Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:49, реферат
Цель исследования: генезис олимпийского движения
Объект исследования: олимпийское движение
Предмет исследования: генезис олимпизма
Задачи:
Изучить генезис олимпийского движения
Обосновать современное олимпийское движения
Введение
Глава 1. Зарождение современного олимпийского движения и его влияние на российский спорт
1.1 Генезис олимпизма и современного олимпийского движения
1.2 Пьер де Кубертен и олимпийская идея
Глава ІІ. Международное олимпийское движение
2.1 Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время
2.2 Летние Олимпийские игры
2.3 Организация и функционирование международного олимпийского движения
Литература
1. Сама идея возрождения современного олимпийского движения могла осуществиться благодаря существованию древнегреческих агон.
2. Взято название - Олимпийские игры.
3. Заимствована периодичность проведения Игр - через 4 года.
4. Предназначение современных Игр - служить миру, содействовать дружбе и взаимопониманию между народами, т.е. многие положения Олимпийской хартии созвучны той прогрессивной роли, которую выполняли древние игры.
5. Многие виды современных состязаний берут свое начало от древнегреческих агон: бег на 200 м, бег на средние дистанции, метание копья и диска, прыжок в длину с места, пятиборье, греко-римская борьба и др.
6. Заимствован ритуал - "олимпийский огонь и олимпийский факел".
7. Олимпийская клятва судей и спортсменов пришли из практики игр древности.
8. Ряд терминов пришел к нам из древнегреческой физической культуры: олимпиада, стадион, диск, марафонский бег, гимнастика и др.
9. Некоторые правила соревнований заимствованы современным спортом у древнегреческих агон.
П. де Кубертен признавал, что в спорте". можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти" и что он "в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне". Кубертен ясно представлял себе ограниченность соревновательного спорта, а также возможность злоупотребления его - влиянием. Поэтому в интересах международного развития спортивного движения он хотел увязать его со стремлением внушить миру: гуманистические идеи всеобщего характера, преодолеть сословные, национальные и расовые ограничения, международные противоречия. Однако в общественных отношениях тогдашней эпохи главными, господствующими были как раз противоположные тенденции. С целью преодоления этого противоречия, была предложена система самоизбрания состава МОК, благодаря которой Кубертен хотел международное олимпийское движение сделать независимым от международных конфликтов и противоречий. Однако существовать и развиваться любительское олимпийское движение могло только при помощи влиятельных лиц, обладающих относительно крупной собственностью и весом в обществе, способных организовать, а в отдельных случаях и финансировать олимпийское движения.
Кубертену и его сторонникам удалось таким образом создать базис олимпийского движения из просвещенных аристократов, независимых в принятии хозяйственных и организационных решений в области международного спорта. Кубертеновская концепция олимпизма, несмотря на ее противоречивость и явные черты идеализма, представляла собой такую систему идей, которая послужила приемлемой исходной идеологической основой для организации мирных спортивных соревнований и сближения народов, живущих в разных регионах Земли.
Представителем МОК для СССР был избран генераллетинанант, педагог А.Д. Бутовский (1833 - 1917). Кубертен впоследствии неоднократно высоко оценивал его роль в пропаганде идей олимпизма. Чувствуя вокруг себя вакуум равнодушия, в 1900 г. Бутовский в знак протеста подал в отставку с поста члена МОК. В своей деятельности олимпийское движение, руководствуется положениями Олимпийской хартии. Разумеется, в нее постоянно вносятся изменения и уточнения, но целевые установки олимпийского движения, разработанные П. Кубертеном в 1894г. остаются неизменными и в наше время. В последней редакции Олимпийской хартии записано: "Цель олимпийского движении, способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи, средствами спорта, без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры" [4].
Олимпийская хартия содержит следующие разделы:
1. Основополагающие принципы. В разделе, в частности, записано: "Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийскою движения и устанавливает условия празднования Олимпийских игр".
2. Олимпийское движение. В разделе излагается роль МОК п МОД, лаются основные определения понятиям, терминам, ритуалам, разъясняются права на Олимпийские игры, символы, флаг, девиз и гимн.
3. Международный олимпийский комитет (МОК). В этом разделе, и частности, записано: "МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной указом Швейцарского федерального совета 17 сентября 1981 г., срок его деятельности не ограничен". Раздел излагает вопросы членства в МОК, деятельности органов МОК: сессий, исполкома, президента.
4. Международные федерации (МСФ). Этот раздел посвящен рассмотрению вопросов взаимодействия МОК с МСФ в целях содействия олимпийскому движению.
5. Национальные олимпийские комитеты (НОК). Он излагает вопросы: роли НОК в олимпийском движении, формирования состава НОК, взаимодействия НОК с Национальными федерациями по отдельным видам спорта.
6. Олимпийские игры. Здесь дается разъяснение действиям по организации и руководству Играми, порядку участия в Играх, составлению программ Олимпийских игр.
7. Протокол. В заключительном разделе Олимпийской хартии сформулированы форма приглашения на Олимпийские игры, порядок аккредитации, порядок использования олимпийского флага и огня, церемонии открытия, закрытия, награждения, арбитраж на Олимпиаде.
В Олимпийской хартии сказано:". Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх". Современные Олимпийские игры отличаются от любых других состязаний тем, что они в равной мере являются спортивным, общественно-политическим, экономическим и культурным феноменом. Каждая Олимпиада вносила существенный вклад в развитие физической культуры и спорта, отражала актуальные проблемы МСД и их разрешение. Курс на коммерциализацию доходы федерации заметно увеличил. В середине 1980-х гг. была организована серия коммерческих стартов, получивших название "Гран-При ИА-АФ". До этого календарь крупных соревнований был довольно ограниченным: сильнейшие легкоатлеты встречались на Олимпийских играх, континентальных и национальных первенствах и появившихся в 1983 г. чемпионатах мира. Коммерциализация потребовала увеличения числа турниров, вызывающих интерес у публики, телевидения, спонсоров. Участвующие в соревнованиях "Гран-при ИААФ" звезды стали получать гонорары и премии за победы и призовые места как на отдельных турнирах, так и по итогам всей серии. К середине 1990-х годов общий призовой фонд "Гран-при ИАФФ" составлял 2,24 млн. долл.
Крупные компании оказались заинтересованы в коммерциализации легкой атлетики. Федерация стала продавать права на телетрансляции соревнований, возросли доходы и от рекламы. Коммерциализация потребовала уплотнения календаря соревнований. С 1991 г. чемпионаты мира стали проводиться не раз в четыре, а раз в два года. С середины 1990-х годов была организована серия коммерческих турниров Golden Four, победители четырех соревнований которой делили между собой 20 кг золота. В 2000 г. эта серия, включавшая уже 7 турниров, была переименована в Golden League, а сумма призовых составила 1 млн. долл. В 1994 г. штаб-квартира ИАФФ переехала в Монте-Карло и расположилась в двух особняках, переданных ей в пользование на 99 лет принцем Монако Альбертом за плату 1 долл. в год. С 1998 г. были введены официальные призовые деньги на чемпионатах мира (за первое место - 50 тыс. долл., за второе - 30 тыс., за третье - 20 тыс.). Бюджет федерации к 2000 г. составил 2 млрд. долл.
Членами МОК являются 115 человек, но далеко не все страны представлены в нем. Особенностью формирования МОК является то, что он сам избирает своих членов по рекомендации исполкома, причем рассматривает своих членов не как представителей НОК в МОК, а, наоборот, - как "послов МОК" в их странах. Процедура избрания членов МОК была разработана П. де Кубертеном в 1894 г. Системой выборов самим МОК новых членов данной организации для тех или иных стран Кубертен хотел защитить независимость членов МОК от государственных структур.П. де Кубертен признавал, что в спорте "можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти" и что он "в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне".
Самаранч Хуан Антонио - крупнейший деятель международного олимпийского движения. Родился в 1920 г. в Барселоне (Испания). Был советником по спорту в Муниципальном совете Барселоны, президентом Национальной федерации катания на роликовых коньках, руководителем испанских делегаций на зимних Олимпийских играх 1956 г., Играх Олимпиады 1960 г. в Риме и 1964 г. в Токио. Затем стал главой Высшего совета спорта Испании, а в 1967 г. президентом НОК Испании. В конце 1970-х гг. был послом Испании в СССР. В 1966 г. стал членом МОК, являлся шефом протокола МОК и председателем комиссии МОК по делам прессы. В 1974-1978 гг. занимал пост вице-президента МОК. На 83-й сессии МОК в Москве Хуан Антонио Самаранч избран президентом МОК и возглавлял его с 1980 по 2001 г. Он сторонник многих новых начинаний в олимпийском движении. По инициативе Самаранча МОК предоставил свой патронаж Всемирным юношеским играм 1998 г. в Москве. На сессии МОК в Москве в 2001 г. Хуан Антонио Самаранч подал в отставку с поста президента МОК. Декретом короля Испании от 31 декабря 1991 г. Хуану Антонио Самаранчу Толелло присвоен титул маркиза де Самаранча за заслуги в развитии спорта и взаимопонимания между народами. В 1992 г. вышла биографическая книга о Хуане Антонио Самаранче "Олимпийская революция", написанная Д. Миллером.
Международный спортивный опыт убедительно показал, что только единство всех трех организаций - МОК, ГАНОК и ГАИСФ - способно обеспечить прогрессивное развитие международного спортивного движения, но для этого необходимо объединение усилий всех спортивных организаций в мировом спортивном сообществе. Поэтому для консолидации спортивной жизни, координации соревнований в МСД в обозримом будущем, возможно, потребуется создание новой структуры - единой организации, стоящей над МОК, НОК и МСФ, объединяющей и возглавляющей МСД в интересах совершенствования регулирования и управления спортивным движением, преодоления национальных и расовых ограничений, международных противоречий и осуществления политики в области спорта, связанной с мирным сосуществованием.
Центральной, самой организованной и признанной в мире формой МСД является международное олимпийское движение (МОД), или олимпийское движение. Оно объединяет больше стран, чем Организация Объединенных Наций. Как уже отмечалось, свыше 200 национальных олимпийских комитетов разных государств являются участниками МОД, признаны МОК, в который входят 115 членов из различных стран мира.
Олимпийское движение - это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей, независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности, пола и возраста, способствующих развитию спорта. [1]
Олимпийское движение берет свое начало в современном олимпизме.
Олимпизм - это общественное явление, связанное с участием в олимпийском движении и поддержкой его. Под понятием "олимпизм" подразумевается философско-нравственная основа олимпийского движения. Она определяет важнейшие принципы организации и использования Олимпийских игр для решения гуманистических, общесоциальных задач. Главные идеи олимпизма раскрыты в олимпийском символе и девизе. Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен подчеркивал, что "олимпийская идея направлена на; сохранение равновесия между умом и телом, так как эта идея пытается сконцентрировать в светящий луч все моральные ценности, необходимые для совершенствования человека".
К идеям и идеалам олимпизма относятся:
В Олимпийской хартии говорится: "Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам". Таким образом, олимпизм - это определенная философская концепция, которая включает в себя комплекс различных идей [1]. При этом важно подчеркнуть, что П. де Кубертен понимал олимпизм не только как философию спорта, но и как философию жизни. Она включает в себя гуманистические идеалы, касающиеся взаимоотношения людей, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи и т.п. Важное отличие олимпизма от других философских концепций состоит в том, что он ориентирован на реализацию при помощи спорта близких всем людям идеалов. Сущностные признаки олимпизма - это идеи, принципы, цели и задачи, выраженные в программах, функциях, системе управлению и организационной структуре международного олимпийского движения.
Главными целями олимпийского движения являются: