Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия и ключевые слова 4
Принципы физического воспитания и тренировки 8
Методы физического воспитания 10
Основы обучения движениям 13
Воспитание физических качеств 14
Значение мышечной релаксации 15
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 16
Формы занятий физическими упражнениями 17
Структура учебно-тренировочного занятия 17
Возможность и условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРА.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Систематическое применение упражнений для развития способности  к произвольному расслаблению мышц способствует более быстрому овладению двигательными навыками и более эффективному развитию двигательных качеств.

Внушенная в процессе психорегулирующей тренировки мышечная релаксация является эффективным средством восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

6 Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

 

В процессе физической (спортивной) тренировки на занимающихся оказывается  значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических  качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и семье. К таким качествам относятся: трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, стремление рационально организовать распорядок дня и свою деятельность, смелость и решительность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность, выдержка и самообладание.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

Составной частью физического и духовного развития человека является самовоспитание – творческая активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.

 

 

 

7 Формы занятий физическими упражнениями

 

При физическом воспитании студентов используются разнообразные  формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

  • теоретических, методико-практических, контрольных занятий;
  • элективных практических занятий (по выбору студентов);
  • индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий
  • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя

 

 

8 Структура учебно-тренировочных занятий

 

Вводная часть  занятия. Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасное учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие  с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов  строятся из трех частей, где первые две части объединяются в одну вводно-подготовительную часть, или разминку.

Во вводной части  перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная  часть занятия. Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Отсутствие разминки или небрежное, неэффективное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно на сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Основная часть  занятия. В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных  с разучиванием техники физических упражнений большей координационной  сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств  рекомендуется планировать в  следующем порядке: сначала выполнять  упражнения на быстроту движений, затем  – на силу и в конце – занятия  на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять  высокую работоспособность при  различных состояниях утомления  организма.

Заключительная  часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части  применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием и т.п.

В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, связать ее с выполнением задач на данном этапе тренировки, определить содержание самостоятельных занятий для каждого занимающегося и др.

 

9 Возможность и условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта

 

В понятие «коррекции»  входят сумма оздоровительных, общеукрепляющих  и развивающих упражнений, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности.

При коррекции физического  развития (телосложения) ликвидируются  отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, ассиметричная и др.), плоскостопие и другие недостатки.

В целях коррекции  физического развития применяются  специальные корригирующие и общеразвивающие физические упражнения для укрепления мышц спин и передней части туловища (мышечный корсет), для выработки правильной осанки, дыхательные упражнения для улучшения функции дыхания (положительно сказывающаяся на форме грудной клетки): плавание, подвижные и спортивные игры, элементы спорта. При наличии лишней массы тела полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активации жирового обмена в области шеи, живота спины и бедер. При выполнении упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа. Рекомендуются ритмическая гимнастика, подвижные и спортивные игры, плавание, туризм. Наиболее эффективными, активизирующими жировой обмен, являются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

В случае различных форм сердечно-сосудистой недостаточности  дыхательной системы применяются строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, гребля, передвижение на лыжах и т.п. со строгим контролем за состоянием организма. При повышении уровня тренированности и улучшении в деятельности этих и других функциональных систем физическая нагрузка постепенно повышается.

Коррекция физической подготовленности осуществляется после определения  ее недостаточности. Занимающимся предлагается выполнить ряд тестов, результаты которых создадут условия для корригирующего тренировочного процесса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На занятиях по физическому  воспитанию индивидуум усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект.

Особая роль физической культуры отведена в процессах профессионального  обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которой - развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.

В процесс учебно-тренировочных  занятий, подготовки и участия в  соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У занимающихся вырабатывается трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом, физическое воспитание позитивно влияет на воспитание профессионально-трудовое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Физическое воспитание  студентов вузов железнодорожного  транспорта: Учебное пособие для  вузов ж.-д. транспорта/ Н.А. Бабинцев  – М.: Маршрут, 2005г.

2. Физическая культура/ Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.(высшее образование)

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания