Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия и ключевые слова 4
Принципы физического воспитания и тренировки 8
Методы физического воспитания 10
Основы обучения движениям 13
Воспитание физических качеств 14
Значение мышечной релаксации 15
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 16
Формы занятий физическими упражнениями 17
Структура учебно-тренировочного занятия 17
Возможность и условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРА.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

Кафедра Физвоспитания

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине Физвоспитание

на тему: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил             Выполнил

преподаватель            студент Уткина О.М.

Тропина Л.К.                                                                                  шифр 07-1Д/у-669

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2007

Содержание

                                                                                                                         стр.

         Введение                                                                                                    3

        Основные понятия и ключевые слова                                                     4

  1. Принципы физического воспитания и тренировки                                               8
  2. Методы физического воспитания                                                                          10
  3. Основы обучения движениям                                                                                 13
  4. Воспитание физических качеств                                                                            14
  5. Значение мышечной релаксации                                                                            15
  6. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания                                                                                                  16
  7. Формы занятий физическими упражнениями                                                       17
  8. Структура учебно-тренировочного занятия                                                          17
  9. Возможность и условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта         19

Заключение                                                                                                               21

      Список  используемой литературы                                                                        22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня физической культуре в структуре высшего профессионального  образования специалиста железнодорожного транспорта отведено особое место в ряду гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Теперь она с полным правом признана дисциплиной гуманитарного цикла.

Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.

Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия, ключевые слова

 

Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Ценности ФК – практически значимая основа физической культуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуально-личностных задач.

Физическое  воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Физическое  развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

Организм человека – целостная система, в которой все органы тесно связаны между собой и находятся в сложном взаимодействии; эта система способна к саморегуляции, поддержанию гомеостаза, корригированию и самосовершенствованию

Гомеостаз (греч. – стояние) – поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействия, осуществляющиеся через центральную нервную систему.

Адаптация – совокупность реакции организма, обеспечивающих приспособление организма или органа к изменению окружающей среды.

Адинамия – практически нулевая двигательная активность

Гиподинамия – пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения.

Гипокинезия – вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.

Гипоксия кислородное голодание – пониженное содержание кислорода в тканях.

Здоровье «Такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения…»

Физическое  здоровье – состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.

Психическое здоровье – высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу вех систем организма и взаимодействие со средой, отражая помощь ощущений внешние воздействия, имеющие положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.

Здоровый образ  жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций.

Саморегуляция – управление состоянием своего «я» посредством изменения общего поведения организма, при помощи эмоциональных и соматических (телесных) реакций, воздействующих обратными связями на интенсивность направленной деятельности мозга.

Самореализация – претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.

Психофизиологическая  характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключения для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т.д.)

Работоспособность – сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т.п.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.

Рекреация – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т.п.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.

Методические  принципы воспитания – основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач спортивной тренировки (систематичность, последовательность, сознательность, активность, доступность, индивидуализация, прочность, прогрессивная наглядность)

Методы физического  воспитания – способы применения средств физического воспитания, конкретной тренировкой для решения задач в подготовке спортсмена к состязательной деятельности.

Физические  качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Общая плотность  занятий – один из видов количественной характеристики учебного, учебно-тренировочного процессов, представленного в виде отношения педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятий.

Специальная физическая подготовка – целенаправленный процесс, цель которого – соответствующая подготовленность обучаемого к выполнению конкретной определенной работы.

Самоконтроль – систематические самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, динамикой влияния физических нагрузок, упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Принципы физического воспитания и тренировки

 

Для успешного осуществления  учебно-тренировочного процесса в системе  физвоспитания разработана научно-методическая основа тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности; коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.

Принцип научности означает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом, примером научного подхода к методам обучения.

Принцип всесторонности – повышение уровня всестороннего развития – главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выполнения специальных приемов техники и тактики. Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Физическая и техническая подготовки неотделимы от развития морально-волевых качеств – это единый взаимообратный процесс.

Принцип сознательности и активности – это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса.

Если физические упражнения и технические приемы выполняются с увеличением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким. Умение тренироваться самостоятельно и активно с чувством личной ответственности необходимо каждому занимающемуся.

Принцип повторности  и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных занятий в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от неизвестного к известному». перерыв в занятиях отрицательно сказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники. Поэтому в системе физвоспитания есть правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Альпинист, не совершивший в течении двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рассматривается как потерявший свою квалификации на один разряд, и не допускается к восхождению без определенного тренировочного цикла. Такие же правила предусмотрены и в других видах спорта.

Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий – все эти положения основаны на принципе постепенности.

Органы и системы  организма на тренировках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать разминку. Весь тренировочный процесс должен строиться постепенно, по мере повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания