План
Общая
характеристика форм организации
физического воспитания дошкольников
Физкультурные
занятия
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме дня
Список
литературы
1. Общая характеристика
форм организации физического
воспитания дошкольников
Формы
организации физического воспитания
детей в яслях:
1.Индивидуальные
сеансы физических упражнений
и массаж. При воздушных ваннах
воспитатель выполняет с ребенком
движения, чередуя их с приемами
массажа, улучшающими кровоснабжение,
а также снижающими тонус мышц
сгибателей. Используются как активные
рефлекторные движения в ответ
на применяемые взрослым зрительные,
слуховые тактильные раздражители
(манипуляции игрушками, перекладывание
ребенка в неудобную позу и
др.), так и пассивные (сгибание
и разгибание рук, ног, туловища).
Сеанс
длится около 10 мин., содержит примерно
12-15 упражнений и приемов массажа.
2.Групповые
занятия (не более пяти-шести детей)
в виде свободного перемещения
в манежиках с игрушками, причем
воспитатель стимулирует к определенным
действиям, давая соответствующие
игрушки.
Кроме
специальных форм занятий, побуждение
к активной двигательной деятельности
происходит в играх, на прогулке.
К формам
организации физического воспитания
детей 3-6 лет относятся:
Физкультурные
занятия
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме дня:
а) Утренняя
гимнастика
б) Физкультминутки
в) Закаливающие
процедуры в сочетании с физическими
упражнениями
г) Физкультурные
паузы
Работа
по физическому воспитанию детей
в повседневной жизни
а) Подвижные
игры
б) Прогулки
и экскурсии
в) Индивидуальная
работа с отдельными детьми
г) Самостоятельные
занятия детей различными видами
физических упражнений
д) Праздники,
досуги, Дни здоровья
Все эти
формы, отвечая общим задачам
физического воспитания и всестороннего
развития ребенка, находятся во
взаимосвязи; каждая из них имеет
свои специальные задачи, определяющие
ее место в режиме дня дошкольного
учреждения.
Соотношение
форм организации физического
воспитания в различных группах
детского сада определяется воспитательно-образовательными
задачами.
Утренняя
гимнастика и физкультурные занятия
проводятся начиная с первой младшей во
всех группах, но в каждой они имеют своеобразие
по подбору упражнений и методике проведения.
Физкультминутки,
имеющие преимущественное значение
в старших группах детского
сада, включаются в занятия и
между двумя занятиями как
момент активного отдыха и
восстановления работоспособности
детей.
Закаливающие
процедуры используются во всех
группах. Однако воздушные ванны
в движении с постепенным снижением
температуры, в помещении и на
воздухе применяются по преимуществу
в старших группах.
Подвижные
игры и разнообразная самостоятельная
двигательная деятельность детей
на воздухе являются непременным
содержанием повседневной детской
жизни во всех возрастных группах.
2. Физкультурные
занятия
Значение
и задачи. Физкультурные занятия
- основная форма систематического
обучения детей физическим упражнениям.
Специальной задачей занятий
является обучение детей всех
возрастных групп правильным
двигательным навыкам и развитие
физических качеств.
Значение
занятий заключается в систематическом
осуществлении взаимосвязанных
оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач, выполнение
которых обеспечивает физическое
развитие, укрепление здоровья ребенка,
приобретение им правильных двигательных
навыков, воспитание эмоционально-положительного
отношения к физкультуре и
спорту, всестороннее развитие его
личности.
Содержание
и структура занятий.
Содержание
занятий составляют физические
упражнения, обусловленные программой
для каждой возрастной группы,
выражающиеся в двигательной
деятельности детей.
Существующая
в настоящее время трехчастная
структура предусматривает реализацию
на физкультурных занятиях физиологических,
психических и педагогических
закономерностей.
Это включение
(постепенное) детей в основную
деятельность; поддержание работоспособности
на определенном уровне, снижение
нагрузки, выравнивание функционального
состояния и психологическая
настройка на отдых или другой
вид занятий.
Следовательно,
работоспособность распределяется
на занятии неравномерно и
представляет 4 уровня.
В соответствии
с этим, физкультурные занятия
состоят из трех взаимосвязанных
частей: вводной (подготовительной), основной
и заключительной. Для каждой
части занятия одинаково важное
значение имеют все задачи - образовательные,
воспитательные и оздоровительные. Выполнение
указанных задач обеспечивает всестороннее
воздействие на детей.
Задачи
вводно-подготовительной части заключаются
в создании у детей интереса
и эмоциональной настроенности
к занятию, проверке степени готовности
внимания, уточнения некоторых двигательных
навыков, постепенной подготовке
организма ребенка к более
интенсивной работе в основной
части занятия.
С этой
целью детям предлагаются знакомые
упражнения или их варианты, содействующие
воспитанию правильной осанки, профилактике
плоскостопия, не требующие много
времени на выполнение.
К таким
упражнениям относятся строевые,
ходьба и ее разновидности, бег
с различными заданиями.
Заканчивается
эта часть занятий ОРУ.
Продолжительность
вводно-подготовительной части в
младших группах 3-4 мин., в средней -
4-6 мин., в старшей - 5-10 мин.
В основной
части занятия решаются задачи
обучения и совершенствования
двигательных навыков, развития
физических качеств. После этого
проводится подвижная игра с
правилами, включающая всех детей
в интенсивное движение.
Учитывая
небольшую продолжительность оптимальной
психической работоспособности
детей, более трудные задачи намечают
в начале основной части (например,
ознакомление детей с новым
материалом, выполнение упражнений,
требующих высокой координации).
Длительность
основной части в младших группах - 8-12
мин., в средней - 12-15 мин., в старших - 15-20
мин.
Заключительная
часть занятия включает ходьбу
интенсивного темпа с постепенным
замедлением, что способствует снижению
общей возбужденности и приведению
пульса к норме.
Ходьба
иногда может быть заменена
малоподвижной игрой, включающей
всех детей в умеренное движение
и исключающей статические положения,
которые противопоказаны организму
после активных действий. После
этого подводится итог проведенного
занятия и дети переходят к другой деятельности.
Продолжительность
заключительной части занятия
в младших группах - от 2 до 3 мин.,
в средней и в старшей - от 3 до 4 мин.
3. Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме дня
а) Утренняя
гимнастика
Утренняя
гимнастика - обязательный компонент
физкультурно-оздоровительной работы
в режиме дня. Она снимает остаточное
торможение после ночного сна;
обеспечивает тренировку всех
мышц, что способствует воспитанию
хорошей осанки; подготавливает
организм ребенка к последующим
нагрузкам.
Продолжительность
утренней гимнастики в зависимости
от возраста колеблется от 4-5 мин.
в младшей группе до 10-12 - в старшей.
Она включает
ходьбу, бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов
или с предметами. Сюда могут
быть включены песня (в начале),
игровые моменты, несложные подвижные
игры, танцевальные шаги, разнообразные
висы.
Усиление
интенсивности нагрузки достигается
нарастающим количеством упражнений,
увеличением числа их повторений
и продолжительности тех упражнений,
которые вызывают наибольшую
пульсовую реакцию - бега и подскоков.
При подборе
упражнений для комплекса утренней
гимнастики необходимо учесть
следующее: 1) они должны соответствовать
требованиям программы по гимнастике
для детей данного возраста; 2)
должны быть простыми по форме
и в основном знакомы детям.
Поэтому рекомендуется в утреннюю
гимнастику включать упражнения,
которые дети недавно выполняли
на физкультурных занятиях (но
не обязательно те, которые были
на последнем занятии). Один комплекс
проводится в течение недели,
а затем меняется (выполнение
комплекса в течение 2-х недель
снижает интерес детей к ним).
Комплексы
утренней гимнастики составляются
следующим образом. Вначале надо
организовать группу детей, сосредоточить
их внимание, поэтому утренняя
гимнастика начинается с построения,
затем ходьбы в сочетании с
легким непродолжительным бегом.
Уместны здесь и специальные
упражнения на внимание и быстроту
реакции (например, изменение направления
бега или резкая остановка по сигналу).
Затем
дети перестраиваются для выполнения
ОРУ.
Упражнения
подбираются таким образом, чтобы
последовательно прорабатывались
различные мышечные группы: плечевого
пояса, ног, боковые мышцы туловища,
мышцы спины, брюшного пресса, стопы.
Затем обязательно включаются
упражнения, способствующие усилению
обмена веществ в организме. Это
различного рода подскоки, которые
могут чередоваться с легким
бегом.
В конце
утренней гимнастики надо урегулировать
деятельность сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Здесь даются упражнения
в ходьбе, можно включить танцевальные
шаги, желательно с музыкальным сопровождением.
Утренняя
гимнастика по возможности круглогодично
проводиться на воздухе.
б) Физкультминутка
Физкультминутки
проводятся не на всех занятиях, а на требующих
большой усидчивости и внимания детей
- занятиях по развитию речи, формированию
элементарных математических представлений,
на некоторых занятиях по изобразительной
деятельности.
Их цель
- поддержание умственной работоспособности
детей на достаточно высоком
уровне.
Продолжительность
физкультминуток 2-3-мин. Их проводят
в момент, когда у детей снижается
внимание и наступает утомление
(обычно вторая половина занятия
- 12-16-я минуты).
Но нужно
учитывать, что иногда при большой
заинтересованности детей занятием,
особенно когда используются
пособия, физкультминутка может
и помешать успешному проведению
занятия. Следовательно, физкультминутки
не должны рассматриваться как
обязательные ежедневные мероприятия
в режиме дня старших групп.
В подборе
упражнения для физкультминутки
надо руководствоваться следующим:
упражнения должны быть знакомы
детям и просты по выполнению;
они должны в основном охватывать
крупные мышечные группы. Это
упражнения, связанные с потягиванием,
выпрямлением позвоночника. Иногда
целесообразно включать ходьбу
на месте, подскоки, приседания в
быстром темпе. В некоторых случаях,
если дети долго держали в
руках кисть или карандаш. Целесообразно
включить упражнение для мышц
кисти рук: сгибание и разгибание,
круговые движения в лучезапястном
суставе, сжимание и разгибание
пальцев рук.
Физкультминутка
может сопровождаться текстом, связанным
или не связанным с содержанием
занятия.
Дети
выполняют физические упражнения
стоя у столов или выходя на свободное
место в групповой комнате.
Можно
выполнить физкультминутки, используя
музыкальное сопровождение. Дети
могут выполнить под музыку
несколько видов танцевальных
шагов или спеть один-два куплета
песни, сопровождая их импровизированными
движениями.
в) Закаливающие
процедуры в сочетании с физическими упражнениями
Закаливающие
мероприятия подразделяются на общие
и специальные.
Общие
закаливающие мероприятия проводятся
на протяжении повседневной жизни
ребенка и предусматривают правильный
режим дня, рациональное питание,
ежедневные прогулки, сон на свежем
воздухе, рациональную одежду. Соответствующие
возрасту воздушный и температурный
режимы в помещении, регулярное
проветривание комнаты.
К специальным
закаливающим мероприятиям относятся
строго дозированные воздействия
ультрафиолетовым облучением, гимнастические
упражнения, массаж, воздушные и
водные процедуры, плавание, рефлексотерапия
(иглотерапия), сауна.
В настоящее
время существует несколько утвердившихся
правил в проведении закаливающих
мероприятий у детей, разработанных
Г.Н. Сперанским:
Закаливание
можно начинать и далее проводить
только при полном здоровье;
Необходимо
постепенное нарастание интенсивности
закаливающих мероприятий;
Занятия
должны осуществляться систематически;
Необходимо
учитывать индивидуальные особенности
организма ребенка и его возраст;
Начинать
закаливание можно в любое
время года, однако предпочтительным
является теплое время, т.к. в холодное
время степень воздействия закаливающими
факторами в начале закаливания
уменьшается, и необходимо более
постепенное их нарастание, чем в теплое
время года;