Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям. Задача акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека легче решается на начальных этапах систематических занятий. Если в этот период мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то совершенствуется и силовая подготовленность.

Содержание работы

Методические принципы физического воспитания.
Основы и этапы обучения физическим движениям.
Развитие физических качеств.
Формирование физических качеств, в процессе физического воспитания.
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.
Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках.
Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями.
Возможность и условия коррекции общего физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи.
Спортивная подготовка.
Структура подготовленности спортсмена.
Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки.
Формы занятий физическими упражнениями.
Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.
Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной физической подготовки студентов.
Спортивная классификация.
Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные.
Индивидуальный выбор студентом видов спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий (мотивация и обоснование).
Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Файлы: 1 файл

Поволжский Государственный Университет.docx

— 43.49 Кб (Скачать файл)

Профессиональное  профилирование процесса физического  воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку  является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращения сроков освоения профессиональных умений и  навыков, повышения надежности функций  работников производства в условиях управления современной сложной  техникой, роста производительности труда и т.д. Физическое воспитание в этом отношении служит одним  из важных факторов материального производства.

Учебные занятия  – основная форма физического  воспитания. Они подразделяются на:

- теоретические,  практические, контрольные;

- элективные  практические занятия (по выбору) и факультативные;

- индивидуальные  и групповые (консультации);

- самостоятельные  занятия по заданию и под  контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

- физических  упражнений и рекреационных мероприятий  в режиме учебного дня (утренней  зарядки);

- занятий  в секциях, организованных факультетом  физической культуры и спорта;

- самостоятельных  занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

- массовых  оздоровительных, физкультурных  и спортивных соревнований в  масштабах вуза, района, города.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и  вне учебных занятий создает  необходимые условия для нормального  функционирования организма молодого человека.

Наряду с  массовым спортом существует спорт  высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально  возможных спортивных результатов  или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и  победы на крупнейших международных  соревнованиях вносят свой вклад  в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов  телевизоров всего мира миллиардные  аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся  и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство  на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая  обычно остается в тени. Сегодня  спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой  у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может  проявляться в зоне абсолютных физиологических  и психических пределов здорового  человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования  имеющихся у каждого человека природных способностей в его  профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Спортивные  соревнования — одна из наиболее эффективных  форм организации массовой оздоровительной  и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов. Спортивные результаты — это, по существу, интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои. физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической, подготовке на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке. Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов  как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие  уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения»

Условность  сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский  бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер  спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки.

Структура спортивной классификации предусматривает  присвоение следующих разрядов и  спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные  разряды: 5-й, 4-й разряды (только в  шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные  звания: «мастер спорта», «мастер  спорта международного класса» (к этому  званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо  выдающиеся спортивные достижения присваивается  звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в  одних видах спорта необходимо выполнить  разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

- занять  определенное место на соревнованиях  того или иного масштаба;

- добиться  определенного количества побед  над спортсменами соответствующих  разрядов.

Вся система  студенческих спортивных соревнований по­строена на основе принципа «от  простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований.

Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержания «Положения о соревновании» состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или командным, или лично-командным; доступным каждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют  и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных  команд отдельных курсов, факультетов, вуза.

Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между командами  однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований — скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может  быть поставлена и спортивная задача — добиться наилучшего спортивного  результата на соревнованиях между  вузами города, района или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого  вуза, а следовательно, и характер отношения в отдельных учебных  за­ведениях к спортивным интересам  студентов и к созданию необходимых  условий для спортивного совершенствования  студентов-спорт­сменов.

На уровне отдельных вузов по инициативе ректората  и общественных организаций могут  быть организованы международные спортив­ные встречи. Международные студенческие соревнования организуются и межвузовскими общественными спортивными объединениями.

Анализ мотивов  студентов при выборе ими тех  или иных видов спорта для занятий  в вузе показывает, что при всем их многообразии на практике в основном наблюдается несколько вариантов  физкультурно-спортивных интересов

1) укрепление  здоровья, коррекция недостатков  физического развития и телосложения;

2) повышение  функциональных возможностей организма;

3) активный  отдых;

4) достижение  наивысших спортивных результатов.

1. Выбор видов  спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического  развития и телосложения.

Здоровье  выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных  функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья. физический студент нагрузка спорт

2. Повышение  функциональных возможностей организма.

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая  культура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого  учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используются три  обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого  качества (быстроты, силы, выносливости).

3. Выбор видов  спорта и систем физических  упражнений для активного отдыха.

Значительная  часть студентов при всей программной  регламентации занятий по учебной  дисциплине «Физическая культура»  воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного  аудиторного учебного труда. Право  студента выбирать различные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким  занятиям.

Существенную  роль в возникновении и протекании эффекта активного отдыха играют не только особенности предшествующего  утомления (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая  настроенность человека, его эмоциональное  состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается  от работы, а затем быстро в неё  включается, если он общителен с  окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут  игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в  работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение  продолжительного времени выполнять  физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. Главное при этом, чтобы студент  получал от занятий избранным  видом спорта эмоциональную удовлетворенность, что и будет способствовать его  активному отдыху.

4. Выбор видов  спорта для достижения наивысших  спортивных результатов предполагает  попытку совмещения успешной  подготовки к избранной профессии  в вузе с объемной, физически  и психологически тяжелой спортивной  подготовкой к достижениям высоких  результатов в большом спорте.

В спортивной педагогике имеются различные подходы  к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических  качеств. Такое группирование, конечно, весьма условно, так как ни один вид  спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физическое качество в "чистом" виде. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений.

1) Виды спорта, преимущественно развивающие отдельные  физические качества.

Проблема  акцентированного воспитания и совершенствования  основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости - менее  сложна на начальных этапах систематических  занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Однако по мере повышения тренированности в  каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта ("переноса") постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных  средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной  нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность  обеспечивается благодаря разнообразным  сдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному  развитию мышцы сердца, повышению  эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых  веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности  и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.

Информация о работе Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе