Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

Методические принципы физического воспитания совпадают с обще - дидактическими, и это оправдано, но физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
•Принцип сознательности и активности;
•Наглядности;
•Доступности и индивидуализации;

Файлы: 1 файл

Общая физическая.docx

— 72.11 Кб (Скачать файл)

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая.

 

Физическая подготовка спортсмена

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень, который имеет  свою структуру и свои специфические  особенности.

Самый низкий уровень характеризуется  оздоровительной направленностью  и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения  уровня физической подготовки увеличивается  ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строится уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий  осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования  физических( двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.

Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

Физическая подготовка является главным компонентом для развития тренированности и направлена на развитие функциональных возможностей организма. Физическая подготовка спортсмена имеет две стороны – это общая и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка-  это воспитание физических способностей, необходимых в спортивной деятельности.

Общая физическая подготовка спортсмена включает разностороннее воспитание его физических качеств, которые  обеспечивают успех спортивной деятельности. Общая физическая подготовка играет первостепенную роль в повышении  общего уровня функциональных способностей организма, развитие физической работоспособности, систематическое пополнение фонда  двигательных навыков спортсмена. Общая физическая подготовка должна строится согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные. В определённых видах спорта общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос определенных навыков и исключить отрицательный перенос. Общая физическая подготовка спортсмена специализируется применительно к особенностям избранного вида спорта. Например, у скоростно-силовых видов спорта (прыгуны и т.д.) в общей физической подготовке намного шире представлены различные упражнения с отягощением, чем у бегунов стайеров или велосипедистов. В циклических видах спорта, предъявляющих требования к выносливости, общая физическая подготовка в большей мере направлена на создание или оптимизацию развития специфической выносливости, т.е. совершенствование так называемых анаэробных, аэробных и других энергетических факторов спортивной работоспособности.

Общая физическая подготовка у борцов и боксёров насыщена разнообразными упражнениями, развивающими скоростно-силовые  и координационные способности.

Специальная физическая подготовка – это воспитание физических качеств, способностей, являющихся предпосылкой достижений в избранном виде спорта требует развития различных способностей. Различные виды спорта требуют развития различных способностей и неодинаково считают их. Так спринтер должен обладать высокоразвитыми скоростными и скоростно- силовыми способностями, в условном соотношении под термином «спринтерская мощность», и также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования ресурсов мышечных сокращений. Стайеру же нужна выносливость стайерского типа, основанная на аэробных обменных процессах.

У борцов развивают  особую силовую выносливость, специфические  координационные способности и  гибкость, сочетаемые с изометрическими  и динамическими силовыми способностями. У гимнастов особую роль играет способность  быстро осваивать новые формы  движений, способность выразительно и точно координировано выполнять  комбинации упражнений по заданной программе, а также координация и силовая выносливость. В процессе тренировочных занятий в определённом виде спорта  необходимо воздействовать на развитие способностей отвечающих его специфике, чтобы обеспечить максимально возможную степень их развития. Этим и определяется суть  специальной физической подготовки спортсмена.

Общая и специальная физическая подготовки составляют собой две  неотъемлемые части всесторонней физической подготовки спортсмена.

 

Спортивно - техническая и тактическая подготовка

Система спортивной подготовки – тренировки представляет собой  единство идеологических, теоретических, методических, нормативных и материально- технических основ подготовки спортсменов.

Наряду с физической подготовкой  большое месть в спортивной тренировке занимают практические разделы технической и тактической подготовки спортсменов. Спортивная техническая являет собой совершенные способы выполнения соревновательных действий.

Спортивная  тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели.

Технической подготовкой спортсмена называют обучение его технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки и доведение техники до совершенства.

Задачи  спортивной подготовки

Обеспечить формирование навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях, а также дальнейшее совершенствование технического мастерства, в процессе многолетних занятий спортом.

Тактическая подготовка спортсмена – это усвоение теории спортивной тактики, изучение данных о спортивных соперниках, освоение тактических приёмов, их комбинации и вариантов, воспитание тактического мышления. В спортивной тренировке тактическая подготовка составлена её практическим содержанием. Тактическая подготовка спортсмена подразделяется на общую и специальную. Специальная тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта.

Интенсивность физической нагрузки.

Плотность и дозирование  тренировочной нагрузки зависят  от вида спорта, возраста, пола, физической и спортивной подготовки, занимающихся от условий занятий и другие.

Дозирование интенсивности  физической нагрузки на занятиях осуществляется методами прямого и косвенного регулирования  двигательной деятельности. К методам  прямого регулирования относятся  указания преподавателя (тренера) о  скорости движений, величине внешних  отягощений, количестве повторения упражнений и т.д. К методам косвенного регулирования  относятся: изменение внешних условий  выполнения упражнений (например, различные  виды бега, по прямой, в гору под гору, стадион и др.). Смена метода тренировки также приводит к изменению интенсивности  тренировочных нагрузок (например, соревновательный метод тренировки повышает её интенсивность). Интенсивность  физической нагрузки не должна выходить за пределы соответствующие законам  работы. Общая величина нагрузки зависит  от её объема и интенсивности. Соотношение объёма и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуются обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объём нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше её интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше её объем.

Зоны интенсивности  тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений.

При развитии выносливости необходимо решение следующих задач:

  1. Совершенствование выносливости к локальной, региональной и глобальной мышечной работе;
  2. Совершенствование выносливости к удерживающей, уступающей и преодолевающей мышечной работе (то есть статической и динамической выносливости);
  3. Совершенствование выносливости к равномерной и неравномерной мышечной работе (то есть со стационарным и нестационарным режимом интенсивности тренировочной нагрузки);
  4. Совершенствование выносливости к мышечной работе: максимальной (10-30 секунд), субмаксимальной (0,5 – 4 минуты), большой (4-30 минут) и умеренной (более 30 минут) мощности.

 На средствах и методах  решения третьей и четвертой   задач остановимся подробнее. При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости к равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений:

0     зона отдыха (восстановления)

  1. зона – тренировочная
  2. зона – тренировочная
  3. зона - надкритическая

   Первая  тренировочная зона (от 130 до 150 ударов  в минуту) наиболее типична для  начинающих спортсменов, так как  прирост достижений и потребление  кислорода происходит у них,  начиная с частоты сердечных  сокращений равной 130 ударам в  минуту. В связи с этим рубеж  в 130 ударов в минуту назван  порогом готовности.

Вторая тренировочная  зона (от 150 до 180 ударов в минуту) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения, так как рубеж 150 ударов является близким к порогу анаэробного  обмена П.А.Н.О., который к тому же считается чувствительным критерием  тренированности. Так если П. А.И.О. наступает  при частоте сердечных сокращений 130 - 140 ударов в минуту, это свидетельствует  о низком уровне спортивной формы, тогда' как уровень 160 165 ударов в минуту характеризует отличную тренированность  спортсмена.

В надкритической зоне (более 180 ударов в минуту) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения? В этой тренировочной зоне частота  пульса перестаёт быть информативным  показателем дозирования нагрузок. Большое значение здесь приобретают  показатели реакции крови и её состава, то есть по количеству содержания молочной кислоты и др. Важно знать, что сердце в норме сокращается  примерно один раз в секунду (0,25 секунды  сокращение, 1,75 секунды отдых), то при  частоте сердечных сокращений 180 ударов в минуту - 3 раза в секунду. Уменьшение времени отдыха при частоте  сердечных сокращений более 180 ударов в минуту приводит к падению сократительной силы сердечной мышцы.

Критический рубеж 180 ударов в минуту, после которого резко возрастает кислородный долг. К работе большой интенсивности  организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому, чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренированных нагрузок, используют методы напряженных зон.

6.Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Ну это и правильно по закону сохранения энергии: если энергия где - нибудь убудет, то она обязательно прибудет в виде или такой же, или другой энергии.

В лабораторных условиях, в опытах с работой на велоэнергометре, при  точно определённом сопротивлении  вращению педалей была установлена  прямая (линейная) зависимость расхода  энергии от мощности работы, регистрируемой в килограммах или ваттах. Вместе с тем было выявлено, что не вся  энергия, расходуемая человеком  при совершении механической работы, используется непосредственно на эту  работу, ибо большая часть энергии  теряется в виде тепла. Известно, что  отношение энергии, полезно затраченной  на работу, ко всей израсходованной  энергии называется коэффициентом  полезного действия (КПД). Считается, что наибольший КПД человека при  привычной для него работе не превышает 0.30' -0,35. Следовательно, при самом  экономном расходе энергии в  процессе работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза превышают затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,20 - 0,25, так  как нетренированный человек  тратит на одну и ту же работу больше энергии, чем тренированный. Так, экспериментально было установлено, что при одной  и той же скорости передвижения разница  в расходе энергии между тренированным  спортсменом и нетренированным (новичком) может достигать 25 - 30%.

Общее представление о расходе  энергии (в Ккал) во время прохождения разных дистанций дают следующие цифры, определенные известным  физиологом спорта B.C. Фарфелем:

Таблица 1.

 

Бег легкоатлетический

 

м.

100

200

400 | 800

1500

3000

5000

10000

42195

 
 

Ккал

18

25

40 I 60

100

210

310

590

2300

 
 

Бег на коньках

 
 

м

500

1500

5000

10000

 
 

Ккал

35

65

200

410

 
 

Плавание

 
 

м

100

200

400

 
 

Ккал

50

80

150

 
 

Лыжные гонки

 
 

км

10

30

50

 
 

Ккал

550

1800

3600

 
 

Велогонки

 
 

км

1

10

20

50

       100

 
 

Ккал

55

300

500

1100

     2300

 

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания