Общее определение плавание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Плавание – занятие общеукрепляющее, в нем используются все основные группы мышц, в зависимости от стиля плавания. Активно тренируются мышцы живота, рук, плечевого пояса, бедер, ягодиц. Помимо мышечной тренировки, плавание укрепляет суставы, придает им гибкость, особенно это касается бедер, шеи, рук. Плавание относится к аэробным упражнениям: во время трехминутного заплыва мышцы потребляют максимальное количество кислорода. Среди преимуществ плавания следует назвать снижение артериального давления, что уменьшает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Плавание оптимизирует сердечный ритм и кровообращение. Снижается также частота дыхания, усиливается кровоток к легким – это кратчайший путь к сжиганию лишних калорий.

Содержание работы

Введение 3
Глава Общее определение плавание . 4
Глава Общая методика начального обучения и психологическая подготовка 12
Заключение 18

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Рефератпо Физкультуре по Плаванию.docx

— 41.07 Кб (Скачать файл)

Что делать, если Вы не очень  хороший пловец?

Если Вы желаете научиться  плавать, обзаведитесь хорошим инструктором. До этого Вы можете посещать классы водной аэробики

Каковы советы в отношении  начальной программы плавания?

Перед тем, как начать заниматься плаванием проконсультируйтесь  у врача. Кроме того, нужно, чтобы  инструктор по плаванию проверил Вашу технику. Если Ваша техника плавания признана удовлетворительной, приступайте  к занятиям. В начале занятий чередуйте  плавание с отдыхом. Увеличивайте нагрузку постепенно. Первоначально проплывайте 25 метров, а затем отдыхайте в  течение 10 - 15 секунд, а потом преодолевайте  другой отрезок. Затем проплывайте 2 дистанции, а потом отдыхайте. Когда  вы начнете легко проплывать 900 метров, начинайте увеличивать дистанцию.

Как увеличивать пользу от Ваших занятий плаванием?

В том случае, если вы можете проплывать милю без передышки, за 30 минут, вы можете начинать играть с  различным темпом плавания. Вы можете половину дистанции проплывать быстро, а другую половину дистанции в  более медленном темпе или  наоборот. Это будет улучшать возможности  Вашей сердечно сосудистой системы  лучше, чем плавание в одном ритме.

Вы можете разнообразить  свои занятия плавая различными стилями. Люди, которые плавают вольным  стилем и баттерфляем тратят больше сил, чем любители брасса и плавания на боку. Плавание на спине увеличивает  амплитуду движений в плечевых суставах. Некоторые люди прикрепляют специальные  дощечки на ладони, которые увеличивают  сопротивление воды и повышают нагрузку на руки. Наибольшая проблема с наладонниками  состоит в том, что при неправильном стиле плавания могут возникать  травмы плечевых суставов.

В чем опасности плавания в бассейне, озере и океане?

В бассейне есть опасность  поражения легких хлором. Исследование, недавно проведенное Американским Колледжем спортивной медицины (American College of Sports Medicine) показало, что 60 процентов пловцов испытывают проблемы с дыханием при плавании в бассейнах. Теплая вода ограничивает возможность теплоотдачи, что может быть опасно для беременных женщин. Горячая вода вызывает расширение сосудов, что может вызвать снижение артериального давления и обмороки у лиц с сердечно-сосудистой патологией.

Если же Вы плаваете на открытом воздухе, наибольшей проблемой являются солнечные ожоги. Даже если вода кажется  холодной, солнце проникает сквозь несколько дюймов, и вы попадаете  под прямые солнечные лучи. Под  водной поверхностью вы можете испытать и солнечный удар.

В том случае, если Вы плаваете в озере или океане, то должны убедиться что избранное место  безопасно для плавания. Будьте уверены  что находитесь вне зоны усиленного судоходства и других скрытых  препятствий, таких как стволы деревьев, морских водорослей и озерной  растительности. Убедитесь в том, что водоем не является источником бактерий, вызывающих заболевания.

 

 

 

 

 

2 Глава

Общая методика начального обучения и психологическая подготовка

 

Обучая ребенка плаванию, следует помнить, что лучше всего  занятия проводить в специально отведенных для этого местах - пляжах, зонах отдыха и т. д. Однако во всех случаях водоем должен удовлетворять  следующим требованиям: вода достаточно чистая, глубина в водоеме увеличивается  постепенно, дно плотное (лучше песчаное), без ям, впадин. На дне не должно быть предметов, которые могут стать  причиной травмы. Если дно покрыто  галькой, крупными и мелкими ракушками, необходимо запастись специальными резиновыми тапочками соответствующего размера. Для начального обучения необходимо выбрать участок без течения  и волн. Ребенок, обучающийся плаванию, должен находиться под постоянным контролем  родителей. Не забывайте, что теплоемкость воды гораздо выше теплоемкости воздуха  и даже обычное пребывание в воде сопряжено с большими теплопотерями организма. Поэтому занятия с детьми младшего и среднего возраста следует проводить в воде температуры 20-21 °С, а с детьми старшего возраста - температуры 18-19 °С. Температура окружающего воздуха должна быть на 4-5 °С выше температуры воды. Не допускайте переохлаждения ребенка. Признаками переохлаждения являются «гусиная кожа», посинение губ, дрожь. При появлении хотя бы одного из этих признаков прекратите занятия, выведите ребенка на берег, вытрите его полотенцем и предложите сделать несколько физических упражнений, которые помогут ему согреться.

Продолжительность первых занятий  в воде не должна превышать 6-10 мин  для детей младшего и среднего возраста и 10-15 мин для детей старшего возраста. В последующем продолжительность  занятий увеличивается. Она зависит  от возраста и степени закаленности ребенка, температуры воды и воздуха.

Занятия плаванием сопряжены  со значительными для ребенка  физическими нагрузками. Поэтому  прежде чем приступить к ним, проверьте  состояние здоровья своего ребенка  у врача, получите его разрешение, прислушайтесь к его рекомендациям. С первых занятий обращайте внимание на постановку дыхания. Решить эту задачу помогают специальные упражнения пловца, которые можно изучить до начала плавательного сезона. Это выдохи через рот и нос под струями  душа, выдохи в сомкнутые ладони, наполненные водой, при утреннем умывании, а также в любой сосуд, наполненный водой. За каждое такое занятие ребенок должен выполнить не менее 80-120 глубоких вдохов и выдохов в воду. Перед началом занятий желательно запастись простейшим инвентарем: 1-2 резиновыми мячами различной величины, доской из пенопласта размером 40х60 см (с закругленными краями) или надувным кругом диаметром 50-70см, 1-2 небольшими (не плавающими), ярко окрашенными и легко различимыми в воде предметами.

Обучение плаванию следует  начинать с так называемых общеразвивающих  упражнений, выполняемых для мышц и суставов туловища, рук и ног. Выполнение детьми комплекса общеразвивающих  упражнений способствует развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости и  ловкости. Эти упражнения являются хорошим средством коррекции  позвоночного столба, грудной клетки, конечностей, улучшают осанку, целенаправленно  воздействуют на развитие отдельных  мышечных групп, повышают функциональные возможности организма. В качестве общеразвивающих упражнений используется ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения с предметами и без предметов  и т. д. Количество повторений, длительность выполнения упражнений от занятия к  занятию необходимо постепенно увеличивать. Общая нагрузка на организм должна соответствовать физическому развитию, физической подготовленности детей  и их возрасту.

Особенно благотворно влияние плавания на растущий детский организм. И чем раньше ребенок приобщится к плаванию, тем больше пользы получит его организм. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, равномерно развивают все группы мышц. Вследствие горизонтального положения тела во время плавания и активных движений руками улучшается гибкость позвоночного столба, что позволяет широко использовать данный вид физической деятельности как средство предупреждения и лечения нарушений осанки, а также как эффективный фактор лечебной физической культуры. Велико закаливающее воздействие плавания. Особенно проявляется оно при занятиях в открытых водоемах, где температура воздуха и воды непостоянна. Это создает хорошие условия для адаптации организма человека к изменениям условий внешней среды. Дети-пловцы гораздо меньше подвержены воздействию простудных заболеваний. Кроме того, закаливание оказывает положительное влияние на деятельность центральной и периферической нервной системы - дети становятся более спокойными, хорошо спят. Преодолевая боязнь прохладной воды, естественное чувство усталости, наступающее после физических нагрузок, ребенок развивает силу воли, настойчивость, целеустремленность.

Нагрузки во время  плавания

Пребывание в воде сопряжено  с большой теплоотдачей организма, что в свою очередь усиливает кровообращение. А давление и сопротивление воды, возникающее во время плавания, оказывает специфическое влияние на работу сердца и циркуляцию крови. Так, например, при спокойном лежании на воде тело испытывает дополнительную нагрузку, равную 0,02-0,05 кг/см 2, возникающую в результате давления воды. При нырянии давление воды увеличивается пропорционально глубине погружения. В результате систематических нагрузок в воде укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полостей сердца, нормализуется артериальное давление, повышается эластичность стенок сосудов. Плавание оказывает большое влияние на деятельность пищеварительного аппарата. Экспериментальные данные, полученные в последнее десятилетие, показали, что дозированные физические нагрузки в плавании изменяют всасывательную функцию пищеварительного канала. Влияние плавания на органы дыхания Процессы обмена веществ и функционирования сердечно-сосудистой системы при плавании требуют достаточного снабжения организма кислородом. Однако дыхание в плавании затруднено вследствие давления воды на грудную и брюшную полости, а также тем, что при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде. Полноценное дыхание в плавании достигается правильной его постановкой в процессе занятий. В результате этого укрепляются мышцы органов дыхания, растет жизненная емкость легких. Наблюдения, проведенные на детях, длительное время занимающихся плаванием, показывают, что они превосходят своих сверстников по всем показателям развития органов дыхания

Требования, предъявляемые  ученику в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать  его возрастным и индивидуальным особенностям. Наиболее доступными являются упражнения, разучить которые возможно правильнее могут дети младшего возраста за 2—3 занятия. Ребят, усвоивших неправильные движения, очень трудно переучить. Поэтому  в плавании применяется прием  целостно-раздельного обучения. Для  него характерно:

1) применение несложных  подготовительных упражнений в  воде, включающих основные элементы  плавания (умение скользить по  поверхности воды в горизонтальном  положении, дышать и выполнять  простейшие гребковые движения);

2) разучивание элементов  техники плавания и объединение  их по мере освоения в целостный  способ,

3) освоение, как только  это становится доступным, облегченного  варианта техники плавания, сохраняющего  в основе элементы спортивного  способа.

Наиболее распространенной при изучении спортивных способов плавания является следующая схема движений: положение и движения тела в скольжении, движения руками; дыхание; согласование движений рук и дыхания; движения ногами; согласование движений ног  и дыхания; согласование движений рук  и ног; согласование движений рук, ног  и дыхания.

Допускаются отступления  от схемы. Например, при начальном  обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Это  более доступно новичкам, особенно если обучение ведется на глубоком месте. Углубленное же изучение современной  техники плавания начинается с движений руками во всех способах, за исключением  способа брасс. Движения руками создают  основную движущую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором движения ногами подчинялись бы движениям руками.

При разучивании элементов  техники движений следует помнить, что детям неинтересно выполнять  однообразные упражнения. Поэтому к  плаванию целостным способом следует  переходить тотчас, как только дети смогут проплыть этим способом короткие отрезки. Первые попытки преодоления  отрезка выполняются в несколько  упрощенной форме (например, с произвольным дыханием или в замедленном темпе).

Обычное повторение упражнения может быстро надоесть детям. Поэтому  полезно изменять темп, исходные положения  и саму структуру движений. Это  не только повысит их интерес к  повторениям упражнений, но и поможет  освоить наиболее удобные с точки  зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательные движения.

Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой  форме разучивания движений. В  игре благодаря положительным эмоциям  они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и  напряженности, чувствуют себя смелее.

Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать. Например, погружения в воду с выдохом —  «водолазы», скольжения—«торпеды» или  «стрелы» и т.п. Образные названия, игровые, соревновательные упражнения необходимо дополнять подвижными играми, в которые  включаются изучаемые движения.

Дети младшего возраста отличаются предметным, образным мышлением. Они  лучше воспринимают не словесные  объяснения (хотя и они должны иметь  место в краткой и образной форме), а демонстрацию, показ. При  разучивании движений дети склонны  к подражанию.

Наглядность в обучении используется и на занятиях с пловцами старших  групп. Преподаватель применяет  приемы, направленные на создание у  занимающихся двигательных представлений о сложном движении или его отдельных фазах. Используются:

— образцовая демонстрация упражнения преподавателем, его помощником или пловцом старшей группы;

— показ разучиваемого  движения наиболее подготовленным учеником данной группы;

— зрительные и звуковые ориентиры, задания предметного  характера, образные «ограничители» движений (например, ученик начинает поворот  головы для вдоха при плавании кролем лишь после того, как увидит под водой вход руки в воду, разноименной стороне поворота; или выполняет  стартовый прыжок через шест, удерживаемый у поверхности воды, и старается  не задеть его; или держит голову при  плавании на спине неподвижно, как  будто на лбу у него стоит стакан с водой;

— просмотр и анализ наглядных  пособий: рисунков, плакатов, кинокольцовок, кинограмм, подвижных макетов-муляжей пловца и т. д. На этапе совершенствования техники большую пользу приносит просмотр движений лучших пловцов через подводное окно, регулярный просмотр кинофильмов, в которых показываются различные варианты техники. «Замедленный» кинопоказ, применение стоп-кадра позволяют детально разобрать отдельные моменты движений;

— имитационные упражнения на суше, в том числе статические  упражнения, имитирующие отдельные  моменты движений пловца в воде;

— непосредственная помощь, оказываемая ученику, которая позволяет  ему ощутить правильное положение  частей тела в воде или самодвижение.

Следовать принципу наглядности  — это не значит сводить обучение к механическому копированию  движений. Опираясь на конкретное мышление детей, преподаватель не должен забывать о сознательности и активности учеников. В доступной форме им необходимо объяснять, с какой целью разучивается упражнение, для чего нужно выполнить  движения в воде так, а не иначе. С  первых же уроков преподаватель должен на примерах из разучиваемого материала  знакомить занимающихся с основными  закономерностями плавания.

Информация о работе Общее определение плавание