Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 19:10, реферат

Описание работы

Индивидуальные сеансы физических упражнений и массаж. При воздушных ваннах воспитатель выполняет с ребенком движения, чередуя их с приемами массажа, улучшающими кровоснабжение, а также снижающими тонус мышц сгибателей. Используются как активные рефлекторные движения в ответ на применяемые взрослым зрительные, слуховые тактильные раздражители (манипуляции игрушками, перекладывание ребенка в неудобную позу и др.), так и пассивные (сгибание и разгибание рук, ног, туловища).

Содержание работы

Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников

Физкультурные занятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня


Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая майкоп.docx

— 24.14 Кб (Скачать файл)

План

 

 

 Общая  характеристика форм организации  физического воспитания дошкольников

 

 Физкультурные  занятия

 

 Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня

 

 

 Список  литературы

 

1. Общая характеристика  форм организации физического  воспитания дошкольников

 

 

 Формы  организации физического воспитания  детей в яслях:

 

1.Индивидуальные  сеансы физических упражнений  и массаж. При воздушных ваннах  воспитатель выполняет с ребенком  движения, чередуя их с приемами  массажа, улучшающими кровоснабжение, а также снижающими тонус мышц  сгибателей. Используются как активные  рефлекторные движения в ответ  на применяемые взрослым зрительные, слуховые тактильные раздражители (манипуляции игрушками, перекладывание  ребенка в неудобную позу и  др.), так и пассивные (сгибание  и разгибание рук, ног, туловища).

 

 Сеанс  длится около 10 мин., содержит примерно 12-15 упражнений и приемов массажа.

 

2.Групповые  занятия (не более пяти-шести детей) в виде свободного перемещения  в манежиках с игрушками, причем  воспитатель стимулирует к определенным  действиям, давая соответствующие  игрушки.

 

 Кроме  специальных форм занятий, побуждение  к активной двигательной деятельности  происходит в играх, на прогулке.

 

 К формам  организации физического воспитания  детей 3-6 лет относятся:

 

 Физкультурные  занятия

 

 Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня:

 

 а) Утренняя  гимнастика

 

 б) Физкультминутки

 

 в) Закаливающие  процедуры в сочетании с физическими  упражнениями

 

 г) Физкультурные  паузы

 

 Работа  по физическому воспитанию детей  в повседневной жизни

 

 а) Подвижные  игры

 

 б) Прогулки  и экскурсии

 

 в) Индивидуальная  работа с отдельными детьми

 

 г) Самостоятельные  занятия детей различными видами  физических упражнений

 

 д) Праздники, досуги, Дни здоровья

 

 Все эти  формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего  развития ребенка, находятся во  взаимосвязи; каждая из них имеет  свои специальные задачи, определяющие  ее место в режиме дня дошкольного  учреждения.

 

 Соотношение  форм организации физического  воспитания в различных группах  детского сада определяется воспитательно-образовательными  задачами.

 

 Утренняя  гимнастика и физкультурные занятия  проводятся начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору упражнений и методике проведения.

 

 Физкультминутки, имеющие преимущественное значение  в старших группах детского  сада, включаются в занятия и  между двумя занятиями как  момент активного отдыха и  восстановления работоспособности  детей.

 

 Закаливающие  процедуры используются во всех  группах. Однако воздушные ванны  в движении с постепенным снижением  температуры, в помещении и на  воздухе применяются по преимуществу  в старших группах.

 

 Подвижные  игры и разнообразная самостоятельная  двигательная деятельность детей  на воздухе являются непременным  содержанием повседневной детской  жизни во всех возрастных группах.

2. Физкультурные  занятия

 

 

 Значение  и задачи. Физкультурные занятия - основная форма систематического  обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий  является обучение детей всех  возрастных групп правильным  двигательным навыкам и развитие  физических качеств.

 

 Значение  занятий заключается в систематическом  осуществлении взаимосвязанных  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач, выполнение  которых обеспечивает физическое  развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных  навыков, воспитание эмоционально-положительного  отношения к физкультуре и  спорту, всестороннее развитие его  личности.

 

 Содержание  и структура занятий.

 

 Содержание  занятий составляют физические  упражнения, обусловленные программой  для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной  деятельности детей.

 

 Существующая  в настоящее время трехчастная  структура предусматривает реализацию  на физкультурных занятиях физиологических, психических и педагогических  закономерностей.

 

 Это включение (постепенное) детей в основную  деятельность; поддержание работоспособности  на определенном уровне, снижение  нагрузки, выравнивание функционального  состояния и психологическая  настройка на отдых или другой  вид занятий.

 

 Следовательно, работоспособность распределяется  на занятии неравномерно и  представляет 4 уровня.

 

 В соответствии  с этим, физкультурные занятия  состоят из трех взаимосвязанных  частей: вводной (подготовительной), основной  и заключительной. Для каждой  части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

 

 Задачи  вводно-подготовительной части заключаются  в создании у детей интереса  и эмоциональной настроенности  к занятию, проверке степени готовности  внимания, уточнения некоторых двигательных  навыков, постепенной подготовке  организма ребенка к более  интенсивной работе в основной  части занятия.

 

 С этой  целью детям предлагаются знакомые  упражнения или их варианты, содействующие  воспитанию правильной осанки, профилактике  плоскостопия, не требующие много  времени на выполнение.

 

 К таким  упражнениям относятся строевые, ходьба и ее разновидности, бег  с различными заданиями.

 

 Заканчивается  эта часть занятий ОРУ.

 

 Продолжительность  вводно-подготовительной части в  младших группах 3-4 мин., в средней - 4-6 мин., в старшей - 5-10 мин.

 

 В основной  части занятия решаются задачи  обучения и совершенствования  двигательных навыков, развития  физических качеств. После этого  проводится подвижная игра с  правилами, включающая всех детей  в интенсивное движение.

 

 Учитывая  небольшую продолжительность оптимальной  психической работоспособности  детей, более трудные задачи намечают  в начале основной части (например, ознакомление детей с новым  материалом, выполнение упражнений, требующих высокой координации).

 

Длительность основной части в младших группах - 8-12 мин., в средней - 12-15 мин., в старших - 15-20 мин.

 

 Заключительная  часть занятия включает ходьбу  интенсивного темпа с постепенным  замедлением, что способствует снижению  общей возбужденности и приведению  пульса к норме.

 

 Ходьба  иногда может быть заменена  малоподвижной игрой, включающей  всех детей в умеренное движение  и исключающей статические положения, которые противопоказаны организму  после активных действий. После  этого подводится итог проведенного  занятия и дети переходят к другой деятельности.

 

 Продолжительность  заключительной части занятия  в младших группах - от 2 до 3 мин., в средней и в старшей - от 3 до 4 мин.

 

3. Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня

 

 

а) Утренняя гимнастика

 

 Утренняя  гимнастика - обязательный компонент  физкультурно-оздоровительной работы  в режиме дня. Она снимает остаточное  торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех  мышц, что способствует воспитанию  хорошей осанки; подготавливает  организм ребенка к последующим  нагрузкам.

 

 Продолжительность  утренней гимнастики в зависимости  от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 - в старшей.

 

 Она включает  ходьбу, бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов  или с предметами. Сюда могут  быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные  игры, танцевальные шаги, разнообразные  висы.

 

 Усиление  интенсивности нагрузки достигается  нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений  и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую  пульсовую реакцию - бега и подскоков.

 

 При подборе  упражнений для комплекса утренней  гимнастики необходимо учесть  следующее: 1) они должны соответствовать  требованиям программы по гимнастике  для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме  и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю  гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли  на физкультурных занятиях (но  не обязательно те, которые были  на последнем занятии). Один комплекс  проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение  комплекса в течение 2-х недель  снижает интерес детей к ним).

 

 Комплексы  утренней гимнастики составляются  следующим образом. Вначале надо  организовать группу детей, сосредоточить  их внимание, поэтому утренняя  гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с  легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные  упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

 

 Затем  дети перестраиваются для выполнения  ОРУ.

 

 Упражнения  подбираются таким образом, чтобы  последовательно прорабатывались  различные мышечные группы: плечевого  пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются  упражнения, способствующие усилению  обмена веществ в организме. Это  различного рода подскоки, которые  могут чередоваться с легким  бегом.

 

 В конце  утренней гимнастики надо урегулировать  деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

 

 Утренняя  гимнастика по возможности круглогодично  проводиться на воздухе.

 

б) Физкультминутка

 

Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей - занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

 

 Их цель - поддержание умственной работоспособности  детей на достаточно высоком  уровне.

 

 Продолжительность  физкультминуток 2-3-мин. Их проводят  в момент, когда у детей снижается  внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия - 12-16-я минуты).

 

 Но нужно  учитывать, что иногда при большой  заинтересованности детей занятием, особенно когда используются  пособия, физкультминутка может  и помешать успешному проведению  занятия. Следовательно, физкультминутки  не должны рассматриваться как  обязательные ежедневные мероприятия  в режиме дня старших групп.

 

 В подборе  упражнения для физкультминутки  надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы  детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать  крупные мышечные группы. Это  упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда  целесообразно включать ходьбу  на месте, подскоки, приседания в  быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в  руках кисть или карандаш. Целесообразно  включить упражнение для мышц  кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном  суставе, сжимание и разгибание  пальцев рук.

 

 Физкультминутка  может сопровождаться текстом, связанным  или не связанным с содержанием  занятия.

 

 Дети  выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

 

 Можно  выполнить физкультминутки, используя  музыкальное сопровождение. Дети  могут выполнить под музыку  несколько видов танцевальных  шагов или спеть один-два куплета  песни, сопровождая их импровизированными  движениями.

 

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

 

 Закаливающие  мероприятия подразделяются на общие и специальные.

 

 Общие  закаливающие мероприятия проводятся  на протяжении повседневной жизни  ребенка и предусматривают правильный  режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем  воздухе, рациональную одежду. Соответствующие  возрасту воздушный и температурный  режимы в помещении, регулярное  проветривание комнаты.

 

 К специальным  закаливающим мероприятиям относятся  строго дозированные воздействия  ультрафиолетовым облучением, гимнастические  упражнения, массаж, воздушные и  водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

 

 В настоящее  время существует несколько утвердившихся  правил в проведении закаливающих  мероприятий у детей, разработанных  Г.Н. Сперанским:

 

 Закаливание  можно начинать и далее проводить  только при полном здоровье;

 

 Необходимо  постепенное нарастание интенсивности  закаливающих мероприятий;

 

 Занятия  должны осуществляться систематически;

 

 Необходимо  учитывать индивидуальные особенности  организма ребенка и его возраст;

 

 Начинать  закаливание можно в любое  время года, однако предпочтительным  является теплое время, т.к. в холодное  время степень воздействия закаливающими  факторами в начале закаливания  уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

Информация о работе Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников