Обучение основным видам движения. Обучение дошкольников общеразвивающих упражнений с использованием методов и приемов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:18, контрольная работа

Описание работы

А. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе .

Содержание работы

Обучение детей основным видам движения – ходьба.
Обучение дошкольников общеразвивающим упражнениям с использованием методов и приемов обучения - средняя группа (комплекс ору).
Организации, методики обучения дошкольников подвижным играм с элементами спортивных игр (старшая группа).
Вывод.

Файлы: 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине теория и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста.

 

ТЕМА: «Обучение основным видам движения. Обучение дошкольников общеразвивающих упражнений с использованием методов и приемов обучения.»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      

                               Студентки курса группы

                                                                                         Специальности

                                                                                       Преподаватель

                                                   

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обучение детей основным видам движения – ходьба.
  2. Обучение дошкольников общеразвивающим упражнениям с  использованием методов и приемов обучения - средняя группа (комплекс ору).
  3. Организации, методики обучения дошкольников подвижным играм с элементами спортивных игр (старшая группа).
  4. Вывод.

 

1.) Обучение основным видам движения - ходьба.

А. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей. 
    Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе .  
    Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие -упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. 
Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.  
   Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.  
    Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины. 
   Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся -непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

  В таблице № 1 представлена  классификация  общеразвивающих  упражнений по анатомическому  принципу (в соответствии с их  воздействием на крупные группы  мышц ) .

 

Б. В системе физического воспитания большую роль играет обучение детей основным  движениям : ходьбе , бегу , метанию , прыжкам , лазанию , равновесию . Основные движения – это естественные движения человека , он пользуется ими в повседневной жизни.

    Занятие основными  движениями способствует всестороннему  физическому развитию детей , улучшает  работу сердечно- сосудистой , дыхательной и нервной систем , укрепляют мышцы и опорно-двигательный аппарат , развивают физические качества – быстроту , выносливость , силу , ловкость , гибкость.

    Ходьба- одно из первых движений , которым овладевает ребенок после умения ползать . Ходьба расширяет возможности детей , обогащает их деятельность , стимулирует активность , способствует полноценному физическому развитию.

     В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляет мышцы туловища, спины и живота, формируется правильная осанка ( более 60% мышечных групп). Кроме того при ходьбе тренируется дыхательная  и сердечно-сосудистая система, активнее происходит процесс обмена веществ, Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

    Обучение ходьбе. Правильное обучение ходьбе основывается на знании возрастных особенностей  детей, уровня развития движений и двигательных качеств- быстроты, ловкости, выносливости.

      Цель обучения правильной ходьбе является формирование естественного, согласованного движения рук и ног по принципу перекрестной координации, неширокого шага с пятки на носок, направления- по прямой, правильной осанки, укрепления свода стопы. Таблица №2 (методика обучения ходьбе), таблица №3 (примерные упражнения в ходьбе).

 

Таблица № 2.Методика  обучения ходьбе.

Особенности выполнения движений детьми

                                                                                     Программные требования

Педагогические требования к обучению движениям

                                               Младший дошкольный возраст

Движение рук и ног не согласованны, характерны одноименные движения руками и ногами; не сформирована ступня- дети «шлепают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед; ребенок при ходьбе наступает на всю ступню, опускает голову, смотрит себе под ноги ;темп ходьбы неустойчив ;ребенок  не полностью использует пространство зала

Приучать детей к свободному маху руками. Учить дошкольников координировать движения рук и ног. Следить, чтобы дети не опускали голову и не горбились

Следует обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено), на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги. Используются дополнительные упражнения : ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием коленей; обходом предметов; ходьба со сменой направления; ходьба по кругу, не держась за руки; ходьба приставными шагами, вперед, в стороны; чередование ходьбы и бега; перешагивание через предметы; ходьба в колонне по одному; ходьба парами 

                                                Средний дошкольный возраст

Ходьба вполне уверенная, характеризуется четким соблюдением намеченного направления, но движения рук еще не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой. Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе « смотрит» вперед. Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов. В целом ходьба еще не достаточно совершенна. Часто отсутствует правильная осанка, присутствует «шарканье» ногами, скованные движения. Нарушен ритм, недостаточно энергичный мах руками

Учить детей выполнять ходьбу уверенно, легко, с правильным соотношением рук во время ходьбы, ходить с изменением темпа, направления, переступать через предметы

Обращать внимание на движение рук во время выполнения упражнения, положение туловища (плечи расправлены, спина прямая), постановку стопы (перекат с пятки на носок). Следить за правильной осанкой. Упражнение: ходьба с мешочком на голове ( руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; ходьба мелкими и широкими шагами; ходьба « змейкой» (между расставленными предметов) и др.

                                               Старший дошкольный возраст

Движение рук и ног согласованы, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях в группе, правильное положение тела (туловище выпрямлено , голова- прямо).При выполнении индивидуальных заданий дети теряются

Формировать правильную осанку во время ходьбы. Учить детей энергичному, четкому ритмичному шагу. Учить естественному маху руками. Отрабатывать легкость походки и координацию движений

Осваивать следующие виды ходьбы: ходьбу гимнастическим шагом, скрестным шагом, спиной вперед, с ритмическим притопыванием , в приседе, с выпадами, с различными движениями рук, с закрытыми глазами, с ускорением и замедлением темпа и т. д. Рекомендуются упражнения на внимание


 

Таблица №3.Примерные упражнения в ходьбе.

Возраст

Упражнения в ходьбы

Младший дошкольный возраст

  • обычная в колонне,
  • шеренгой с одной стороны площадки на другую,
  • на носках,
  • с высоким подниманием колен,
  • с выполнением задания,
  • «змейкой»,
  • приставным шагом вперед,
  • приставными шагами вперед и назад,
  • в горку и с горки,
  • в разных направлениях,
  • между предметами;

Средний дошкольный возраст

  • в колонне со сменой ведущего, темпа,
  • в разных направлениях,
  • на пятках,
  • на внешней стороне стопы,
  • мелким и широким шагом,
  • с различным положением рук,
  • по кругу с переменой направления,
  • приставным шагом в сторону, вперед, назад,
  • в чередовании с другими движениями;

Старший дошкольный возраст

  • на носках, на пятках, на внешней стороне стопы,
  • широким шагом,
  • в приседе и полуприседе,
  • со сменой положения рук- вперед, вверх, с хлопками,
  • скрестным шагом,
  • выпадами;

 

 

 

     Вывод: занятия  физическими упражнениями способствуют развитию: 1)развитие физических качеств ( ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, ритмичность, координация движения); 2) укрепление основных групп мышц; 3) развитие всех систем организма; 4) способствует адаптации к разнообразным условиям внешней среды; 5)ориентировку в пространстве; 6)повышает иммунитет; 7) совершенствует технику движения; 8) способствует закаливанию, укреплению организма; 9) воспитывает любовь к природе , формирование чувства прекрасного; 10) проявление положительных эмоций; 11) познание явлений природы; 12) воспитание товарищества коллектива, взаимопомощи; 13) сознательной дисциплины; 14) воспитание положительных черт характера (смелость, выдержка, решительность); 15) формирование у детей трудовых навыков, развитие аккуратности , бережливости, трудолюбие; 16) способствует формированию правильной осанки; 17) всестороннее гармоничное  развитие личности.

2.) Обучение дошкольников общеразвивающим упражнениям с  использованием методов и приемов обучения - средняя группа (конспект ору).

     Общеразвивающие  упражнения смотреть вопрос 1 пункт  А.

  У обучения общеразвивающих  упражнений есть классификация  методов  указанная в таблице  № 4.

  Общеразвивающие упражнения  проводятся с предметами  и  без предметов. В зависимости  от возраста детей предметы  могут придать упражнениям характер  конкретных заданий ( «положить», «взять», « достать», « поднять»), помочь, подсказать  выполнение движений  ( младший  дошкольный возраст), усилить нагрузку  на организм ( старший дошкольный  возраст).

  

  Основные задачи

        Методы

Требования к выполнению упражнений

                                    Средний дошкольный возраст

-приучать детей к восприятию показа упражнения как способу самостоятельного его выполнения.

-учить ребят правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы  упражнений, связанные с работой крупных групп мышц. Точно выдержать положение отдельных частей тела ( не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседаний, не сгибать руки в локтях при их выпрямлении). 

-применять различные исходные положения , добиваясь их четкости.

-соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них или по указанию воспитателя. 

-учить детей начинать  и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; сохранять заданный темп. Выполнять известные упражнения  самостоятельно  по указанию воспитателя.

-учить ребят выполнять известные упражнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов  наиболее простых упражнений.

Наглядные : показ, музыкальное сопровождение. Словесные : название упражнения, объяснения, краткие команды-указания, положительная оценка, пояснения, распоряжения, описания движения, счет воспитателя. Практические: выполнение упражнений детьми.

-упражнения для ног и мышц брюшного пресса должны быть разнообразны . В основном  выполняются наклоны вперед; повороты и наклоны в стороны несколько ограничиваются и осуществляются с небольшой амплитудой.  -большое внимание при выполнении упражнений для рук, плечевого пояса и туловища следует уделять дыханию. Детям предлагают не задерживать выдох, добиваясь его продолжительности.

-следует увеличивать количество подскоков.

-исходные положения: наряду с положением стоя применяются  положения лежа на спине и на животе, сидя; руки перед грудью, к плечам.

-структура упражнений  усложняется: они уже состоят из четырех частей. Некоторые упражнения  включают  две части, но выполняются в особо  медленном темпе. Темп становится более четким  и разнообразным.

-имитационные и образные упражнения можно объединить одним сюжетом. 

-вводятся упражнения аналитического характера. Это упражнение с пособиями. В них отчетливо выделяется каждая часть.


 

 

В таблице № 5 приведен примерный конспект занятий с комплексом общеразвивающих упражнений.

Вывод: общеразвивающие упражнения способствуют развитию смотреть вывод вопрос 1 вывод.

Таблица №5.Конспект занятия.

Программные задачи:  1.) формировать правильную осанку, развивать гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, учить детей чувствовать своё тело во время движений и дышать через нос;  2.) обучать ползанию на животе по гимнастической скамейке и хождение по ней с мешочком на голове;   3.)формирование сознательного отношения к своему здоровью.4) учить детей точно соблюдать указания.

Инвентарь: кубики, мешочки с песком.

Место проведение: физкультурный зал.

Содержание занятия (план)

Дозировка, дыхание, темп

Методические указания

I. Вводная часть

Ходьба, ходьба на носочках, на пяточках, с перекатом с пятки на носок, на внешней стороне ступни, с выносом прямой ноги вперед.

2 мин 

 

 

 

 

Во время проведения вводной части воспитатель напоминает детям, что во время бега нужно дышать носом, выдыхая через рот.

Индивидуальные пояснения, показ,  поощрения детям.

Бег, бег с захлёстыванием голени, бег галопом ( лицом и спиной в круг)

1, 5 мин

Обычный бег. Ходьба с выполнением дыхательного упражнения, перестроение в 2 колонны

2 круга

II. Основная часть

Общеразвивающие упражнения

1.упражнение «встретились».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение:1-руки развести в стороны, улыбнуться, сказать: «Ах!».2-опустить руки.

3-вернуться в и.п.

4 раз

 

 

           Следить  за осанкой

2. упражнение «кубик о кубик».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кубики за спиной. Выполнение:1- кубики вперед.2- стукнуть кубиком о кубик, сказать: «Тук». 3- вернуться в и.п.

4 раз

 

 

      Напомнить отложить кубики.

3. упражнение «повороты».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение:1- поворот вправо, развести руки в стороны, сказать : «Ох!». 2- вернуться в и. п. То же в левую сторону

по 3 раз

      

 

                Следить за равновесием

4. упражнение «наклон».

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с кубиками перед грудью.Выполнение:1-наклон вперед кубики в стороны.2-вернуться в и.п.

4 раз

 

 Напоминать чтобы руки были прямыми.

В конце напомнить отложить кубики.

5. упражнение «притопы».

И.п.: стоя, ступни параллельно, руки на поясе.Выполнение:1-поднять ногу, согнутую в колене, притопнуть ногой, сказать « Топ!»2-вернуться в и.п.

по 3  раза каждой ногой

 

 

     То же другой ногой.

6. упражнение «Горка».

И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела, держать кубик в руках, ноги выпрямлены.Выполнение:1-согнуть ноги в коленях- «горка».2-вернуться в и.п.

4  раза

Напоминать отложить кубики.

7.упражнение «пружинки».

И.п.: стоя, ноги параллельно, руки опущены. Выполнение: полуприседание, разводя колени в стороны; поднять руки, согнутые в локтях; кисти рук изображают фонарики.

8-10 раз

Следить за осанкой.

8. упражнение «бревнышко».

И.п.: лежа на спине, руки с кубиками выпрямлены за головой.Выполнение:1-2- поворот на бок, на спину, 3-4-вернуться в и. п.

4 раз

Напомнить отложить кубики.

Основные виды движений

Ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками

4 раза

К показу этих движений  воспитатель привлекает  кого- либо из ребят, заранее подготовленных, а сам даёт пояснения.

 

 

 

 

Упражнения проводятся  поточным способом, в среднем темпе.

При выполнении движений нужно фиксировать  внимание детей на положении тела.

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове

4 раза 

III. Заключительная часть

Подвижная игра «Береги предмет!»

5 минут

Следить за точным выполнением правил игры

Ходьба, дыхательные упражнения, построение в колонну

3 минуты

Поднимаем руки в стороны – вверх делаем вдох, а теперь в стороны -вниз, выдох.

Информация о работе Обучение основным видам движения. Обучение дошкольников общеразвивающих упражнений с использованием методов и приемов обучения