Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

Методические принципы физического воспитания совпадают с обще - дидактическими, и это оправдано, но физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
•Принцип сознательности и активности;
•Наглядности;
•Доступности и индивидуализации;

Файлы: 1 файл

Общая физическая.docx

— 72.11 Кб (Скачать файл)

Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

 

Прежде, чем представить  Вам основные положения общей физической (ОФП), специальной и спортивной подготовки необходимо познакомиться с общими принципами и методами физического воспитания. Без этого трудно понять взаимосвязь между общей физической, специальной и спортивной подготовкой.

 

1.Методические  принципы физического воспитания

Методические принципы физического  воспитания совпадают с обще - дидактическими, и это оправдано, но физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

  • Принцип сознательности и активности;
  • Наглядности;
  • Доступности и индивидуализации;
  • Систематичности;
  • Динамичности (постепенного повышения требований).

 

    1. Принцип сознательности и активности

Очевидно, что наибольшего  успеха при занятиях физическими  упражнениями можно достигнуть при  сознательном, заинтересованном отношении  занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Он должен « ...довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения». Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

 

    1. Принцип наглядности

«Наглядность  обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так  и постоянную опору на свидетельства  органов чувств, благодаря которым  достигается непосредственный контакт  с действительностью».

Для реализации этого принципа на практике применяются:

  • Показ двигательного действия преподавателем;
  • Демонстрация наглядных пособий;
  • Кинофильмы;
  • Видеофильмы;
  • Звуковая и световая сигнализация.

 

    1. Принцип доступности и индивидуализации

Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность  предлагаемых им заданий.

Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям  возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

 

    1. Принцип систематичности

Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образоваться двигательные навыки.

    Итак:

  • Физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условиях их повторения;
  • Физические упражнения приводят к утомлению. Поэтому нужны перерывы для восстановления сил;
  • Во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.
    1. Принцип динамичности (постепенного повышения требований)

В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к занимающимся .Это касается как физической нагрузки, так и координационной сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и в разучивании новых упражнений(совершенствовании техники).

В плане многолетних занятий  физическими упражнениями и спортом  необходимо учитывать, что по мере увеличения возраста и приближения спортсмена к завершению спортивной карьеры  кривая нагрузок и координационной  сложности движений выравнивается, затем стабилизируется и далее  постепенно снижается.

 

2.Методы физического  воспитания

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

  • Метод регламентированного упражнения;
  • Игровой метод;
  • Соревновательный метод;
  • Словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного  управления предусматривает:

  • Твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений - повторений)
  • Точное дозирование нагрузки, динамики выполнения, нормирование мест и длительности отдыха
  • Применение специальных тренажерных устройств, снарядов срочного контроля за воздействием нагрузки.

Цель этого метода –  создать оптимальные условия  новых двигательных навыков.

 

Игровой метод

Может быть применен на основе любых физических упражнений и он не обязательно должен быть связан с играми – футболом, волейболом и т.д.

Цель этого метода- совершенствование двигательных действий, чтобы развить такие физические качества как: сила, ловкость, быстрота, находчивость,  быстрота ориентировки и т.д. Этот метод применяется для воспитания чувства коллективизма, сознательной дисциплины.

 

Соревновательный  метод

Используется  как в  элементарных формах( стимулирование интереса при выполнении упражнений), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно- зачетных или спортивных соревнований.

Цель этого метода- совершенствование умений и навыков в осложненных условиях для воспитания морально-волевых качеств. Применяются только после специальной подготовки.

 

Словесные и сенсорные  методы

Предполагают широкое  использование слова и чувственной  информации.

С помощью слова можно  сообщать необходимые знания, поставить  задание, сформулировать отношение  к нему, корректировать поведение  занимающихся.

Посредством сенсорных методов  можно обеспечить наглядность. Сенсорные  методы могут регламентироваться в  форме:

  • Показа;
  • Демонстраций наглядных пособий;
  • Модельной демонстрацией;
  • Кино и видеомагнитофонных демонстраций.

 

3. Основы обучения  движениям. Этапы обучения.

Определим понятия  «двигательное  умение» и «двигательный навык». Главное- это не синонимы.

Двигательное  умение – это такая степень владения техникой.  Действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части).

Выделяют три этапа  обучения двигательному действию:

  • Ознакомление. Первоначальное разучивание движения (замедленное выполнение, осознанный контроль)
  • Формирование двигательного навыка. Достижения двигательного мастерства(высокая быстрота, автоматизм двигательного действия).

На третьем этапе двигательного умения переходят в навык.

Двигательный  навык – это такая степень владения техникой действия. При которой управление движением становится автоматическим и отличается надежностью.

Двигательный навык сохраняется  в течении многих лет ( спортивные движения, езда на велосипеде, плавание) забыть их невозможно.

 

4. Формирование  психических качеств, черт, свойств  личности в процессе физического  воспитания.

В процессе физического воспитания формирование психических свойств  личности происходит путем моделирования  жизненных ситуаций. Проиграть которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культуры и спортом ( преодоление ощущение страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в любом коллективе.

 

5.Спортивная тренировка

Термин «спортивная тренировка», когда его применяют в широком  смысле, а значительной мере совпадает  по своему содержанию с термином «подготовка  спортсмена». Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена понятие более широкое: оно означает направленное использование всей совокупности факторов (средств , методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена  к спортивным достижениям. Основные из этих факторов представлены в спортивной тренировке, причем она включает в себя все те компоненты подготовки спортсмена, которые реализуются на основе упражнений и органически увязываются с процессом систематического упражнения. Но содержание и формы подготовки спортсмена не исчерпываются лишь тренировкой.Иначе говоря, есть и такие компоненты подготовки, которые выходят за рамки самого тренировочного процесса (специальные формы теоретической подготовки спортсмена, гигиенические факторы подготовки в общем режиме жизни и др.).

Спортивная  тренировка- это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.

Рассматривая спортивную тренировку по отношению к процессу физического воспитания, нетрудно заключить, что если спортсмен специализируется в виде спорта, представляющем собой активную двигательную деятельность, то спортивная тренировка является одной из специализированных форм( разновидностей) или одним из направлений физического воспитания. Спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности.

С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не являются самоцелью; они имеют значение лишь постольку, постольку на пути к ним и «через них» достигаются такие существенные для общества и личности ценности,как высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность организма и т. д.

При характеристике суммарного эффекта систематической тренировки и в целом подготовки спортсмена пользуются терминами «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Все они означают определённые состояния спортсмена и вместе с этим сложные комплексы изменений биологического и психологического характера, которые вызывает спортивная тренировка наряду с другими компонентами подготовка спортсмена.

Понятие «тренированность» обычно связывают по преимуществу с биологическими    (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Эти изменения протекают в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, увеличиваются функциональные возможности, потенциальная дееспособность различных органов и систем организма (мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и др.) на базе структурных и биохимических  изменений и, во-вторых, совершенствуется координация их деятельности со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляция. Чем выше тренированность, тем более продуктивно и совершенно справляется спортсмен с определенной работой. Тренированность, таким образом, это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую и специальную тренированность. У спортсмена специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренированность – степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

«Подготовленность» - понятие более емкое, чем «тренированность». Говоря  о подготовленности спортсмена, подразумевают все то, что дает ему подготовка, делая реально доступными очередные спортивные достижения, а именно: определенную степень развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств( физическая подготовленность), уровень спортивно- технического и тактического мастерства( спортивно техническая и тактическая подготовленность), твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения( психическая подготовленность).

Цель  спортивной тренировки - реализоватьвозможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания