Чем больше соответствие
друг другу сочленяющихся суставных
поверхностей (т.е. их когерентность),
тем меньше их подвижность.
Шаровидные суставы
имеют три, яйцевидные и седловидные
– две, а блоковидные и цилиндрические
– лишь одну ось вращения. В плоских суставах,
не имеющих осей вращения, возможно лишь
ограниченное скольжение одной суставной
поверхности по другой.
Ограничивают подвижность
и такие анатомические особенности
суставов, как костные выступы, находящиеся
на пути движения суставных
поверхностей.
Ограничение гибкости
связано и со связочным аппаратом:
чем толще связки и суставная
капсула и чем больше натяжение
суставной капсулы, тем больше
ограничена подвижность сочленяющихся
сегментов тела. Кроме того, размах
движений может быть лимитирован
напряжением мышц-антагонистов. Поэтому
проявление гибкости зависит
не только от эластических
свойств мышц, связок, формы и
особенностей сочленяющихся суставных
поверхностей, но и от способности
сочетать произвольное расслабление
растягиваемых мышц с напряжением
мышц, производящих движение, т.е. от
совершенства мышечной координации.
Чем выше способность мышц-антагонистов
к растяжению, тем меньшее сопротивление
они оказывают при выполнении
движений, и тем “легче” выполняются
эти движения. Недостаточная подвижность
в суставах, связанная с несогласованной
работой мышц, вызывает “закрепощение”
движений, резко замедляет их
выполнение, затрудняет процесс
освоения двигательных навыков.
В ряде случаев узловые компоненты
техники сложно координированных
движений вообще не могут быть
выполнены из-за ограниченной
подвижности работающих звеньев
тела.
К снижению гибкости
может привести и систематическое
или концентрированной на отдельных
этапах подготовки применение
силовых упражнений, если при этом в
тренировочные программы не включаются
упражнения на растягивание.
1.3. Развитие ловкости
посредствам спортивных и подвижных
игр.
Период обучения в подростковом
и юношеском возрасте совпадает с формированием
духовных и физических качеств человека,
с подготовкой к выполнению социальных
функций в условиях демократического
общества. Физическое воспитание – неотъемлемая
часть учебно-воспитательного процесса
и не может быть рассмотрено как второстепенный
его компонент. Успехи системы физического
воспитания не исключают необходимости
дальнейшего ее развития и совершенствования.
Развитие ловкости и точности движений
– одно из фундаментальных условий решения
этой задачи.
Проблема нормирования двигательной
активности учащихся имеет важное гигиеническое
значение, т.к. в последнее время отмечается
прогрессирующая гиподинамия у молодежи,
что обусловлено большим объемом учебных
занятий не только в аудиториях, но и дома.
В результате среди школьников
и студентов велик процент с неудовлетворительным
состоянием здоровья, избыточной массой
тела, предрасположенности к частым заболеваниям.
Для сохранения здоровья и высокого
уровня физических качеств школьникам
необходим двигательный режим в который
должны входить не только физические упражнения
и специальная гигиена и диета, но и развивающие
ловкость спортивные и подвижные игры.
Недостаточная двигательная
активность отрицательно сказывается
на многих функциях растущего организма
и является патогенетическим фактором
в возникновении ряда заболеваний. Отрицательное
влияние дефицита в двигательном режиме
подростков усугубляется явлением акселерации,
свойственной этому возрасту.
Неадекватность норм физического
воспитания на рост и развитие организма
складывается либо в стимуляции этих процессов,
либо в их угнетении в зависимости от величины
нагрузки.
Нормированная двигательная
активность учащихся общеобразовательных
школ разработаны профессором А.Т. Сухаревым
(1972 г.). Им определено, что произвольная
двигательная активность не столько биологическая
потребность в движении (кинезофилия)
сколько физического воспитания, а так
же от местных климатических условия.
Программа для высших учебных
заведений по физическому воспитанию
предусматривает изучение учащимися не
только теоретических, но и практических
вопросов; овладевание ими ряда практических
физических упражнений из различных видов
спорта и игр.
Основное содержание программы
физического воспитания составляют жизненно
важные двигательные упражнения, общеразвивающие
и прикладные. В программу физического
воспитания включены и спортивные игры
– баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся
большой популярностью среди учащихся,
а также отдельные подвижные игры.
Все эти игры направлены на
физическое совершенствование подростка,
на развитие двигательной системы, приспособленности
к меняющимся жизненным обстоятельствам,
закаленности не только физической, но
и психологической. С одной стороны они
развивают человека физически за счет
жизненных состояний человеческого организма,
а с другой – раскрывают и проявляют определенные
черты характера, личные качества и способности.
Идеи всестороннего гармонического
развития человека, воспитания его личности
всегда волновали передовые узлы человечества.
Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев
А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали
невозможность всестороннего развития
человека только посредством физических
упражнений. Для развития таких качеств,
как сообразительность, смекалка, точная
координация движений, ловкость, быстрота
– необходимы специальные спортивные
и развивающие игры.
Принцип осознанного и чувственного
мышления и контроля в процессе игры основан
на закономерной связи движений и психики
человека, в частности на зависимости
успеха двигательной деятельности человека
от способности контролировать движения
в процессе игры. В процессе выполнения
определенных условий удается осознанно
контролировать их структуру только в
отношении начальных подсистем. Основную
же функцию контроля берет на себя сам
двигательный аппарат. Таким образом,
овладеть двигательными действиями, развить
двигательные способности (в частности
ловкость) можно, развив способность контролировать
соответствие своих движений решаемым
задачам, правилам игры и складывающейся
ситуации и вносить в них поправки посредством
осознанного и чувственного контроля.
На уроках физического воспитания
необходимо чередовать академическую
форму упражнений с игровой. Академическая
характеризуется тем, что внимание человека
сосредоточено на точном выполнении упражнений
и фиксируется главным образом на форме
выполняемых движений, на строгом соблюдении
их структуры.
Игровая содержит сюжетность,
определенность двигательных задач и
показатели их достижения. Под игровым
методом не следует понимать организацию
соревнований или игр в прямом смысле
слова. Он направлен на поиски дополнительных
стимулов, помогающих решать поставленные
задачи. Физические упражнения в целом
и их отдельные подсистемы разучиваются,
а упражнения для развития двигательных
качеств выполняются в форме состязаний.
Соревнования проводятся по произвольным
правилам, установленным преподавателем
и занимающимися. Для этого метода характерно
использование различных снарядов, приборов
игровых упражнений. Соревновательный
метод представляет большую свободу действия
занимающимся, повышает их интерес, дает
возможность проявить инициативу в поисках
целесообразных форм движений. Кроме того
развитие двигательных способностей идет
с большей интенсивностью, когда человек
заинтересован в выполнении большего
объема физической нагрузки. Человек овладевает
не только спортивной техникой, но и развивает
функциональные возможности организма.
В занятиях видами спорта и в спортивных
подвижных играх соревновательный (игровой)
метод является основным.
Так что же такое, все-таки ловкость?
Ловкость как двигательное качество –
это способность выполнять движения рационально
и экономично во внезапно возникающих
ситуациях. В ловкости физическое и психическое
в человеке выступают в единстве с наибольшей
полнотой. Степень развития ловкости определяется
по точности, экономичности и рациональности
движений.
Физические упражнения, применяемые
для развития ловкости, делятся на три
группы: упражнения, в которых нет стереотипных
движений и имеется элемент внезапности
(например, подвижные и спортивные игры,
бокс, фехтование); упражнения, которые
предъявляют высокие требования к координации
и точности движений (например, жонглирование
мячом, метание в цель, прыжки в воду, акробатические
упражнения на гимнастических снарядах
и т.д.); специальные задачи, в которых по
сигналу необходимо резко менять направление
движений.
При развитии ловкости необходимо
руководствоваться следующими методическими
рекомендациями:
1) разнообразить занятия,
систематически вводить в них
новые физические упражнения, различные
формы их сочетания.
2) варьировать нагрузку
на организм по первым признакам
ухудшения точности движений;
3) регулировать применяемые
усилия и условия, сопутствующие
занятиям;
4) определять достаточность
отдыха между повторениями отдельных
заданий по показателям восстановления
пульса.
Глава 3. Физическая
нагрузка.
2.1. Способы обучение
и принципы, положенные в основу методики
занятий физическими упражнениями.
Помимо последовательности
прохождения этапов обучения
и воспитания в методике занятий
физкультурными упражнениями важное значение
имеют способы обучения и упражнениям.
Способы обучения - это пути и методы, при
помощи которых преподаватель передает
студентам знания, формирует у них соответствующие
двигательные навыки и специальные физические
качества. Способы обучения упражнениям
основаны на использовании слова, чувственного
восприятия, взаимоконтакта преподавателя
с обучаемым в процессе учебно-воспитательной
деятельности. В практике обучения и воспитания
имеют место раличные словестные, наглядные
и практические методы, которые применяются
в взаимосвязи на всех этапах обучения.
Хотя их можно использовать дифференцировано
на определенных этапах. Выбор того или
иного способа будет зависить от содержания
учебного материала, от задач обучения,
практической подготовленности руководителя
и его методического мастерства.
Словестные способы основаны
на использовании слова как средства воздействия
на занимающихся и включает объяснение,
рассказ, беседу, подачу команд, указаний,
замечание. Наглядные способы обучения
- это показ, демонстрация видеофильмов,
кинограмм, фотографий, плакатов, схем,
которые создают у студентов образные
представления об изучаемых упражнениях.
Их показ должен быть четким, образцовым,
иначе он отрицательно воздейсвует на
психику обучаемого, ведет к неправильному
выполнению приемов и действий. Он важен
на первоначальном этапе обучения, когда
объяснение не дает полного представления
об упражнении. В случае необходимости
применяется "зеркальный" способ
показа. Одна из форм использования этого
способа обучения - показные занятия.
Практические способы играют
решающую роль в формированиидвигательных
навыков, развития и совершенствования
физических и специальных качеств у студентов.
Это, как правило, повторение упражнений
целеустремленно и многкратно с постепенным
усложнением условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические
приемы, как опробование, выполнение упражнений
по командам преподавателя, самостоятельное
выполнение упражнений, оценка и поощерение,
оказание помощи и страховка, игры, эстафеты,
соревнования, подготовительные упражнения.
Все это применяют в тесной взаимосвязи
чтобы добиться высокой эффективности
от каждого учебного занятия.
Перечислив различные способы
обучения физическим упражнениям, перейдем
к освещению принципов, лежащих в основе
методики занятий физкультурными упражнениями.
Обучение осуществляется в
соответствии с основными педагогическими
принципами: активности, сознательности,
систематичности, наглядности, постепенности
и доступности, прочности овладения знаний.
Принцип активности означает
целеустремленное участие занимающихся
в учебном процессе, что достигается следующими
условиями:
а) четкостью процесса обучения,
живым и интересным проведением занятий,
повышением внимания студентов, заинтересованности
в успешном выполнении упражнений;
б) применением состязательности
и приданию обучению увлекательности,
эмоционального подъема, проявлению значительных
волевых усилий.
Состязательность вызывает
у студентов стремление к максимальному
эффективному выполнению упражнений.
Однако надо учитывать, что в начальном
периоде обучения состязательный метод
применять не целесообразно, так как при
слабой подготовленности могут возникать
ошибки, которые затем будет сложно исправлять.
Объективная оценка и поощерение стимулируют
студентов к активности уверенности в
своих силах. Нельзя необоснованно снижать
оценки или наоборот преувеличивать.