4,50 140 4,50-4,40 160 4,40-4,30

Январь 160 4,40 180 4,40-4,30 200 4,30-4,20

Февраль 200 4,30 220 4,30-4,20 240 4,20-4,00

 

Применение интервального бега повышает интенсивность отдельных  тренировочных занятий и всей тренировки в целом, однако общий  километраж бега у начинающих спортсменов  остается без существенных изменений. Прикидки и соревнования (1-2 раза в месяц) проводятся на фоне большой по объему тренировочной работы с некоторым снижением ее в последние 2-3 дня. Характер тренировки в апреле остается таким же, как и в марте, только занятия по общей физической подготовке из зала выносятся на воздух. Интервальный бег дополняется пробежками на удлиненные отрезки.

 

Тренировка бегунов, занимающихся 2-3 года, может осуществляться на основе варианта, рекомендованного для начинающих, но с увеличением объема тренировочной работы и повышением ее интенсивности. В ноябре - феврале по вторникам и пятницам как минимум кроме беговой тренировки проводятся занятия по общей физической подготовке (в зале). В марте и апреле объем тренировочной работы по сравнению с февралем уменьшается на 20-30%, а скорость пробежек продолжает нарастать. К концу апреля, скорость по отрезкам у бегунов будет следующей (в расчете на 2.00,0 и 4.10,0);

На 800 м

 

На 1500 м

100 м

14,0 -

200 м 28,0 32,0-33,0

300 м 43,0-45,0 48,0-50,0

400 м 58,0-60,0 64,0-66,0

600 м - 1.36,0-1.40,0

800 м - 2.08,0-2.12,0

1000 м - 2.52,0-3.00,0

 

Если в воскресенье проводятся соревнования, накануне тренировка облегчается  или проводится только разминка.

 

Соревновательный период начинается в мае - июне и продолжается до сентября, а для сильнейших бегунов до октября включительно. Главная задача в мае-июне - синтез качеств, приобретенных в подготовительном периоде, закрепление спортивной формы, достижение высокого уровня тренированности, в последующие месяцы - оттачивание спортивной формы и достижение максимально высоких спортивных показателей. Основные средства - интервальный бег (повторный и переменный) в различных сочетаниях на дорожке и местности со скоростью, нужной для достижения запланированных результатов. Объем тренировочной работы у большинства бегунов продолжает снижаться и составляет 60-70% максимального объема, достигнутого ранее. Количество тренировочных занятий (включая дополнительные), уменьшается на одно-два.

 

Таблица 5. Длина, число и скорость пробежек в апреле.

Длина отрезков Юноши 15 - 16 лет Юноши 17 - 18 лет Юниоры и взрослые

Число повторений скорость Число повторений скорость Число повторений скорость

100 м До 15 16,0 До 20 15,5 До 24 15,0

200 м « 8 32,0 « 10 31,0-32,0 « 12 30,0-31,0

300 м « 5-8 48,0 « 6-7 48,0 « 8 47,0-48,0

400 м « 4 64,0 « 5 64,0 « 6 63,0-64,0

600 м « 2 1.36,0-1.40,0 « 3 1.36,0-1.40,0 «  4 1.36,0-1.40,0

800 м « 1 2.12,0-2.15,0 « 2 2.12,0-2.15,0 «  3 2.15,0-2.20,0

1000 м « 1 2.55,0-3.00,0 « 2 2.55,0-3.05,0 «  2 2.50,0-3.00,3

1500 м - - 1 4.30,0 1 4.25,0

2000 м - - 1 6.10,0-6.20,0 1 6.05,0-6.15,0

 

В мае большая часть занятий  проводится на дорожке стадиона или  местности, позволяющей точно контролировать скорость бега. В последующие месяцы количество тренировочных занятий  на местности увеличивается и составляет 40-50% у бегунов на 800 м и 60-80% - у остальных бегунов.

 

Если в подготовительном периоде  все соревнования рассматривались  как учебные, то в соревновательном периоде по меньшей мере 2-3 соревнования, а для сильнейших бегунов - 3-4, должны явиться смотром итогов проделанной работы за год. Этим наиболее ответственным соревнованиям предшествует серия из 3-5 еженедельных подводящих стартов и контрольных пробежек на различные дистанции. Чем ближе к ответственным соревнованиям, тем короче дистанции подводящих соревнований и контрольных пробежек, и наоборот. Каждое из подводящих соревнований должно служить решению определенной задачи - проверке тех или иных вариантов раскладки сил, тактических приемов, быстроты и длительности финишного броска и т.п.

 

Чтобы осуществить "настройку" к  ответственным соревнованиям, большинству  бегунов достаточно 10-14 дней. В эти  дни, как правило, объем тренировочной  работы значительно уменьшается, однако интенсивность ее остается на прежнем  уровне и даже повышается. Последняя максимальная нагрузка должна быть по меньшей мере за пять дней до соревнований. На кануне для всех бегунов обязательна разминка, главная цель которой - снять излишнее нервное напряжение.

 

Объем общеразвивающих упражнений в этом периоде значительно уменьшается - до одного-двух раз в неделю, чтобы сохранить достигнутый уровень общей физической подготовленности. Примерный недельный цикл тренировки в соревновательном периоде (май-июнь):

 

Понедельник: Восстановительный (после  соревнований) бег в легком переменном темпе на местности: 20-30 мин. Для бегунов на 800 м и 30-40 мин для бегунов на 1500 м.

 

Вторник: Интервальный (вначале переменный, а потом и повторный) бег на стадионе или ровной местности со скоростью равной соревновательной и выше, на ускоренных отрезках до утомления, с отдыхом между ускоренными пробежками в беге трусцой: 100-200 м за 15,5-14,0 и 28,0-30,0 (на 1500м).

 

Среда: Интервальный бег с соревновательной скоростью, но с предельной для каждого  бегуна длиной отрезков, усиливая скорость бега почти до максимума, на отрезке от нескольких десятков метров до 100 м. Эта тренировка наиболее напряженная.

Информация о работе Начальная подготовка юных бегунов на середине дистанции