Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников
2. Способы формирования навыка здорового образа жизни у школьников
2.1 Закаливание
2.2 Вредные привычки
2.3 Режим труда и отдыха
2.4 Режим сна
2.5 Физическая нагрузка
2.6 Рациональное питание
3. Роль педагогического коллектива в формировании навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний у школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат здоровый образ жизни.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Общие принципы формирования  навыков здорового образа жизни  у школьников

2. Способы формирования  навыка здорового образа жизни  у школьников

2.1 Закаливание

2.2 Вредные привычки

2.3 Режим труда и отдыха

2.4 Режим сна

2.5 Физическая нагрузка

2.6 Рациональное питание

3. Роль педагогического  коллектива в формировании навыков  здорового образа жизни и профилактики  заболеваний у школьников

Заключение 

Список использованной литературы

 

Введение

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается  не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического  дефекта, но и состояние полного  социального, физического и психического благополучия Байер Я., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни.- М.: Академа, 1997. - С.21-22..

Забота о здоровье подрастающего  поколения всегда была одной из важнейших  задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние  здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и  анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические  заболевания, нарушение осанки, невротические  реакции, снижение остроты зрения и  другие нарушения состояния здоровья.

Важно подчеркнуть, что в  жизни ребенка достаточно часто  возникают ситуации, в которых  еще более четко выражена необходимость  в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти  и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного  возраста.

На основании вышесказанного можно сформулировать цель нашей  работы - рассмотреть роль педагогического  коллектива в организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни и профессиональных заболеваний  среди детей и подростков.

 

1. Общие принципы  формирования навыков здорового  образа жизни у 

школьников

Привитие школьникам навыков  здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения  от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве  и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться  в течение всей жизни Петрушин В.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное  пособие.- М.: Гардарики, 2002. - С.58-63..

Школьник приобретает  навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила  здорового образа жизни и выполняли  их. Этого, однако, мало. Дополнительными  источниками знаний и навыков  о правилах здорового образа жизни  является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей  со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков здорового  образа жизни входит в режим дня.

Современная российская школа  не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать  местом формирования здоровья школьников. Сегодня оно ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы  более чем у 40% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания  и еще у 36% -- морфофункциональные  отклонения. В связи с этим до 35% учащихся имеют различные ограничения  в выборе профессии по состоянию  здоровья. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недооценкой  в практической работе по формированию у детей и подростков умений и  навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья Барклай В.М. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С.39-41..

Как показывают результаты исследований, более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные навыки здорового образа жизни: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая  возрасту двигательная активность, достаточный  сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, хотя уже в 11-летнем возрасте школьник должен понимать отдаленные последствия своего поведения для  здоровья, а в 13 лет -- уметь принять  правильное решение в ситуациях, связанных с угрозой для своего физического и психического благополучия.

Современные требования к  формированию здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков и укреплению их здоровья включают в себя: поддержание  безопасной среды в школьном здании; организацию медицинского обслуживания школьников, обеспечивающего постоянный контроль за состоянием их здоровья; наличие  программы гигиенического воспитания, интегрированной в школьную образовательную  программу; четко определенную позицию  школы по отношению к основным аспектам образа жизни -- питанию, курению, употреблению алкоголя и наркотических  веществ, двигательной активности и  т.д.; медицинское обслуживание педагогов  и создание в школе условий  для сохранения и укрепления их здоровья; профессиональную подготовку учителей к работе по гигиеническому обучению и воспитанию детей; гигиеническое  просвещение детей семейными  врачами и врачами педиатрами; связь школы и поликлиники  с семьей и общественностью в  работе по укреплению здоровья детей.

 

 

2. Способы формирования  навыков здорового образа жизни  у 

школьников

2.1 Закаливание

Особое внимание следует  обратить на часто болеющих детей. Практика показывает, что закаленными могут  стать все школьники. Закаливание  имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно  определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок  видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов - теплой. Дети очень  любят сами наблюдать за показаниями  водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах  и т.д. У ребенка формируется  чувство уверенности в своих  силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно  обсудить с детьми, как они практически  закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей  проводить целенаправленное закаливание  могут помочь интересные примеры  из жизни выдающихся людей Детская  спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. - М.: Медицина, 1980. - С.138..

2.2 Вредные привычки

Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные  для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить школьники Байер Я., Шейнбер  Л. Здоровый образ жизни.- М.: Академа, 1997. - С.154-155.?

Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние  товарищей, одногодок или старших  ребят. Курение взрослых в присутствии  детей создает у них представление  о курении, как о норме поведения. Школьники скорее приобщаются к  вредной привычке. Вторая причина  курения - любопытство, интерес. На третьем  месте стоит желание подражать  взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам  и др.

Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение  вреда курения должно идти со строгим  учетом возрастных особенностей. На детей  действуют увещевания, что продолжительность  жизни курящего сокращается, что  возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо  опаснее для ребенка, чем для  взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно  подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе - слабеет память, нередко  вместе нарушается зрение. Детям обязательно  нужно разъяснить, что от курения  очень трудно отучиться. Важно создать  «противотабачный климат» в школе, интернате и т.д. Этому, как уже  было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными  интересными делами.

Другая чрезвычайно вредная  для здоровья человека привычка - употребление алкоголя. Это привычка также имеет  сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная «положительная» установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется  представление на такие явления, как на «норму» поведения. Отрицательное  отношение к алкоголю формируется  у детей из семей, в которых  он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:

- ни в какие дни,  ни в каком виде, ни в самых  малых дозах не давать детям  алкогольные напитки; 

- в семьях должна быть  четкая установка: алкоголь - враг  здоровья, алкоголь - враг учебы,  алкоголь - враг спорта;

- алкоголь (во всех видах)  крайне вреден для детского  растущего организма.

Считаем важным в беседах  с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в  коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты.

2.3 Режим труда  и отдыха

Труд - истинный стержень и  основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном  действии труда вызывающем якобы  «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное  старение. Труд как физический, так  и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс  чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в  процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много  и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к  вялости мускулатуры, нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению Попова Н.М. Влияние учебной  нагрузки на работоспособность и  функциональное состояние организма  младших школьников. - В кн.: Работоспособность  и здоровье учащихся при обучении в современной школе. - М.: Просвещение, 1974. - С.101-104..

В наблюдающихся случаях  перенапряжения и переутомления  человека виновен не сам труд, а  неправильный режим труда. Нужно  правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как  физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и  полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами  напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется  легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен  правильный выбор профессии в  соответствии с индивидуальными  способностями и склонностями человека.

Для ребенка важна удобная  рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники  безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее  место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все  инструменты и т. п. Освещение  рабочего места должно быть достаточным  и равномерным. Предпочтительнее локальный  источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует  и укрепляет волю. Не позволяет  откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня  на завтра и вообще в «долгий ящик».

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых  после работы вовсе не означает состояния  полного покоя. Лишь при очень  большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный»  принцип построения отдыха). Людям  физического труда необходим  отдых, не связанный с дополнительными  физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в  часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для  здоровья. Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить  на свежем воздухе. Городским жителям  желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

2.4 Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и  всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий  русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему  от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Систематическое недосыпание  приводит к нарушению нервной  деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для  нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать  надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания  пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать  при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В  помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье  должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней  одежде, не рекомендуется закрываться  одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному  дыханию. Желательно ложиться спать  в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Информация о работе Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников