Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:19, реферат

Описание работы

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………..3
2. Задачи обучения детей плаванию……………………………………………………………5
3. Методика обучения детей……………………………………………………………………….7
4. Техника плавания. Способы плавания…………………………………………………..12
5. Техника безопасности. Правила организации занятий…………………………14
6. Заключение……………………………………………………………………………………………..18
7. Список литературы………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение бюджетного высшего профессионального  образования «БрГУ»

 

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса                   

группы П-12                                                                  И. С. Сафронова

Проверил:

зам. декана по

спортивно-массовой

работе на ИСФ, ст.

преподаватель                                                               Л. И. Перелыгина

 

 

 

Братск 2013

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………………………..3
  2. Задачи обучения детей плаванию……………………………………………………………5
  3. Методика обучения детей……………………………………………………………………….7
  4. Техника плавания. Способы плавания…………………………………………………..12
  5. Техника безопасности. Правила организации занятий…………………………14
  6. Заключение……………………………………………………………………………………………..18
  7. Список литературы………………………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Плавание  является уникальным видом физической активности. Специфические особенности  воздействия плавания на детский  организм связаны с активными  движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны  – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти  упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого  организма, который на 80% состоит  из воды (а клетки мозга на 90% состоят  из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого  организма происходят в водной среде.

Опыт педиатров  показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей  и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается  на деятельности центральной нервной  системы.

Забота о  физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его  гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное  питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка.

Плавание  – это физическое действие, основу которого составляет удержание и  перемещение человека в воде в  необходимом направлении. Во время  плавания, которое является средством  массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно  тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.

Во время  плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного  дыхания и обильному притоку  крови к периферическим органам.

Горизонтальное  положение во время плавания –  это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Лучше всего  начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым ребенок способен обучаться плаванию.

Родители  должны понимать, что обучение малыша плаванию возможно, пока у малыша не исчезли тонические рефлексы, на смену  которым приходят статокинетические  рефлексы, и обучение плаванию практически  уже невозможно до 3–4 летнего возраста, когда ребенок будет в состоянии  сознательно выполнять команды  инструктора.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде –  один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка  к воде, научить его плавать, тем  полнее скажется положительное воздействие  плавания на развитии всего детского организма.

 

 

Задачи обучения детей плаванию

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков, изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания, всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, ознакомление с правилами безопасности на воде

Содержание  программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед  курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно  связаны между собой.

От возраста и физической подготовленности зависят  дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать  дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей  младшего школьного возраста требует больше времени из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий – естественный или искусственный водоем. Глубина и температура воды, климатические и погодные условия также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы, учебный материал и методические указания должны соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Обучение  детей плаванию проводится в форме  групповых занятий. Такие занятия  более эффективны, им присущ элемент  соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние  коллектива и обеспечивая тем  самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-первых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания. В связи с этим в программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.

 

Методика  обучения детей.

Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых  обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию пользовались тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими. Словесные методы используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес. В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. Рассказ применяется преимущественно при организации игр. Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания.

Анализ и  обсуждение допускаемых ошибок при  выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Нацеливают учеников на корректировку  своих действий. Указание чаще всего  носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем  выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для  предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в  выполнении упражнения, разъясняют условия  для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Урок плавания, как на суше, так и в воде проводился под команду преподавателя. Команды и распоряжения подавались громко, четко и в повелительном тоне.

Наглядные методы. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и кино – кольцовок, применение жестикуляции.

Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом  и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем  изменения количества выполняемых  упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности  отдыха между упражнениями и др.

Изучение  техники плавания проводилось путем  многократного выполнения отдельных  ее элементов, направленного на овладение  способом плавания в целом, т.е. применяются  два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую  последовательность изучения отдельных  упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.

Метод разучивания  по частям. Разучивание по частям облегчает  освоение техники плавания, уменьшает  количество допускаемых ошибок, что  в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники  расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.

Широкое использование  этих упражнений не только реализует  принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при  этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных  этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих  силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Метод разучивания  в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук  с различными вариантами сочетания  этих движений. Этот метод применяется  на завершающих этапах освоения техники  способа плавания после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники  плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале  целостное разучивание техники  плавания осуществляется в облегченных  условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя па плавание с полной координацией движений. Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в 15 игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.

Соревновательный  метод. Его отличают следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей: 2) умение показывать максимальный уровень  физической и психической подготовленности в борьбе за первенство. Все это  предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию волн, настойчивости, самообладания  уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую  нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.

Игровой метод. Для него характерны: 1) эмоциональность  и соперничество, проявляемые в  рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в  связи с изменяющимися условиями  игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные  решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование  физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять своп желания интересам  коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий  плаванием, являясь хорошим средством  переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой  методы необходимо применять с первых уроков плавания.

Информация о работе Обучение детей плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой