Начальная подготовка юных бегунов на середине дистанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции
1.1 Каким должен быть бегун
1.2 Техника бега
1.3 Тактика бега
Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
2.1 Развитие выносливости
2.2 Развитие скоростных способностей
2.3 Развитие координационных способностей
Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции
Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
4.1 Начальная подготовка
4.2 Специальная подготовка
4.3 Спортивное совершенствование
4.4 Нагрузка юных бегунов
Вывод

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по легкой атлетике на тему.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

Четверг: Повторный бег на удлиненных отрезках со скоростью, равной соревновательной (если отрезки не превышают половины дистанции) и несколько ниже (если отрезки больше половины дистанции): 4-5х400 м за 58,0-60,0 м; 3-4х500 м за 1.19,0-1.22,0; 4-6х600 м за 1.34,0-1.36,0; 3-4х800 м за 2.15,0-2.18,8; 2-3х1200 м за 3.28,0-3.30,0.(на 1500 м).

 

Пятница: Отдых или облегченная  тренировка на местности: кросс в переменном темпе с одной двумя ускоренными пробежками до 300 м для бегунов на 800 м и до 500 м для бегунов на 1500 м.

 

Суббота: Разминка.

 

Воскресенье: Участие в соревнованиях  или контрольные пробежки на различные  дистанции.

 

Заключительный период продолжается 2-4 недели. Начинается в октябре или ноябре, от того, когда кончаются соревнования в зависимости. Главная задача - восстановление сил бегуна после напряженных тренировки соревнований, ломка сложившихся ритмов деятельности организма и последующее создание новых ритмов на основе повышенных требований. Основные средства - кроссовый бег в умеренном, равномерном и переменном темпе и различные виды физической деятельности, не связанные с бегом. Количество тренировочных занятий - 3-4 дня для юношей и 4-5 для юниоров и взрослых.

 

4.4 Нагрузка юных бегунов.

Основой для непрерывного роста  работоспособности юных бегунов (14-15 лет, спортивная классификация -II-Ш  разряд)на средние дистанции является правильный выбор тренировочных  средств и дозировка объема и интенсивности тренировочной нагрузки с учетом физического развития спортсменов. При этом особую значимость имеет вопрос о соотношении тренировочных нагрузок аэробной, смешанной и аэнаэробной направленности в годовом цикле, поскольку он до настоящего времени остается нерешенным и вызывает разногласия специалистов. В процессе практической работы со спортсменами, имеющими значительные индивидуальные различия в характере приспособления к физическим нагрузкам, границы перечисляемых ниже зон могут легко стираться при многократном повторении тренировочных нагрузок. И все-таки классификация тренировочной работы, в основе которой лежит принцип преимущественной направленности воздействия на ту или иную функциональную систему, имеет несомненные достоинства, выражающиеся в объективности и надежности оценок.

 

В результате проведенных исследований срочного тренировочного эффекта различных  беговых упражнений все тренировочные  нагрузки были разделены на следующие  группы:

 

1. Нагрузки преимущественно аэробной  направленности.

 

В среднем ЧСС при выполнении таких нагрузок находилась в границах 130-150 уд/мин, рН до 7,35 и ВЕ до 3. К такому виду нагрузок относили кроссовую подготовку и некоторые формы силовой  работы - выпады, ходьба с высоким  подниманием бедра (указанная силовая подготовка проводилась на отрезках от 100 до 600 м).

 

II. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного  воздействия нами были подразделены  на 2 зоны интенсивности: 1-я зона- ЧСС от 150 до 170 уд/мин; рН от 7,36 до 7,30 и ВЕ от 3 до 5 мэкв/л; 2-я зона  - ЧСС от 175 до 185 уд/мин; рН от 7,30 до 7,20 и ВЕ от 10 до 15 мэкв/л.

 

В эту группу входили в основном следующие упражнения: бег на отрезках от 200 до 400м и бег на отрезках от 600 до 3000м (выполнение повторным и  переменным методом), а также темповой бег на отрезках до 5000м.

 

Работа в смешанной зоне является своего рода переходом от совершенствования  аэробных механизмов энергообеспечения  к анаэробным. Поэтому бег в  данной зоне применялся начиная с  сентября, а его объем постепенно возрастал до января и с февраля по апрель. В январе и с апреля по июнь объем нагрузки в этой зоне резко снижался, что вызывалось значительным увеличением объема бега в анаэробной зоне.

__________________

.

  Начальная подготовка юных  бегунов на средние дистанции

________________________________________

Ш. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия: ЧСС при такой работе составляла более 180 уд/мин; рН от 7,20 до 7,02 и ВЕ от 15до 27 мэкв/л. К ним относились бег на отрезках от 400 до 1000м (повторный  и интервальный методы). Сюда относились также специальные беговые упражнения на отрезках от 100 до 600м.

 

1V. К нагрузкам анаэробно-алактатного  воздействия мы относили упражнения  скоростно-силового характера, выполняемые  с максимальными усилиями (время  выполнения 10-15 с). Бег в анаэробной зоне применялся на протяжении всего годичного цикла подготовки за исключением 1-го этапа подготовительного периода. Нагрузки анаэробного воздействия постепенно возрастают на протяжении всего годичного цикла, достигая своего пика.

 

Спортсменки и спортсмены регулярно тренировались в течение всего годичного цикла по 5 раз в неделю. Годичный цикл тренировок был разбит на периоды, которые, в свою очередь делились на этапы.

 

Подготовительный период: общеподготовительный этап (с августа по ноябрь - 13 недель) и специально-подготовительный этап (с ноября по февраль - 13 недель).

 

Соревновательный период: предсоревновательный этап (с февраля по апрель - 8 недель) и соревновательный этап (с апреля по июнь - 9 недель).

 

Переходный период - с июня по август- 9 недель.

 

Такая продолжительность отдельных  периодов и этапов была обусловлена  уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями  и календарем соревнований. В табл.6 приведено процентное соотношение  тренировочных нагрузок различной  направленности по периодам годичного цикла.

 

Таблица 6. Распределение объемов  беговой нагрузки различной направленности (в % от общего объема каждого этапа  подготовки)

Направленность нагрузки Пол Подготовительный период Соревновательный период Переходный период

I этап II этап I этап II этап

Аэробно-алактатная Дев. - 0,5 0,5 1 -

 

Общий объем беговой нагрузки возрастал  в течение всего подготовительного  периода, а в соревновательном плавно снижался. Такое снижение наблюдалось  и в январе, что было вызвано  повышением интенсивности бега за счет увеличения доли нагрузок анаэробного характера.

 

Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменок и спортсменов (табл.7) говорит о том, что выбор  средств тренировки и их распределение  в годичном цикле обеспечили планомерный рост результатов.

 

Таблица 7. Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменов

Месяцы Пол 800 м 1500 м 3000 м

 

Август

Ноябрь

 

Январь

 

Апрель

Юн. 2.04,0 4.15,0 9.15,0

ВЫВОД

 

Итак, система активного отбора включает следующие мероприятия.

 

1. Подготовительные мероприятия. Они состоят из плановой агитационно-пропагандистской работы (с целью способствовать формированию спортивных интересов школьников и привлечению их к систематическим физкультурно-спортивным занятиям); педагогического наблюдения за поведением детей (с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных с точки зрения предрасположенности к спортивной деятельности данных); опроса врачей, родителей, учителей и самих школьников (с целью выявления ряда медицинских, педагогических и социологических факторов, способствующих или препятствующих спортивным занятиям ребенка); педагогического тестирования (с целью классификации школьников, желающих заниматься спортом, в связи с уровнем физического развития и физической подготовленности и комплектования групп ОФП и школьных спортивных секций); педагогического процесса, направленного на воспитание двигательных способностей.

 

2. Родовая ориентация призвана  выявить предрасположенность детей  к занятиям в одной из пяти  групп видов спорта: скоростно-силовой, связанной с проявлением выносливости, связанной с искусством движений, единоборств, спортивных игр. Родовая ориентация, проводимая на базе общеобразовательных школ совместными усилиями учителей физкультуры и тренеров спортивных школ, включает: педагогическое тестирование (с целью оценки физической подготовленности в аспекте требований данной группы видов спорта); медицинскую экспертизу (с целью установления противопоказаний к занятиям той или иной спортивной деятельностью, уровня физического развития); психолого-педагогическое обследование (с целью оценки направленности и степени выраженности спортивных интересов). Конечная цель родовой ориентации - выработка рекомендаций школьникам для поступления в одну из спортивных школ родовой направленности. Родовая ориентация охватывает школьников 2-х классов и проводится в течение второго полугодия.

 

3. Видовая ориентация решает  следующие основные задачи: ориентирует  школьников на занятия в системе  массового спорта или спорта  высших достижений; рекомендует  выбор одного (или нескольких) видов спорта; осуществляет предварительную спортивную подготовку.

 

Видовая ориентация включает мероприятия: педагогическое тестирование (с целью  оценки специальной физической подготовленности); педагогическое наблюдение (с целью  диагностики способностей к обучению элементам спортивной деятельности); комплексное обследование (с целью прогнозирования будущей эффективности соревновательной деятельности); медицинскую экспертизу (с целью установления биологического возраста); педагогическую экспертизу (с целью интегрирования всех видов обследования и вынесения общего заключения); педагогический процесс обучения элементам спортивной деятельности и воспитания необходимых качеств и свойств (с целью спортивной подготовки и оптимизации процесса отбора).

 

Видовая ориентация осуществляется в  спортивных школах по профилю одной  из групп видов спорта в течение  двух лет.

 

4. Отбор в спортивные школы  и набор в физкультурно-спортивные  школы. Рекомендации занятий в  СШ или ФСШ выносятся на  основании динамических наблюдений в процессе двухлетнего обучения в родовых школах и комплексного обследования, проводимого в рамках видовой ориентации. В конце второго года обучения тренеры проводят контрольные испытания с целью оценки перспективности спортивного совершенствования, которые в комплексе с рекомендациями тренеров родовых школ определяют процесс комплектования СШ и ДСШ. В дальнейшем ФСШ, работая по профилю одного (или нескольких) вида спорта, вполне способны содействовать делу подготовки резервов для спорта высших достижений. Более того, необходим и неизбежен обмен спортсменов между СШ и ФСШ. Однако следует подчеркнуть различие их конечных целей. Спортивные училища призваны готовить спортсменов высокого класса, а физкультурно-спортивные школы - обеспечить высокий уровень трудоспособности подрастающего поколения, его физическое и моральное здоровье.

 

5. Ролевая ориентация необходима  в большинстве видов спорта  в связи с различием требований  к спортивным специальностям  внутри вида. В циклических видах  спорта существуют разные дистанции или способы.(плавание), в скоростно-силовых видах спорта имеются различные виды прыжков и метаний, в спортивных играх - амплуа и т.д.

 

Ролевая ориентация проводится с целью  конкретизации оценки перспективности  и индустриализации спортивной подготовки. В последнем случае, особенно в группах единоборств, спортивных игр и сложно-координационных видов спорта, значение приобретает диагностика спортивного стиля.

 

Предлагаемые пути совершенствования  системы активного отбора, по мнению авторов, соответствуют основным тенденциям развития спорта и физкультурного движения в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бег на уроках л/а в 8-9 классах. А. А. Зданевич // ФК в школе №2, 99г.

 

Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной работоспособности  юных бегунов на средние дистанции. Н. И. Волков, Г. А. Алексеев // ТиПФК №6, 80г.

 

Для юных бегунов 6-8 классов. Обучение бегу на средние дистанции в школьной секции. В. В. Валик // ФК в школе №4, 80г.

 

Нагрузка  юных бегунов. И. Бондарчук // л/а №6, 82г.

 

Обучая  легкой атлетике. А. А. Марков, С. М. Масленников // ФК в школе №3, 2000г.

 

Отбор в  беге на средние и длинные дистанции. Ю. Травин, В. Сячин, Н. Упир // л/а №5, 80г.

 

Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов //ТиПФК №8, 1982г.

 

Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин, ФКиС, М., 1983г.


Информация о работе Начальная подготовка юных бегунов на середине дистанции