Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе:
- унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный характер;

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влияние спорта на состояние и функциональных возможностей организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.

Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с  характерным для него резким уменьшением  двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации  здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в  массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов[5].

Для многих спорт интересен  как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная  функция спорта связана с его  основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без  болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических  средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась  влияние спорта на эмоциональный  мир людей.

В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя  привлекательность. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют  себя со спортсмена, будто бы сами участвуют  в спортивных свершениях. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях[4].

В современном мировом  спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления  и соответствующие им разделы  спортивной практики, которые часто  условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным спортом и спортом высших достижений.

Общедоступный, ординарный спорт (массовый)- называется массовым, поскольку к нему причастно большое  количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного  движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений[4].

Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное  место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений [2].

В зависимости от того, в  какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

- «школьный спорт»- практика  использование спорта в школьной  системе общего образование воспитание  подрастающего поколения, где  спортивные занятия подчинены,  прежде всего, общепедагогическим  принципам и строятся в соответствии  с единой логикой и условиями  организации многосоставного учебно-восптитательного процесса.

-«профессионально-прикладной  спорт»- практика использования  спорта в прикладной подготовке  к избранной профессиональной  деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.);

-«физкультурно-кондиционный  спорт» зрелых контингентов населения,  у которых не доминируют чисто  спортивные установки и занятия  спортом строятся, главным образом, по типу физкультурно-спортивной тренировки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

-«оздоровительно-рекреативный  спорт»- практика использования  элементов спорта в качестве  средства и метода достижения  эффекта здорового отдыха –  развлечения, активного восстановления  оперативной работоспособности  и организации интересного, эмоционально  насыщенного досуга[4].

Спорт высших достижений, в  отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможно лишь при условии  повседневных многолетних затрат времени  и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной  спортивной одаренности индивида[3].

Достижение в большом  спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений[5]. В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в образе жизни. Без такой профессионализации мировые высоты современного спорта оказались бы непреодолимыми.

Значение спорта, состоит  в том, что он используется в качестве средства улучшения физического  развития, укрепление здоровья, увеличение творческого долголетия, воспитания. Занятия спортом – одно из средств  удовлетворение человеком своей  потребности в движениях в  ее игровой форме.

Список использованной литературы:

1. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.;

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.;

3. Матвеев, Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248с.;

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384с.;

5. Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия»,2000.-480с.;


Информация о работе Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры