Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется четко выраженными признаками, в том числе:
- унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный характер;

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Общая характеристика спорта как специализированного направления  физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры[5]. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ее компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации [3].

Спорт в узком смысле правомерно называть лишь ту деятельность, которая  исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно  направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнение и объективизированной  оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели. В своем современном виде такая деятельность характеризуется  четко выраженными признаками, в  том числе:

- унификацией состава  действий, условий их выполнения  и способов оценки достижений, что закрепляется официальными  правилами, которые во многих  случаях приобрели международный  характер;

- регламентацией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, (что закрепляется официальными и не официальными нормами спортивной этики, ряд из которых тоже приобрел международный характер, например в виде соответствующих положении Олимпийской хартии);

- организацией деятельности  на основе системы соревнований  с последовательным возрастанием  уровня конкуренции и требованием к достижениям[2].

Совокупность перечисленных  признаков в их органическом единстве свойственно только спорту, что и  дает основания только его называть собственно соревновательной деятельностью.

В широком смысле понятие  «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижением в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.

В таком широком понимании  спорт предстает весьма непростым  многофункциональным и многообразным  явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он - и неординарное, по – особому действенное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем он – и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы (в этом отношение универсальный) «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который как никакой другой позволяет установить, расширить и упрочить международные контакты; имеет и многие иные свойства и отношения. По мере развития спортивной практики и отображающей ее теорию возник обширный комплекс понятий. Получая более или менее строгое определение, они входят в понятийный аппарат теории спорта[4].

Теория спорта представляет собой систему достоверных научных  знаний об основных закономерностях  спортивной деятельности. Существует множество разновидностей спортивной деятельности: соревновательная деятельность, спортивная подготовка, спортивный отбор, процессы материального и информационного обеспечение, судейство соревнований, деятельность спортивного болельщика и т.д. В соответствии с этим в теории спорта выделяются разделы, среди которых наиболее разработаны теория соревновательной деятельности, теория спортивного отбора.

Поскольку состязания –  необходимый элемент спорта, а  их требования с учетом ряда объективных  закономерностей определяют критерии отбора, содержание и организацию  подготовки, особенности материального  и информационного обеспечение  всех участников спортивной деятельности, то очевидно, что ведущим разделом теории спорта является теория соревновательной деятельности.

Центральная проблема теории соревновательной деятельности – изучения закономерностей и условий достижения спортивных результатов в процессе состязаний.

Спортивные соревнования и спортивные результаты образуют многоуровневую систему. Существуют состязание различного ранга – от соревнований в рамках коллектива физической культуры до чемпионатов  мира и олимпийских игр. Даже в  соревнованиях одного ранга обычно четко выделяют промежуточные результаты (итоги предварительных и финальных  забегов, отдельных матчей в чемпионате, а матчах – забитые пропущенные мячи и т. д.)[1].

Система спортивных соревнований включает последовательно развернутой ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организациями ( федерациями, комитетами, клубами ) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивного календаря) в расчете на определенный контингент спортсменов с регулярным воспроизведением соревнований высшего ранга ( территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.) , предшествующее им иных[4].

Непосредственно специфической  целью участия в соревнованиях  является достижения запланированного спортивного результата[1].

Спортивный результат  представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.

Процесс состязания представляет собой последовательную смену соревновательных ситуаций. Соревновательные ситуации могут выделяться на разных уровнях  состязания и иметь разный временной  масштаб. В каждой соревновательной ситуации участник состязания обладает определенным соревновательным потенциалом. Соревновательный потенциал – это  способность участника изменять ход состязаний так, как это необходимо для достижения успеха. Реализация соревновательного потенциала заключается, что участник, преодолевая внешние  и внутренние препятствия, целенаправленно  переходит к благоприятным для  себя ситуациям, благодаря чему увеличивается  вероятность достижения запланированного спортивного результата.

Таким образом, соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированными правилами  процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата[1].

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере  многообразных межчеловеческих  контактов, которые складываются между  тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями [5].

Стремление к высоким результатом часто требуют от участвующих в состязаниях спортсменов предельного проявления физических и психических способностей. Именно это обстоятельство является одной из причин зрелищности спортивных состязаний, высокой эффективности соревновательной деятельности как средство спортивной подготовки. Независимо от спортивной специализации общая цель подготовки спортсмена заключается в том, чтобы развить ее духовные и физические способности. В свою очередь, специфическая цель – достижение высоких спортивных результатов – требует создания соответствующего соревновательного потенциала[1].

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том  случае, если есть хорошо отлаженная система  подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий  тренировочно – соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую ступень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Спортивная тренировка –  это та часть подготовки спортсмена, которая построена, но основе метода упражнений. Основным специфическим  средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения. По степени  их соответствия соревновательным действиям  выделяют общеподготовительные, специально – подготовительные и соревновательные упражнения [1].

В практике спорта широко распространено понятия «спортивная деятельность»  и «соревновательная деятельность».

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она  затрагивает различные сферы  деятельности человека. Достижение максимального  результата невозможно без включения  в сферу спорта большого количество людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, материально  – технического обеспечение и  многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. И деятельность этих людей определяется социальными  и экономическими условиями жизни  общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация  деятельности по обеспечению максимального  оздоровления и совершенствование  человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования –  важный фактор познания человеческих возможностей и формирование этических  взаимоотношений, а также форма  общения между людьми и группами людей.

Конечным результатом  соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризует  количественным и качественным уровнем показателей спорта[5].

Спортивное достижение –  всегда многофакторное явление, оно  обусловлено комплексом факторов. В  числе основных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на динамику спортивных достижений в обществе, следует отметить такие как:

- индивидуальная спортивная  одаренность и степень подготовленности  к достижению;

- конкретное состояние  к системе подготовки спортсменов,  ее качество, степень отлаженности  и обеспечения;

- размах спортивного движения  и коренные социальные условия его развития в обществе[2].

Спортивное достижение –  это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах[5]

 

Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно  подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению  действительности) и общие.

К первым относят соревновательно – эталонную и эвристически – достиженческую функцию.

Ко вторым причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного  воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и  социализации личности; коммуникативная  функция и экономическая функция[5].

Основу специфики спорта и его функции составляет то, что  он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена  для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая  соревновательно-эталонная функция спорта.

Выявляемые и фиксируемые  в спорте достижения (в виде количественно  оцениваемых рекордов, выполняемых  классификационных нормативов и  т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон»  человеческих возможностей исторически  не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию  усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей [2].

Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена  с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, в сфере спорта высших достижений[4].

Сказанное о сути специфических  функций спорта характеризуют его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых  условиях человеческие возможности  и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так  и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях[2].

К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека [5].

Информация о работе Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры