Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников
2. Способы формирования навыка здорового образа жизни у школьников
2.1 Закаливание
2.2 Вредные привычки
2.3 Режим труда и отдыха
2.4 Режим сна
2.5 Физическая нагрузка
2.6 Рациональное питание
3. Роль педагогического коллектива в формировании навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний у школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат здоровый образ жизни.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Пренебрежение этими простейшими  правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

2.5 Физическая  нагрузка

Для умственного труда  систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового  и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ  жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный  человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной  мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости  от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время  укрепляет сердечную мышцу. У  детей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура  и спорт весьма полезны, так как  их работа нередко связана с нагрузкой  какой-либо отдельной группы мышц, а  не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает  скелетную мускулатуру, сердечную  мышцу, сосуды, дыхательную систему  и многие другие органы, что значительно  облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную системуДембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988. - С.239-240. .

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для  всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ  жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно  отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной  системой, она осуществляется при  участии практически всего мышечного  аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и  объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма  нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая  нагрузка связана с развитием  гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов  здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна  прогулка в вечернее время, перед  сном. Такая прогулка как часть  необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным  медленным шагом, затем столько  же - быстрым спортивным шагом и  т.д.

2.6 Рациональное  питание

Рациональное питание  чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление  в организм таких веществ, которые  составляют основу формирования новых  клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному  физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности.

У ребенка к окончанию  начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене  питания.

Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную  пищу, содержащую все необходимые  для его развития компоненты. Таких  компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что  происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому  раньше их называли «кирпичиками» тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.

Ребенок должен получать в  сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно  слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности.

Жиры и углеводы - основные источники энергии, а суточная потребность  организма в них, выраженная в  килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста - 2300 ккалл/в день. Углеводы - не только источники энергии  для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых  кислот, мембран клеток, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка  с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал.

Витамины - обязательная составная  часть пищевого рациона. Учащиеся начальных  классов, как правило, знают о  важности витаминов для жизнедеятельности  организмов. Вода не менее важна  для организмов, чем белки и  витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково  вредно как недостаточное, так и  избыточное потребление воды. Специалисты  обычно рекомендуют такое распределение  общего объема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% и ужин - 25%.

 

3. Роль педагогов  в формировании навыков здорового  образа жизни и 

профилактики  заболеваний у школьников

В воспитании здорового школьника  важен тесный контакт и содружество  всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов  учителем учитывается работа врача  и медицинской сестры, их выступление  перед родительской или детской  аудиторией

Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет  решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен  такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество  педагогов. Учитель должен быть лично  знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые  особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим  для них.

Задача педагога состоит  в том, чтобы убедить родителей  в необходимости затратить энергию  и время на то, чтобы у ребенка  рабочее место соответствовало  рекомендуемым нормам, ежедневно  потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену  ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки. Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное  отношение к здоровью ребенка  обернется куда большей затратой времени - хождение к врачам, лечение, а потом «догнать» пропущенные  занятия. Во время обучения в школе  основным средством гигиенической  подготовки родителей служат родительские собрания, лекции по гигиене, специальная  литература. Во многих школах родителей  школьников сначала собирают вместе для общей беседы, а затем родители расходятся по кабинетам. В некоторых школах можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи, нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.

Индивидуальная беседа при  посещении родителями школы или  при знакомстве учителя с домашними  условиями ребенка имеет неоценимое значение. Педагогический работник может  дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации  закаливания, физического воспитания. При такой беседе педагог и  родители могут легче найти решение  того или иного трудного вопроса  по режиму дня, созданию гигиенических  условий в семье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований в воспитании здорового  ребенка является информация родителей  о прошедшей беседе, посвященной  вопросам гигиенического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Что же конкретно может  сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс  взаимодействия со школьником: это  беседы на актуальные темы, смена различных  видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование  наглядных средств обучения с  учетом требований гигиены - все это  способствует положительным эмоциям  учащихся. Положительные эмоции облегчают  усвоение материала, что в свою очередь  уменьшает утомление, стимулирует  высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в  классе, предупреждает невротические  реакции детей, особенно первоклассников  в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно  связаны с деятельностью школ и учителей Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1977. -С.117..

Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении  с ребенком детей, бережно относится  к его ранимой психике. Зная психологические  особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным «воспитателем  здоровья» ребенка.

Во-вторых, учитель принимает  посильное участие в обеспечении  отвечающего гигиеническим требованиям  естественного и искусственного освещения, температурного режима в  классе и других факторов внешней  среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь  с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает  неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями  и др.

В-пятых, педагогический коллектив  школы способен организовать наглядные  агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить  тематические беседы, встречи со специалистами  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Байер Я., Шейнбер Л.  Здоровый образ жизни.- М.: Академа, 1997.

2. Барклай В.М. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3. Дембо А.Г. Врачебный  контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988.

4. Детская спортивная  медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского,  С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1980.

5. Калюжная Р.А. Двигательный  режим и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1977.

6. Петрушин В.И., Петрушин  И.В. Валеология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.

7. Попова Н.М. Влияние  учебной нагрузки на работоспособность  и функциональное состояние организма  младших школьников. - В кн.: Работоспособность  и здоровье учащихся при обучении  в современной школе. - М.: Просвещение, 1974.

 


Информация о работе Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников