Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:59, реферат
Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.
Введение
1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников
2. Способы формирования навыка здорового образа жизни у школьников
2.1 Закаливание
2.2 Вредные привычки
2.3 Режим труда и отдыха
2.4 Режим сна
2.5 Физическая нагрузка
2.6 Рациональное питание
3. Роль педагогического коллектива в формировании навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний у школьников
Заключение
Список использованной литературы
Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.
2.5 Физическая нагрузка
Для умственного труда
систематическое занятие
Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.
Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Ходьба является сложнокоординированным
двигательным актом, управляемым нервной
системой, она осуществляется при
участии практически всего
Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.
2.6 Рациональное питание
Рациональное питание
чрезвычайно важно для
У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.
Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.
Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности.
Жиры и углеводы - основные
источники энергии, а суточная потребность
организма в них, выраженная в
килокалориях в день, для детей 7-10
летнего возраста - 2300 ккалл/в день.
Углеводы - не только источники энергии
для мышечной деятельности организма,
они выполняют и другие функции,
например, входят в состав нуклеиновых
кислот, мембран клеток, служат резервом
питательных веществ в
Витамины - обязательная составная
часть пищевого рациона. Учащиеся начальных
классов, как правило, знают о
важности витаминов для
3. Роль педагогов
в формировании навыков
профилактики заболеваний у школьников
В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов учителем учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией
Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них.
Задача педагога состоит
в том, чтобы убедить родителей
в необходимости затратить
Индивидуальная беседа при
посещении родителями школы или
при знакомстве учителя с домашними
условиями ребенка имеет
Заключение
Что же конкретно может сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс взаимодействия со школьником: это беседы на актуальные темы, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены - все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с деятельностью школ и учителей Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1977. -С.117..
Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении с ребенком детей, бережно относится к его ранимой психике. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка.
Во-вторых, учитель принимает
посильное участие в
В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.
В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В-пятых, педагогический коллектив школы способен организовать наглядные агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить тематические беседы, встречи со специалистами и т.д.
Список использованной литературы
1. Байер Я., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни.- М.: Академа, 1997.
2. Барклай В.М. Валеодиагностика:
Методическое пособие по
3. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988.
4. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1980.
5. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1977.
6. Петрушин В.И., Петрушин И.В. Валеология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.
7. Попова Н.М. Влияние
учебной нагрузки на
Информация о работе Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у школьников