Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Внеучебные занятия организуются в форме:
-физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);
-занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями;
-самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
-массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Содержание работы

1. Методические принципы физического воспитания
2. Средства и методы физического воспитания
3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
4. Воспитание физических качеств
5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
6. Общая физическая подготовка
7. Специальная физическая подготовка
8. Значение мышечной релаксации (расслабления)
9. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия

Файлы: 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРА.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

Псковский государственный  университет

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

Реферат по физкультуре на тему:

«Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент:

Группы 042-0502

Губанова А.Г.

Проверил  преподаватель:

Муштукова О.В.

 

 

 

 

Псков,

2011г. 

Содержание:

 

1. Методические  принципы физического воспитания

 

2. Средства и  методы физического воспитания

 

3. Основы обучения  движениям. Этапы обучения движениям

 

4. Воспитание  физических качеств

 

5. Формирование  психических качеств, черт, свойств  личности в процессе физического  воспитания

 

6. Общая физическая  подготовка

 

7. Специальная  физическая подготовка

 

8. Значение мышечной  релаксации (расслабления)

 

9. Формы занятий  физическими упражнениями. Построение  и структура учебно-тренировочного  занятия. Общая и моторная плотность  занятия

 

 

 

 

 

1. Методические  принципы физического воспитания

 

 

Методические принципы физического  воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

 

●сознательность и активность,

 

●наглядность,

 

●доступность,

 

●систематичность,

 

●динамичность.

 

Однако в сфере физического  воспитания и, в частности, в области  спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются  содержанием, отражающим специфику  процесса.

 

1.Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу.

 

2.Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

 

Непосредственная наглядность  — это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

 

Тренировочное задание может  восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых  спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие "наглядность" включает и слуховое восприятие, дополняющее  зрительное.

 

3.Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

 

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном  процессе, а предполагает посильную  меру этих трудностей, которые могут  быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный  субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности. Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания

 

4.Принцип систематичности — это, прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

 

Регулярность занятий  предполагает рациональное чередование  психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине "Физическая культура" — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

 

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или  иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза).

 

Фактор повторяемости  в физическом воспитании выражен  в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется  специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций  организма.

 

5.Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Средства и  методы физического воспитания

 

 

К средствам физического  воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы. Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического  воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это  естественное двигательное действие приобретает  рациональные формы.

 

Оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы  также являются средствами физического  воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания  и повышения работоспособности  человека.

 

Оздоровительные силы природы  используются в процессе физического  воспитания в двух направлениях:

 

-  как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

- при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

 

Физические упражнения в  сочетании с естественными факторами  закаливания помогают повысить общую  устойчивость организма к ряду неблагоприятных  воздействий внешней среды.

 

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

 

- метод регламентированного упражнения;

- игровой метод;

- соревновательный метод;

- словесные и сенсорные методы

 

Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

 

●      твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

 

●по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

 

●создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

 

Игровой метод. К особенностям игрового метода в частности относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

 

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных  или облегченных условиях, развивать  такие качества и способности, как  ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность.

 

Соревновательный  метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

 

Словесные и  сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

 

Благодаря слову можно  сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить  задание и сформулировать отношение  к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать  и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

 

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может  быть использовано и выражено в форме:

 

-   дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

 

-   инструктирования (объяснение  задания, правил их выполнения);

-   сопроводительного  пояснения (лаконичный комментарий  и замечания);

-   указаний и команд (как правило, в повелительном  наклонении);

-   оценки (способ текущей  коррекции действий или их  итогов);

-   словесного отчета  и взаиморазъяснения;

-   самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно").

 

Посредством сенсорных методов  обеспечивается наглядность, которая  в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

 

-  показа самих упражнений;

 

-  демонстрации наглядных пособий;

 

-  предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

 

-  кино - и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино - кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

 

- избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

 

В общем перечне сенсорных  методов могут быть представлены:

 

●метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

 

●метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

 

●методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

 

 

 

3. Основы обучения  движениям. Этапы обучения движениям

 

 

При обучении двигательным действиям ставится задача довести  до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные  с ними знания. Определим понятия "двигательное умение" и "двигательный навык", чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются  как синонимы.

 

Двигательное умение —  это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение  двигательной задачи.

 

В процессе многократного  повторения разучиваемого двигательного  действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят  в навык.

 

Двигательный навык —  такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

 

Прочный двигательный навык  сохраняется в течение многих лет. Классический пример; научившись ездить на велосипеде или плавать, а  это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Воспитание физических  качеств

 

 

Физическими качествами принято  называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит  от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к  двигательным действиям. Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему посредством  мышечных напряжений.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания