Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:19, реферат
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………..3
2. Задачи обучения детей плаванию……………………………………………………………5
3. Методика обучения детей……………………………………………………………………….7
4. Техника плавания. Способы плавания…………………………………………………..12
5. Техника безопасности. Правила организации занятий…………………………14
6. Заключение……………………………………………………………………………………………..18
7. Список литературы………………………………………………………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
Кафедра физического воспитания
Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой
Выполнила:
студентка 1 курса
группы П-12
Проверил:
зам. декана по
спортивно-массовой
работе на ИСФ, ст.
преподаватель
Братск 2013
Оглавление
Введение
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.
Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка.
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.
Лучше всего начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым ребенок способен обучаться плаванию.
Родители
должны понимать, что обучение малыша
плаванию возможно, пока у малыша не
исчезли тонические рефлексы, на смену
которым приходят статокинетические
рефлексы, и обучение плаванию практически
уже невозможно до 3–4 летнего возраста,
когда ребенок будет в
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Задачи обучения детей плаванию
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков, изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания, всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, ознакомление с правилами безопасности на воде
Содержание
программы начального обучения плаванию
зависит от задач, стоящих перед
курсом обучения; контингента занимающихся,
их физической подготовленности и возраста;
продолжительности курса
От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий – естественный или искусственный водоем. Глубина и температура воды, климатические и погодные условия также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы, учебный материал и методические указания должны соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.
Обучение
детей плаванию проводится в форме
групповых занятий. Такие занятия
более эффективны, им присущ элемент
соревнования. На групповых занятиях
удобнее проводить
Методика обучения детей.
Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию пользовались тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими. Словесные методы используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес. В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. Рассказ применяется преимущественно при организации игр. Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания.
Анализ и
обсуждение допускаемых ошибок при
выполнении упражнений, нарушений правил
игры и др. Нацеливают учеников на корректировку
своих действий. Указание чаще всего
носит методический характер, акцентируя
внимание на деталях или ключевых
моментах выполняемого движения, освоение
которых дает возможность, затем
выполнить упражнение в целом. Методические
указания на уроках плавания даются для
предупреждения и устранения ошибок
перед выполнением каждого
Наглядные методы. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и кино – кольцовок, применение жестикуляции.
Метод упражнений.
Этот метод характеризуется
Изучение техники плавания проводилось путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.
Метод разучивания
по частям. Разучивание по частям облегчает
освоение техники плавания, уменьшает
количество допускаемых ошибок, что
в целом сокращает сроки
Широкое использование
этих упражнений не только реализует
принцип доступности в практике
начального обучения, но и постепенно
подводит обучаемого к целостному выполнению
двигательного действия, уменьшая при
этом количество допускаемых ошибок.
Разучивание по частям на начальных
этапах обучения плаванию психологически
мотивировано, так как освоение простейших
движений приносит моральное удовлетворение,
воспитывает уверенность в
Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя па плавание с полной координацией движений. Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в 15 игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный
метод. Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в результате предельной
мобилизации своих
Игровой метод.
Для него характерны: 1) эмоциональность
и соперничество, проявляемые в
рамках правил игры; 2) вариативное применение
полученных умений и навыков в
связи с изменяющимися
Информация о работе Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой