Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, реферат
Методические принципы физического воспитания совпадают с обще - дидактическими, и это оправдано, но физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
•Принцип сознательности и активности;
•Наглядности;
•Доступности и индивидуализации;
Общая физическая,
специальная и спортивная подготовка
в системе физического
Прежде, чем представить Вам основные положения общей физической (ОФП), специальной и спортивной подготовки необходимо познакомиться с общими принципами и методами физического воспитания. Без этого трудно понять взаимосвязь между общей физической, специальной и спортивной подготовкой.
1.Методические
принципы физического
Методические принципы физического воспитания совпадают с обще - дидактическими, и это оправдано, но физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Он должен « ...довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения». Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.
«Наглядность
обучения и воспитания предполагает
как широкое использование
Для реализации этого принципа на практике применяются:
Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.
Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.
Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образоваться двигательные навыки.
Итак:
В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к занимающимся .Это касается как физической нагрузки, так и координационной сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и в разучивании новых упражнений(совершенствовании техники).
В плане многолетних занятий физическими упражнениями и спортом необходимо учитывать, что по мере увеличения возраста и приближения спортсмена к завершению спортивной карьеры кривая нагрузок и координационной сложности движений выравнивается, затем стабилизируется и далее постепенно снижается.
2.Методы физического воспитания
В процессе физического воспитания
применяются как
Метод регламентированного управления предусматривает:
Цель этого метода – создать оптимальные условия новых двигательных навыков.
Игровой метод
Может быть применен на основе любых физических упражнений и он не обязательно должен быть связан с играми – футболом, волейболом и т.д.
Цель этого метода- совершенствование двигательных действий, чтобы развить такие физические качества как: сила, ловкость, быстрота, находчивость, быстрота ориентировки и т.д. Этот метод применяется для воспитания чувства коллективизма, сознательной дисциплины.
Соревновательный метод
Используется как в элементарных формах( стимулирование интереса при выполнении упражнений), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно- зачетных или спортивных соревнований.
Цель этого метода- совершенствование умений и навыков в осложненных условиях для воспитания морально-волевых качеств. Применяются только после специальной подготовки.
Словесные и сенсорные методы
Предполагают широкое
использование слова и
С помощью слова можно сообщать необходимые знания, поставить задание, сформулировать отношение к нему, корректировать поведение занимающихся.
Посредством сенсорных методов можно обеспечить наглядность. Сенсорные методы могут регламентироваться в форме:
3. Основы обучения движениям. Этапы обучения.
Определим понятия «двигательное
умение» и «двигательный навык»
Двигательное умение – это такая степень владения техникой. Действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части).
Выделяют три этапа обучения двигательному действию:
На третьем этапе двигательного умения переходят в навык.
Двигательный навык – это такая степень владения техникой действия. При которой управление движением становится автоматическим и отличается надежностью.
Двигательный навык
4. Формирование
психических качеств, черт, свойств
личности в процессе
В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций. Проиграть которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культуры и спортом ( преодоление ощущение страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в любом коллективе.
5.Спортивная тренировка
Термин «спортивная тренировка»
Спортивная тренировка- это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.
Рассматривая спортивную тренировку по отношению к процессу физического воспитания, нетрудно заключить, что если спортсмен специализируется в виде спорта, представляющем собой активную двигательную деятельность, то спортивная тренировка является одной из специализированных форм( разновидностей) или одним из направлений физического воспитания. Спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности.
С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не являются самоцелью; они имеют значение лишь постольку, постольку на пути к ним и «через них» достигаются такие существенные для общества и личности ценности,как высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность организма и т. д.
При характеристике суммарного
эффекта систематической
Понятие «тренированность» обычно связывают по преимуществу с биологическими (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Эти изменения протекают в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, увеличиваются функциональные возможности, потенциальная дееспособность различных органов и систем организма (мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и др.) на базе структурных и биохимических изменений и, во-вторых, совершенствуется координация их деятельности со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляция. Чем выше тренированность, тем более продуктивно и совершенно справляется спортсмен с определенной работой. Тренированность, таким образом, это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую и специальную тренированность. У спортсмена специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренированность – степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.
«Подготовленность» - понятие более емкое, чем «тренированность». Говоря о подготовленности спортсмена, подразумевают все то, что дает ему подготовка, делая реально доступными очередные спортивные достижения, а именно: определенную степень развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств( физическая подготовленность), уровень спортивно- технического и тактического мастерства( спортивно техническая и тактическая подготовленность), твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения( психическая подготовленность).
Цель спортивной тренировки - реализоватьвозможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.