Направления использования средств физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

В ряде исследований установлено, что у учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Направления использования средств физической культуры…………...3
Формы физического воспитания………………………………………….4
Физкультурно - спортивные клубы……………………………………….5
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки……...6
Спортивные секции………………………………………………………..7
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта………………………8
Спортивный клуб………………………………………………………....10
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба………………..11
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа….……13
Контроль, учет, отчетность……………………………………..………..14
Вывод……………………………………………………………………..15
Литература……………

Файлы: 1 файл

физическая культура готовая.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.

                                 Спортивные секции

Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать, прежде всего, по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.

Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

          Медицинское обеспечение физкультуры и спорта

Медицинское обеспечение — одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебный контроль— раздел медицины, призванный исключить условия, при которых могут проявляться отрицательные воздействия физкультурных занятий и мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей и общей работоспособности организма, достижения высоких спортивных результатов. В его задачу входит оценка здоровья, физического развития и функционального состояния организма, а также изучение изменений, возникающих в нем под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом.

Врачебный контроль обеспечивает медицинское наблюдение за динамикой здоровья в течение всего периода обучения и проводится в следующих формах:

  • регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой;
  • врачебно-педагогические наблюдения во время занятий по физическому воспитанию (в т.ч. физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований);
  • санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.

Врачебный контроль за физическим воспитанием осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах районных поликлиник и здравпунктов учебных заведений под организованно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Принято различать первичное, повторное и дополнительное медицинское обследование. Первичное обследование проводится до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный осмотр, определение физического развития, функциональные пробы, подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после мышечной работы. В большинстве случаев такое обследование оказывается достаточным для заключения о состоянии здоровья. Однако иногда появляется необходимость в уточнении некоторых данных, в связи с этим назначается консультация специалистов (хирурга, окулиста, ревматолога и др.), а также дополнительное клинико-инструментальное обследование. Например, для уточнения изменений со стороны сердца первичный врачебный осмотр дополняется консультацией ревматолога, рентгеноскопией грудной клетки и регистрацией электрокардиограммы. В конечном итоге на основании всех выполненных исследований и наблюдений врач определяет состояние здоровья , уровень его физического развития, степень приспособленности (адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу.

На основе данных медицинского обследования учащиеся распределяются на 3 медицинские группы: основную(лица без отклонений в состоянии здоровья),подготовительную(лица с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную(лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями проводятся по специальным учебным программам.

Повторное врачебное обследование студенты проходят в начале учебного года. Во время повторного медицинского обследования вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика физического развития и функционального состояния студента, обсуждается возможность изменения медицинской группы. Кроме того, результаты повторного медицинского обследования используются для корректировки учебного процесса по физическому воспитанию. Они позволяют выявить дефекты в методике и организации учебных занятий, способствуют совершенствованию последних.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний при наличии неблагоприятных субъективных ощущений, при ухудшении основного заболевания и во всех других случаях по направлению преподавателя по физическому воспитанию.

Как уже указывалось, при любом медицинском обследовании прежде всего определяется состояние здоровья. При этом под здоровьем понимается форма жизнедеятельности, которая обеспечивает человеку оптимальную деятельность и адекватные условия существования в окружающей среде, полноценное участие в общественной и трудовой жизни.

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием учащегося непосредственно в процессе занятий физической культурой и спортом. Они проводятся до, во время и после окончания занятий. Различают текущий и этапный врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить здоровье студента в каждый конкретный момент времени, выявить реакцию организма на то или иное упражнение или занятие в целом, определить качества приспособления к учебно-тренировочным нагрузкам.

Результаты текущего контроля могут использоваться для анализа объема и интенсивности отдельных упражнений и занятий в целом, а также для оценки моторной плотности занятий, эффективности выбранных нагрузок и целесообразности их последовательности в занятии. Эти результаты имеют также немаловажную роль при решении вопроса о допуске к спортивным мероприятиям во внеурочное время.

СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Основным звеном самодеятельного физкультурного движения в нашей стране является коллектив физической культуры.

Высшей формой организации коллектива физической культуры является спортивный клуб. Это звание присваивается коллективам за достигнутые показатели в массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работе, к которым относятся, в частности, наличие спортивной базы, оздоровительно-спортивного лагеря, а также массовое привлечение молодежи и трудящихся к занятиям физической культурой и спортом. Коллективы физической культуры вузов имеют высокие показатели в этой работе, поэтому они, как правило, носят звание «Спортивный клуб».

.

    Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

Цель деятельности спортивного клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду по избранной профессии и защите Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятельность, организовывать здоровый образ жизни.

Спортивный клуб учебного заведения решает следующие задачи:

  • вовлечение учащихся, студенческой молодежи, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом;
  • воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех членов коллектива ;
  • организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • создание спортивных любительских объединений, клубов, секций и команд по видам спорта;
  • пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация содержательного досуга, привлечение широких масс физкультурников и спортсменов к массовым общественно-политическим мероприятиям.

Спортивный клуб выполняет следующие функции:

  • осуществляет внедрение физической культуры и спорта в учебную и трудовую деятельность, быт и отдых ; пропагандирует здоровый образ жизни, формирует знания и навыки личной и общественной гигиены, самоконтроля, оказания первой помощи; ведет борьбу по преодолению вредных привычек;
  • создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры и спорта в соответствии со сложившимися в учебном заведении традициями, профилем подготовки специалистов, интересами членов коллектива; внедряет новые формы и методы физического воспитания, передовой опыт и достижения науки; рационально и эффективно использует материальную базу;
  • ведет подготовку членов клуба к выполнению нормативов , массовых спортивных разрядов;
  • проводит работу по физической реабилитации учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, привлекает их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • всемерно развивает общественные начала в массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе; организует обучение, повышение квалификации и использование в практической деятельности общественных физкультурных кадров: физкультурных организаторов, председателей курсовых и факультетских советов, спортивных судей, общественных инструкторов и тренеров, председателей бюро спортивных секций и др.;
  • способствует созданию детско-подростковых любительских объединений по спортивным интересам, детско-юношеских спортивных школ; оказывает помощь общеобразовательным школам, профтехучилищам, сельским коллективам физкультуры в организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы;
  • принимает непосредственное участие в организации работы летних и зимних оздоровительно-спортивных лагерей и распределении путевок в них;
  • организует и проводит учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях, группах, сборных командах, клубах по спортивным интересам;
  • разрабатывает и реализует календарные планы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, обеспечивает безопасность их проведения;
  • обеспечивает контроль за учебно-тренировочным процессом в секциях спортивного клуба по подготовке спортсменов высшей спортивной квалификации, способствует созданию необходимых условий для роста их спортивного мастерства;
  • регистрирует, ведет учет рекордов и спортивных достижений, формирует сборные команды по видам спорта учебного заведения и обеспечивает их участие в спортивных соревнованиях;
  • участвует в подготовке допризывной и призывной молодежи к военной службе;
  • организует совместно с органами здравоохранения медицинский контроль за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом в секциях и группах спортивного клуба;
  • обеспечивает рациональное и эффективное использование материально-технической базы — спортивных сооружений, инвентаря и оборудования, загородных оздоровительно-спортивных лагерей, зон отдыха; силами членов клуба организует строительство и ремонт простейших сооружений, уголков и комнат здоровья; организует работу баз и пунктов проката спортивного инвентаря;
  • организует и проводит массовые спортивные соревнования, смотры-конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учебных групп, факультетов, курсов, кафедр и других подразделений вуза; всемерно способствует развитию самодеятельности и самоуправления в физкультурном движении;
  • поощряет тренеров, преподавателей и физкультурный актив, добившихся высоких показателей в работе;
  • готовит предложения по развитию физической культуры и спорта для комплексного плана социального развития высшего учебного заведения;.
  • составляет текущие и перспективные планы развития массовой физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, сметы расходов клуба.

Планирование, организационная и учебно-спортивная работа

Четкое планирование является непременным условием успешной деятельности коллектива физической культуры. Спортивный клуб разрабатывает перспективный план своей работы по всем разделам и календарный план массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований на один год. На основе перспективного плана составляются детализированные планы на семестр, месяц, на период каникул и учебной практики. Годовые планы разрабатываются с учетом результатов выполнения планов предыдущих лет.

В практической работе спортивный клуб с особым вниманием должен относиться к планированию отдельных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий массового характера, назначению ответственных за их подготовку и проведение.

К организационной работе относится: прием в члены и сбор членских взносов; проведение общих собраний членов физкультурного коллектива, спортивного актива, заседаний правления спортивного клуба; совершенствование структуры руководства спортивным активом, общественных инструкторов и судейских коллегий, физоргов; проведение семинаров и инструктивных занятий с физкультурным активом; создание организационных комиссий по проведению спортивных праздников, массовых кроссов и других крупных массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и руководство их работой.

Учебно-спортивная работа включает следующие разделы:

организация групп, клубов по интересам, спортивных секций по всем формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, проведение в них учебно-тренировочных занятий; подбор и утверждение преподавателей, тренеров и общественных инструкторов для проведения учебно-тренировочных занятий; обеспечение всех видов занятий программами, учебными и наглядными пособиями; составление расписания учебно-тренировочных занятий; контроль за качеством учебно-тренировочного процесса; разработка и утверждение на правлении клуба положений о проведении спортивных соревнований и смотров-конкурсов на лучшую постановку работы утверждение, организация и проведение соревнований в учебных группах, на курсах, факультетах, в общежитиях, подразделениях и между ними, соревнований с открытым стартом, и др.; проведение квалификационных соревнований на личное и командное первенство спортивного клуба; организация и проведение комплексной спартакиады ,утверждение составов сборных команд клуба, контроль за их подготовкой и выступлениями в соревнованиях; утверждение результатов проведенных соревнований, спартакиад, матчевых встреч с участием сборных команд разного уровня; обсуждение результатов выступления факультетских команд и сборных команд вуза соревнованиях и на соревнованиях городского, областного и т. д. масштаба; контроль за успеваемостью спортсменов.

Информация о работе Направления использования средств физической культуры