Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В своей работе мне также пришлось столкнуться с диф-ференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Обьектом эксперимента послужили два класса. Оба эти класса - академические, т. е. дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 7-8 лет (2 класс).
Целью исследований было
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, мною проведены следующие тесты.
Изучение оригинальности
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.).
Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое ( свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также
Третий тип. Изображая отдельны
Четвертый тип. Ребенок
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Результаты исследования.
Тип решения задачи на воображение
N |
Фамилия, имя |
оценка |
1 |
Веслов Дима |
5 |
2 |
Волков Саша |
4 |
3 |
Деева Даша |
5 |
4 |
Домрачев Денис |
5 |
5 |
Егорова Ольга |
3 |
6 |
Еклашев Илья |
5 |
7 |
Иванов Дима |
5 |
8 |
Ингачева Анна |
5 |
9 |
Коробкова Анна |
5 |
10 |
Кравец Дима |
4 |
11 |
Куклина Ирина |
5 |
12 |
Молчанова Анна |
4 |
13 |
Опалев Дима |
5 |
14 |
Павлов Алеша |
4 |
15 |
Речкина Надя |
4 |
16 |
Сержан Наташа |
4 |
17 |
Чернобокова Анна |
5 |
18 |
Шмелькова Саша |
4 |
Коэффициент оригинальности = сумма типов /количество детей =86/18=4,7
2-Б.
Тип решения задачи на воображение
N |
Фамилия, имя |
оценка |
1 |
Бабушкина К. |
4 |
2 |
Беломестнова Н. |
4 |
3 |
Бондарев С. |
2 |
4 |
Бородай К. |
5 |
5 |
Буйлина Л. |
5 |
7 |
Бусыгин А. |
5 |
8 |
Васильева Н. |
4 |
9 |
Винокуров В. |
5 |
10 |
Вафина Д. |
4 |
11 |
Габдуллина Р. |
4 |
12 |
Гарбулин Д. |
4 |
13 |
Гомзяков А. |
5 |
14 |
Гомзякова А. |
4 |
15 |
Головмна К. |
4 |
16 |
Глушков Р. |
5 |
17 |
Дрягин А. |
4 |
18 |
Емельянов Р. |
3 |
19 |
Киселев Н. |
4 |
20 |
Козлова П. |
4 |
21 |
Краев Д. |
5 |
22 |
Крючкова М. |
4 |
23 |
Липатникова В. |
4 |
24 |
Лоскутова К. |
4 |
25 |
Новоселов Г. |
3 |
26 |
Протасов С. |
4 |
27 |
Романова А. |
5 |
28 |
Шагина О. |
3 |
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей =115/28=4,1
Следующая ступень работы - это домашнее сочинение “Сказка о весне”.
После урока чтения на тему “Весна” было дано домашнее задание: написать сказку о весне со словами: жил-был, однажды, как-то раз. Работа была рассчитана на неделю. Однако по причине большой занятости ( регулярные занятия бальными танцами, спортивные секции, бассейн ), дети делали это задание на много дольше. А так же хочется заметить, что многие из них
изменили тему сочинения, выбрав произвольную тематику. Делая анализ сочинений, нельзя не отметить влияние средств массовой информации на сознание и интересы детей ( “Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про храбрый Бленд-а-мед.” ). Огромный поток рекламы обрушивается на ребенка с экранов телевизоров, часто не самого лучшего качества. Все это зачастую негативно влияет на неустойчивую детскую психику и появляются новые герой, которые далеки от нашей самобытной культуры, что не может не заставлять задуматься нас взрослых: воспитателей, учителей, психологов, родителей.
Наступление техногенной цивилизации неизбежно, но ущемление духовности, отрыв от корней ведет к краху любого, даже самого сильного народа.
Все же радует тот момент, что встречаются такие работы детей, как “Сказка про деревянного крокодила”, “Сказка про медвежонка Пуха”, “Маленькая синичка”, “Про бабочку Майю”. В этих сказках герои - это друзья детской жизни: игрушки, звери, птицы, наделенные волшебными свойствами.
Присутствует традиционный конец, где добро побеждает зло. Удивительным светом добра веет от таких детских работ. Остановлюсь еще на двух сочинениях: Елены Буйлиной и Рената Утамкулова. Обе работы отличаются сложной сюжетной линией, массой сюжетных ветвей ( Буйлиной Е.).Сразу бросается в глаза преобладание логического мышления у детей. А если мы обратимся к “Сказке” Вали Липатниковой, то без сомнения такое количество эпитетов, красочных сравнений говорит о преобладании образного мышления. Таким образом, вчитываясь внимательно в
детские работы, я открывая для себя все новые интересные моменты, иногда
даже не ожидая их встретить.
Развивающий этап.
Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка.
Виды работы.
Журнал небылицы в лицах.
Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:
”Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ.
Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает.
Ребенок должен сказать: ”Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в журнале “.......” в номере .......”
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя - Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.
В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. К сожалению за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей.
Презентация мира.
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка” превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.