Общие положения об управлении в области Физической Культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:31, доклад

Описание работы

В России долгое время спорт рассматривался как хобби, не связанное с профессиональной деятельностью. Сегодня отношение к спорту меняется, спорт воспринимают как отрасль экономики. В спорт вовлечены значительные финансовые средства и человеческие ресурсы. В нашей стране становление новой спортивной индустрии и формирование рынков физкультурно-спортивных услуг проходят не всегда без проблем.
Большой спорт все сильнее становится объектом предпринимательской деятельности. Спорт, будучи важной составляющей жизни современного общества, нуждается в строгом правовом регулировании.

Файлы: 1 файл

Спортивное право.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию и науке Российской федерации

ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт

 им. П.П. Ершова».

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры

Доклад на тему:

«Общие положения об управлении в области Физической Культуры и спорта».

 

 

 

 

                                                                           Выполнила: Гуляева Е.О.

                                                                           студентка 5 курса 861 группы.

                                                                           Проверила: Волохина

                                                                           Наталья Андреевна.

 

                                                  

 

 

   г. Ишим, 2011 г.

              В России долгое время спорт рассматривался как хобби, не связанное с профессиональной деятельностью. Сегодня отношение к спорту меняется, спорт воспринимают как отрасль экономики. В спорт вовлечены значительные финансовые средства и человеческие ресурсы. В нашей стране становление новой спортивной индустрии и формирование рынков физкультурно-спортивных услуг проходят не всегда без проблем.

Большой спорт все сильнее становится объектом предпринимательской деятельности. Спорт, будучи важной составляющей жизни  современного общества, нуждается в строгом правовом регулировании. Довольно часто несовершенное законодательство мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формированию современной и эффективной системы правовой, социальной защиты спортсменов и тренеров. Главным источником российского спортивного законодательства, вне всякого сомнения, является Конституция.

   Правовые, организационные,  экономические и социальные основы  деятельности физкультурно-спортивных  организаций, принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России установлены Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Также вопросы образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) в основном регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях", проблемы научно-методического и технического развития физкультуры и спорта - Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", развитие физкультуры и спорта в общеобразовательных учреждениях - Законом РФ "Об образовании". Нельзя не упомянуть и о Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации, которые также имеют в конкретных случаях прямое отношение к вопросам организации и развития спорта. Как, впрочем, и иные нормативные акты, применимые в тех или иных ситуациях к области физкультуры и спорта.

Достаточно проблемным является налогообложение  спортивных учреждений, производителей спортивных товаров, услуг. Например, согласно п.10 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, однако зачастую это право приходится защищать в судебном порядке. Много нареканий вызывает финансирование спортивного образования, порядок работы детских спортивных учреждений. Организация и работа учреждений в сфере спорта регламентируется многочисленными ведомственными актами, которые необходимо не только знать, но и исполнять.

  Достаточно проблемными являются  многочисленные проверки контролирующих  организаций, которые затратны  по времени, требуют от руководства  учреждений знания законов и  ведомственных нормативов, умения  добиваться финансирования необходимых работ с целью устранения несоответствия требованиям законов. В противном случае руководитель учреждения или учреждение несут установленную законом ответственность.

  Острая конкурентная борьба  в спорте повышает вероятность возникновения различных спорных ситуаций, требующих незамедлительного и скрупулезного разбирательства, обращения в российские или международные суды. Для профессионального спортсмена тренировка, участие в соревнованиях, восстановительный период после них – это работа. Приняты меры к приведению регулирования трудовых отношений и связанных с ними отношений в спорте в рамки закона. Так, Трудовой кодекс РФ содержит отдельную главу, регулирующую труд профессиональных спортсменов и тренеров. Значительная часть большого спорта стала в последние десятилетия делом профессиональных спортсменов.

 Профессиональными - естественно,  на уровне высших достижений - стали многие виды спорта, которые  в прежние годы рассматривались  как исключительно любительские. Профессиональные спортсмены участвуют в Олимпийских играх. В связи с этим достаточно сложным является проблема страхования здоровья спортсменов и получения установленных законом страховых выплат.

К началу нового тысячелетия в ведущих  странах мира сложилось общее  понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала XXI веков, одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.

Как подчеркнул в одном из своих  выступлений Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич  Медведев: «Значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепления государства. Поэтому то, чем мы с вами сегодня занимаемся, – по сути, один из важнейших государственных приоритетов»[1]. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

Основой модернизации современной  системы физической культуры и спорта, развития массового и большого спорта в России является совершенствование  системы норм, т.е. нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу общественных отношений.

Система норм, регулирующих физкультурно-спортивные отношения, то есть спортивное право  — это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства.

Со дня вступления в силу (30 марта 2008 года) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) прошло 2 года, что позволяет подвести первые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.

Федеральный закон устанавливает  правовые, организационные, экономические  и социальные основы деятельности в  области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

 

В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые  законы о физической культуре и спорте.

За время действия Федерального закона в него внесено ряд изменений, а именно:

  1. Федеральный закон от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта;
  3. Федеральный закон от 7 мая 2009 года № 82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации;
  4. Федеральный закон от 18 июля 2009 года № 175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  5. Федеральный закон от 25 ноября 2009 года № 276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях.
  6. Федеральный закон предусматривает издание целого ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

В рамках осуществления полномочий Российской Федерации по разработке и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона) распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с частью 6 статьи 41 Федерального закона Правительство  Российской Федерации в срок до 1 июля 2008 года должно было издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений. Вместе с тем, этот процесс к указанному сроку не был завершен, в связи с изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, связанными с ликвидацией Росспорта, образованием Минспорттуризма России и передачей ему части полномочий Правительства Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов в соответствии с Федеральный законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ.

 

Всего Федеральным законом о физической культуре и спорте предусмотрено принятие 30 подзаконных нормативных правовых актов, 3 из которых должны быть утверждены решениями Правительства Российской Федерации, а 27 - приказами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом  и Положением о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 мая 2008 года № 408, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по принятию 25 нормативных правовых актов является Минспорттуризм России. При этом, два 2 нормативных правовых акта должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 17 октября 2009 года № 812 на Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации  возложено принятие порядка медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

Следует отметить, что не все из нормативных правовых актов, которые  должны быть утверждены Правительством Российской Федерации, вступили в силу. Не все из нормативных правовых актов, которые должны быть приняты Минспорттуризмом России, вступили в силу. В их числе:

- порядок разработки Правил  военно-прикладных и служебно-прикладных  видов спорта;

- правила видов спорта (в соответствии со статьей 25 Федерального закона правила видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, разрабатываются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются Минспорттуризмом России);

- порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического, антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- порядок финансирования за  счет средств федерального бюджета проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и нормы расходов средств на проведение указанных мероприятий.

В этой связи Федеральный закон  не может быть исполнен в полном объеме в связи с отсутствием  необходимых нормативных правовых актов.

Несвоевременное принятие некоторых  нормативных правовых актов также  затруднило реализацию отдельных положений  Федерального закона.

Так, Порядок разработки и представления  общероссийскими спортивными федерациями  в Минспорттуризм России программ развития соответствующих видов спорта был  утвержден лишь 8 июня 2009 года, что  затруднило их разработку и своевременное  представление в Минспорттуризм России.

 

В связи с технической неподготовленностью  финансирование полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов  приостановлено до 1 января 2011 года. К  указанному сроку Минспорттуризму  России необходимо принять Положение  о спортивном паспорте и его образец, а также иные нормативные правовые акты, методические указания и инструктивные материалы для обеспечения реализации полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов, переданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 28 декабря 2007 г. № 1930-р разработка технического регламента «О требованиях  к безопасности спортивного оборудования и инвентаря» была исключена из Программы  разработки технических регламентов.

Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона к полномочиям  Российской Федерации в области  физической культуры и спорта относится  разработка технических регламентов  о спортивном инвентаре и оборудовании. В этой связи, Правительство Российской Федерации должно вернуться к разработке указанного технического регламента.

Следует отметить, что с принятием  Федерального закона законотворческая работа не закончилась, поскольку осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона с учетом правоприменительной и судебной практики.

Информация о работе Общие положения об управлении в области Физической Культуры и спорта