Олимпийские игры древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:24, реферат

Описание работы

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. История Олимпийских игр……………………………………………..5
2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности…….......10
3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики……………………….. 13
4. Традиция зажжения Олимпийского огня……………………………..15
5. Значение олимпийских игр…………………………………………….16
6. Влияние олимпийских игр на религию и политику………………….17
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………….........22

Файлы: 1 файл

Олимпийские игры древней Греции 2.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

Тренировавшиеся в течение  года атлеты за месяц прибывали в  Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с  дорожками для бога, площадками для  метаний, борьбы и т. п., палестрой  и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми  правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться  на олимпиадах имели право лишь свободные  граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие  преступления или святотатства. Позже  к участию стали допускаться  и римляне, если им удавалось подтвердить  с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они - потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот  лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни  были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям  отводился всего лишь один день.

У женщин были свои атлетические игры - Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию - жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Немного подробнее о самих  состязаниях, которые отличались некоторым  своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению  с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами - специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.

Самым курьезным и трагическим  за всю историю Олимпийских игр  можно назвать поединок в панкратии  на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник  трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь  задушить. Из последних сил Аригион  сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым  признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку  один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных  прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал  почета, и на голову трупу надели оливковый венок.

 

Бег являлся старейшим, а  до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений - гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi - нагой). А длина арены - один стадий - дала название и площадке - стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас - атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием - гоплитодромос - наиболее наглядно демонстрировал это.

Дискометание известно еще  из поэм Гомера как одно из любимых  упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов - метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению  боевым упражнениям. Копье имело  кожаную рукоятку, при помощи которой  копьеметатель в момент броска сообщал  ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую  пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной  цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался  не возница, а владелец коней и  колесницы. Именно поэтому состоятельные  греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более  того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых  шла речь ранее), то есть богатый  аристократ запросто мог встретиться  в схватке с простолюдином  из захолустного городишки, да еще и  не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу  с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

 

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец  Кореб (776 до н. э.), который выиграл  состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу  Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный  бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и  метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми  лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег  в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной  мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных  двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее  выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые  спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой  он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных  плитах, выставленных в Олимпии для  всеобщего обозрения. Олимпионики  были столь знамениты, что год  олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить  в Альтисе свою статую. Во время  пира, следовавшего за состязанием, в  честь олимпиоников пелись торжественные  гимны-эпиники, составленные знаменитыми  поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали  победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к  городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиция зажжения Олимпийского огня

 

История свидетельствует  о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а  в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких  образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в  борьбе со злом. Разве не тот же смысл  вкладывали древние, когда около  трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния  участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали  почести богам, зажигая огонь  на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В  отблесках этого огня происходило  соперничество атлетов, конкурс  художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и  народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее  и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония  зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это  одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения  могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех  пор церемонии открытия Олимпийских  игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском  стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный  пролог Игр в течение более  четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в  Олимпии был зажжен огонь, совершивший  затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское  путешествие.

 

 

 

 

 

Значение олимпийских  игр.

 

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные  послы теоры представляли в Олимпии  все греческие государства. Особо  почитали Олимпийские игры греки  из отдаленных мест, которым они  помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских  или сооружали храмы Зевса  Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники  и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх  литературные произведения и произносить  стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие  государства во время Олимпиад объявляли  о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и  уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских  играх, становилось известно всему  грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков  до н. э. историк Тимей Сицилийский  предложил вести летосчисление  по Олимпиадам, четырехлетним временным  отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь  в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший  своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я  Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они  возобновляются в Греции. С великой  пышностью состязания были восстановлены  римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий  в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых  правил император Нерон объявил  игры на 2 года ранее положенного  срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие  состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое  празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера  де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

 

 

 

Влияние олимпийских  игр на религию и политику.

 

Для греческого мира уже  в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание  своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти  государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание  некоторых общеэллинских учреждений и обычаев. Одним из таких, объединявших всех эллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место  занимали жертвоприношения Зевсу в  Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной  церемонии. Ф. Ф. Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.

Информация о работе Олимпийские игры древней Греции