Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:15, реферат
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.
Информация вкратце
стр. 3
ОФП
1. Организация и руководство физическим воспитанием……
2. Формы физического воспитания студентов………………...
3. Программное построение курса физического воспитания...
4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях………………………………..
5. Зачётные требования и обязанности студентов…………….
6. Физиологические основы оздоровительной тренировки….
7. Тип нагрузки………………………………………………….
8. Интенсивность нагрузки……………………………………..
9. Список использованной литературы………………………..
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 18
стр. 17
СФП
стр. 19
ППФП
стр. 28
1. Необходимость ППФП……………………………………….
2. Требования……………………………………………………
стр. 28
стр. 30
Средства и методические основы построения ППФП
1. Особенности состава средств ППФП……………………….
2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП…………………………………………………………………
стр. 37
стр. 41
Как в течение одного подготовительного периода, так и из года в год в процессе построения специального фундамента интенсивность должна возрастать в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Особенно внимательно необходимо относиться к объему выполняемой тренировочной работы, который должен постепенно увеличиваться и составлять в день от 3 до 4 и более часов. В конечном итоге только большое количество работы играет решающую роль в приобретении специального фундамента. Естественно, что это не должно быть следствием принуждения и не должно вызывать чувства неудовлетворения.
Поэтому для спортсменов циклических видов спорта необходимо организовывать походы и многодневные переходы по историческим местам (на лыжах, гребных лодках, велосипедах), переходы по компасу в намеченный пункт и др. А в ациклических видах спорта необходимо использовать игры, требующие многократного выполнения специальных упражнений, круговой метод с элементами своего вида спорта, преодоление «полосы» сложностей и трудностей.
Данные медицинского контроля, полученные в процессе больших переходов и пробегов, показывают, что организм спортсменов средней подготовленности с успехом «втягивается» в длительную работу и приобретает высокие функциональные возможности. Подобные переходы и пробеги - яркое свидетельство целесообразности применения очень больших объемов тренировки для образования специального фундамента.
Объем тренировки не может быть одинаковым в различных видах спорта. Но и очень больших различий в объеме тренировки, например, спринтеров, прыгунов, гимнастов, с одной стороны и бегунов на длинные дистанции, лыжников - гонщиков, велосипедистов, с другой, не должно быть.
Значительное увеличение продолжительности непрерывного повторения упражнений, избранного вида спорта и специальных упражнений - очень перспективный путь. В видах спорта, требующих выносливости к продолжительной работе, объем уже сейчас достигает в ежедневной тренировке 2 -4 часа непрерывного выполнения упражнений ежедневно. В ациклических видах спорта также может быть большое число повторений - 100-200 и более в одном тренировочном дне. Для увеличения числа повторений можно использовать облегченные условия выполнения упражнений (уменьшенный вес снаряда, снижение высоты препятствия и трамплина для прыжков и др.). Интервалы между повторениями необходимо сводить к минимуму.
Для укрепления специального фундамента помимо тренировки в своем виде спорта очень нужны и специальные упражнения. Эффективность весьма высока. Например, многим спортсменам нужна прыгучесть. Для этого применяют упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств. Такие упражнения выполняются непрерывно и как можно дольше с усилиями 80 - 90% от максимального. Пример тому - прыжки на одной ноге на отрезке 400 м, а затем после 5-минутного отдыха то же на другой ноге, после небольшого отдыха снова 400м, но уже прыжковыми шагами. Подобные упражнения (вначале с меньшей нагрузкой, а спустя две недели с большей) на первых порах включаются в занятия 3 раза в неделю. В последний месяц подготовительного периода их можно выполнять ежедневно. Мышцы ног станут упругими и сильными, а связки - крепкими и эластичными.
Сейчас уже не вызывает сомнений
необходимость ежедневной тренировки
для построения специального фундамента.
Однако нагрузка должна быть такой, чтобы
спортсмен мог полностью
В дальнейшем нагрузка постепенно повышается и устанавливается на требуемом уровне. При этом обязателен контроль за состоянием спортсмена и его самоконтроль, на основании чего определяется полное восстановление после работы накануне.
В планировании тренировки, создающей специальный фундамент, используются разные варианты.
В первом варианте спортсмен ежедневно преодолевает с равномерной скоростью одну и ту же дистанцию на протяжении 3 - 4 месяцев. Время прохождения дистанции служит верным показателем правильности хода тренировки. Это время может колебаться в небольшой мере, но постепенно будет улучшаться.
Во втором, наиболее часто применяемом варианте используется микроцикл из трех смежных тренировочных дней. В первый день интенсивность несколько выше, а продолжительность работы наименьшая. Во второй день интенсивность несколько снижена, а продолжительность увеличена. В третий день интенсивность еще меньше, зато продолжительность наибольшая. В этой последовательности и протекает тренировочный процесс «тройка за тройкой».
Третий вариант - четырехдневный микроцикл.
В нем после трехдневной
Четвертый вариант - это сочетание указанных трех вариантов. Сначала первый вариант, через месяц - третий и еще через месяц - второй. Общая тенденция в таком варианте - постепенное повышение умеренной интенсивности.
Нельзя опасаться, что разнообразие нагрузки скажется отрицательно на построении специального фундамента. Прежде всего, это разнообразие небольшое. Следует предполагать, что три уровня воздействия, находящихся в одной зоне по направленности предъявляемых к организму требований, создают более глубокие и, если можно так выразиться, более разносторонние и более прочные изменения в органах и системах, делают совершеннее координацию их функций.
Для построения специального фундамента не всегда целесообразно параллельно вести основную специальную тренировку. Однако на протяжении построения специального фундамента спортсмен должен время от времени (примерно раз в 2 недели) выполнять упражнения своего вида спорта в соревновательных или близких к ним условиях. Это позволит ему ощутить большие усилия и тренировать себя психологически. Состязания (например, 1 - 2 в месяц) являются в это время средством проверки возможностей спортсмена и воспитания его волевых качеств, но спортсмен не должен готовиться к таким стартам специально.
В процессе предварительной специальной физической подготовки можно и нужно параллельно решать ряд задач: совершенствовать технику, поддерживать быстроту и частоту движений на имеющемся уровне или даже повышать его, улучшать подвижность сустава, увеличивать силу мышц, воспитывать волевые качества и т.д. Разумеется, надо выбрать лишь те задачи, которые необходимы для данного спортсмена в связи с сильными и слабыми сторонами его подготовленности.
Трех - четырехмесячная
Основная специальная
Цель ее - поднять для данного этапа тренировки уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма спортсмена строго применительно к требованиям избранного вида спорта. Прежде всего имеется ввиду развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом не следует забывать о сопутствующих возможностях совершенствования координации движений, их выразительности, ловкости и меткости.
Средствами для развития основных физических качеств являются прежде всего упражнения своего вида спорта, а также специальные упражнения.
Упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовку спортсмена, выполняются с соревновательной интенсивностью, несколько ниже (85 - 90%) или выше ее. Эти три режима интенсивности используются на последней ступени физической подготовки, а также при развитии любого двигательного качества.
Основная специальная
Общая продолжительность последней ступени подготовки - основной специальной физической подготовки - колеблется очень широко - от одного до нескольких месяцев. Она меньше в видах спорта с длительным соревновательным периодом, например в хоккее и футболе, где не хватает времени для продолжительного этапа специальной физической подготовки. Этот недостаток времени компенсируется проведением специальной физической подготовки параллельно с основной тренировкой (до занятия и после него, с командой и индивидуально). Продолжительность основной специальной физической подготовки достигает нескольких месяцев в видах спорта, где соревновательный сезон относительно короче (например, в одноцикловой годичной подготовке у конькобежцев, прыгунов на лыжах с трамплина, легкоатлетов). При двух циклах в году продолжительность основной специальной физической подготовки уменьшается для каждого полугодия.
Когда после этапа основной специальной физической подготовки переходят к тренировке в своем виде спорта, необходимо поддерживать на протяжении всего соревновательного периода достигнутый уровень развития тех физических качеств, которые не могут сохраниться на требуемом уровне тренировкой только в своем виде спорта. Для молодых спортсменов дальнейшее повышение физических качеств нужно продолжать и в соревновательном периоде.
Трехступенчатость физической подготовки
Таким образом, физическая подготовка состоит их трех ступеней - общая физическая подготовка, предварительная специальная физическая подготовка, основная специальная физическая подготовка. Чем прочнее первая ступень, тем крепче и выше будет вторая и тем выше будет уровень развития двигательных качеств. Однако надо помнить, что уровень первых двух ступеней должен поддерживаться постоянным, пока в новом большом цикле подготовки не потребуется дальнейшее его повышение и укрепление. Следовательно, в круглогодичной тренировке все виды физической подготовки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальной физической подготовки оставалась (в меньшей мере) и ОФП. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне ОФП и специальный фундамент.
Тренировочная работа, включающая три этапа физической подготовки, характеризуется на первой ступени наибольшим объемом при умеренной интенсивности, а на каждой последующей - уменьшением объема и возрастанием интенсивности. Наиболее ярко это представлено в тренировке стайеров, лыжников - гонщиков, гребцов, конькобежцев, велосипедистов, пловцов. Во всех видах спорта циклического характера, где требуется выносливость к продолжительной работе, такие три ступени в круглогодичной тренировке являются обязательными. В других видах спорта можно использовать вариант «трехслойного» сочетания видов физической подготовки в едином процессе (в микроцикле, тренировочном дне, тренировочном занятии). Здесь все виды физической подготовки осуществляются одновременно, но в начале года больше уделяется времени ОФП, несколько меньше - предварительной специальной физической подготовке и совсем мало - основной специальной физической подготовке. ОФП проводится на более высоком уровне интенсивности, которая в дальнейшем постепенно снижается. Зато вначале небольшой объем специальной физической подготовки постепенно нарастает по времени и интенсивности, достигая наибольшего значения обычно к началу соревновательного этапа.
Могут быть и другие варианты (дробление на микроциклы и этапы, выделение «ударных» этапов, проведение только поддерживающих тренировок и др.). Но во всех случаях тренировочная нагрузка в целом увеличивается с каждой ступенью. Это основная схема изменения нагрузки относится лишь к упражнениям, развивающим те физические качества, которые непосредственно решают успех спортсмена. В других упражнениях динамика нагрузки может быть иной. Например, при выполнении упражнений первой ступени нельзя обойтись без проявления максимальной интенсивности (бросание набивных мячей, упражнение с отягощениями, прыжковые упражнения и др.).
Для каждой ступени физической подготовки составьте комплексы упражнений. Причем каждый из них должен быть органически связан с комплексом упражнений последующей ступени. Исключительно важно при переходе от низшей ступени к высшей соблюдать преемственность в развитии качеств, систем организма. Это обусловлено тем, что положительные изменения, достигнутые на предыдущей ступени, служат основой для дальнейшего развития качеств.
Трехступенчатость в физической подготовке спортсменов чаще осуществляется в течение одного годичного цикла тренировки. Первые две ступени приходятся на подготовительный период, а третья - на соревновательный. В переходном периоде остается только ОФП. Трехступенчатое построение подготовки может охватывать и несколько лет. Тогда в первые годы основное внимание уделяется ОФП, потом в течение года строится специальный фундамент, и затем на протяжении 5 - 6 месяцев достигается более высокий уровень развития двигательных качеств. В многолетнем плане подготовки можно использовать разнообразные варианты продолжительности ступеней физической подготовки (в зависимости от возраста спортсмена, его подготовленности и особенностей вида спорта).
Трехступенчатость подготовки рекомендуют в каждом из полугодичных циклов тренировки, т.е. тогда, когда в течение непродолжительного тренировочного времени нужно поднять уровень развития ведущих двигательных качеств. Процесс укрепления органов и систем, повышения их функциональных возможностей и развития двигательных качеств осуществляется постепенно, поэтому возможно и большее число ступеней подготовки. В каждом случае индивидуальные особенности спортсмена и особенности вида спорта могут определять построение этого процесса и число ступеней.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.