Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 11:30, реферат

Описание работы

В ЛФК применяются различные физические упражнения: гимнастические (наиболее простые и доступные больным), спортивно-прикладные (пешеходные и лыжные прогулки, терренкур, плавание, гребля, туризм и др.) и игры (подвижные и спортивные — городки, бадминтон, волейбол и др.). ЛФК является методом общей, неспецифической активной, функциональной терапии, а каждое физическое упражнение — неспецифическим раздражителем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК….…………………………………………………………………….4
Общие требования к методике применения физических
упражнений в ЛФК….…….…………………………………………………………………….7
Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК…………………………….…………………………………………………………………….9
Организация лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях…………..……………………………………….11
Заключение ……………………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

ЛФК в ЛПУ.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 Реферат на тему: Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3

  1. Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК….…………………………………………………………………….4
  2. Общие требования к методике применения физических

  упражнений в ЛФК….…….…………………………………………………………………….7

  1. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК…………………………….…………………………………………………………………….9
  2. Организация лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждениях…………..……………………………………….11

Заключение ……………………………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого вида лечения лежит обучение двигательным действиям. 
  В ЛФК применяются различные физические упражнения: гимнастические (наиболее простые и доступные больным), спортивно-прикладные (пешеходные и лыжные прогулки, терренкур, плавание, гребля, туризм и др.) и игры (подвижные и спортивные — городки, бадминтон, волейбол и др.). ЛФК является методом общей, неспецифической активной, функциональной терапии, а каждое физическое упражнение — неспецифическим раздражителем. Характерная особенность ЛФК — дозированная физическая тренировка больных. В лечебных учреждениях (больница, поликлиника и др.) процедуры ЛФК осуществляют индивидуальным и групповым методами. Показания к ЛФК обычно совпадают с началом выздоровления больного, преимущественно при хронических заболеваниях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК. 

       Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры. 

Гимнастические упражнения

Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д.

1. Подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические). 

2. Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

  • по анатомическому признаку (для мелких мышц, средних, крупных, комбинированные)
  • по характеру упражнения (динамические, статистические);
  • видовому признаку (в метании, на координацию, на равновесие, в сопротивлении, висы и упоры, лазание, корригирующие, дыхательные, подготовительные, порядковые);
  • по признаку активности (активные, пассивные, на расслабление);
  • по признаку используемых предметов и снарядов (без предметов и снарядов; с предметами и снарядами; упражнения на снарядах, тренажерах)

Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа).

     Упражнения в равновесии используют  для совершенствования координации  движений, улучшения осанки, а также  для восстановления этой функции  при заболеваниях ЦНС и вестибулярного  аппарата. Корригирующие упражнения  направлены на восстановление  правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают  общую координацию движений или  отдельных сегментов тела.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах. Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний.

  1. Дыхательные упражнения

   Различают  общие и специальные дыхательные  упражнения. Общие дыхательные упражнения  улучшают вентиляцию легких и  укрепляют основные дыхательные  мышцы. Специальные дыхательные  упражнения применяют при заболеваниях  легких, при парезах и параличах  дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Спортивно-прикладные упражнения

К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах применяется при поражении нижних конечностей.

Игры

Подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:

  • на месте;
  • малоподвижные;
  • подвижные;
  • спортивные.

В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью. 

 

 

2. Общие требования к методике  применения физических упражнений  в ЛФК

     Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений. Занятия лечебной физкультурой являются не только лечебным, но и воспитательным процессом, поэтому для их наилучшей эффективности необходимо соблюдать определенные педагогические принципы.

Индивидуальный подход к больному исключительно важен. Для этого следует предварительно изучить его двигательные возможности, характер заболевания, степень нарушения функций и др. При составлении программы физкультурных занятий следует учитывать также возраст, пол, профессию и способность к приспособляемости к физическим нагрузкам.

Постепенность является необходимым условием успешного восстановления и совершенствования нарушенных функций. Этот принцип постепенного увеличения количества и интенсивности физических упражнений должен выполняться как в отдельных занятиях, так и на протяжении всего курса лечения.

Длительность занятий обеспечивает закрепление и совершенствование результата лечения. Занятия должны проводиться сравнительно длительное время без продолжительных перерывов. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны быть частью общего режима всю жизнь, иначе утрачиваются достигнутые результаты.

Систематичность и последовательность выполнения упражнений предусматривают выполнение правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Поочередность выполнения общеразвивающихся упражнений для различных мышечных групп со специальными упражнениями создает условия для использования организмом физиологических механизмов «активного отдыха». Это дает возможность при необходимости увеличивать объем и интенсивность упражнений, не вызывая выраженного утомления.

Наглядность и доступность упражнений имеет большое значение и особенно в занятиях с детьми, пожилыми людьми и лицами с ограниченными двигательными умениями. Упражнения по своей сложности не должны превышать возможности больных для их выполнения.

Соблюдение цикличности в чередовании упражнений с отдыхом связано с необходимостью определения оптимального времени для отдыха между двумя упражнениями.

Принцип всесторонности предусматривает применение всех возможных средств лечебной физкультуры с целью не только местного воздействия на поврежденный орган и нарушенные функции, но также общего воздействия на организм. Действуя в качестве неспецифического терапевтического лечения, лечебная физкультура повышает общую тренированность организма, совершенствует все механизмы регуляции его жизнедеятельности.

Перечисленные выше принципы являются основой для составления частных методик лечебной физкультуры и эффективного проведения занятий.

 

 

 

 

3.  Способы дозировки физической  нагрузки на занятиях ЛФК.

Применение каждого лечебного средства основано на его дозе: разовой, суточной и всего курса лечения. Это в полной мере относится и к лечебной физкультуре. Под дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной величины физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и всего занятия: утренней или лечебной гимнастики, дистанции и скорости дозированной ходьбы и т. п., а также и всей двигательной деятельности в течение дня.

Трудность дозировки зависит от особенностей метода лечебной физкультуры, характеризующегося активным участием больного в процессе собственного лечения и необходимостью применения в занятиях физических упражнений с оптимальной нагрузкой, не превышающей силы и возможностей конкретного больного. Физическая нагрузка зависит от многих условий и факторов.

  1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.
  2. Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц — увеличивают.
  3. Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.
  4. Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.
  5. Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.
  6. Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.
  7. Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.
  8. Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.
  9. Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.
  10. Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
  11. Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.
  12. Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Учитывая все сказанное, зная назначенный больному режим движений и проводя медико-педагогические наблюдения, можно относительно точно дозировать физическую нагрузку каждому больному.

Следует всегда помнить: нагрузка должна быть чуть меньше оптимальной. Общая физическая нагрузка на занятиях физическими упражнениями определяется ее интенсивностью, длительностью, плотностью и объемом. Важное значение имеет также и частота занятий. Все эти параметры измеримы и могут учитываться количественно. Оздоровительный и лечебный эффект физическими упражнениями от занятий наблюдается только в том случае, если интенсивность занятий будет соответствовать определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40% в начале и до 80-90% в конце курса лечения.

Длительность нагрузки определяется общим временем физкультурных занятий. Плотность нагрузки определяется временем фактического выполнения упражнений и выражается в процентах к общему времени занятий.

Объем нагрузки представляет общую работу, выполненную на физкультурном занятии; если отдельные физические упражнения повторяются равномерно без перерывов (поточный метод), то он будет регулироваться интенсивностью и длительностью этой работы. При интервальном (раздельном) методе объем нагрузки будет зависеть от плотности занятий.

Информация о работе Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК