Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 09:56, контрольная работа
Важнейшим фактором, оказывающим всестороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Актуальной задачей является привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Усиливается интерес и внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме ежедневно предусматривалась их двигательная активность.
В системе физического
воспитания ребенка дошкольника
прочное место заняли физкультурные
праздники, которые зарекомендовали
себя как наиболее приемлемая и эффективная
форма активного отдыха детей. Многолетняя практика
работы детских дошкольных учреждений
показала значимость физкультурного праздника
в активном приобщении каждого ребенка
к занятиям физической культурой. Опыт
организаций физкультурных праздников
показал их положительное влияние на воспитание
у детей интереса к активной двигательной
деятельности, а также повышение роли
семьи и детского сада в решении задач
физического воспитания. Целью таких праздников
является активное участие всего детского
коллектива группы, посредством чего выявляется
двигательная подготовленность детей,
умение проявлять физические качества
в необычных условиях и игровых ситуациях.
В программу включаются физические упражнения,
игры с элементами спорта и подвижные
игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты,
а также занимательные викторины и загадки.
Широкое использование музыкальных произведений,
игровых приемов (построение сценария
в сюжетной форме) делает праздник эмоционально
ярким, запоминающимся событием в жизни
ребенка. На праздник к детям приглашаются
школьники - бывшие воспитанники дошкольного
учреждения, спортсмены, активными его
участниками являются родители. Не остаются
безучастными и дети - болельщики, для
них проводятся конкурсы и аттракционы.
Интересно проходят летние и зимние физкультурные
праздники, под девизами: «Будем спортом
заниматься», «Зимушка - зима», «Зимние
забавы», «Праздник Нептуна». В форе занимательного
сюжета с детьми проводятся разнообразные
упражнения и игры в воде. Физкультурные
праздники являются важной организационной
формой работы, которая имеет большое
значение для комплексной реализации
широкого круга оздоровительных и воспитательных
задач. В рациональном сочетании с другими
видами работы по физическому воспитанию,
они помогают создать целесообразный
двигательный режим, который служит повышению
функциональных возможностей, улучшению
работоспособности и закаленности детей.
Физкультурные праздники значимы для
всестороннего развития и воспитания
ребят. Во время праздника они принимают
заинтересованное участие в разнообразной
двигательной деятельности - упражнениях,
подвижных и спортивных играх, эстафетах,
танцах, аттракционах. Действуя с большим
эмоциональным подъемом, стремясь к достижению
лучших результатов в условиях соревнования,
дети совершенствуются физически. Проявление
самостоятельности и инициативы в коллективе
сверстников способствуют активному применению
дошкольниками приобретенных ранее двигательных
умений и навыков, развитию ловкости, быстроты,
силы, выносливости, ориентировки в пространстве
и др. полезных качеств и способностей.
Участие в праздниках и подготовка к ним
приносят большое эмоциональное и эстетическое
удовлетворение, объединяет детей и взрослых
общими радостными переживаниями, надолго
остаются в памяти как яркое событие. Совместная
с товарищами деятельность, игры, красочное
оформление места проведения праздника
и отдельных видов соревнований, оригинальные
костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание
музыки, торжественное открытие и закрытие
праздника влияют на развитие у ребят
чувства красоты, хорошего вкуса, воображения.
Все это стимулирует их творчество. Воспитатели
привлекают детей к изготовлению различных
поделок, для украшения спортивной площадки
и гимнастического зала, расчистки катка,
прокладывания лыжни, разметки беговых
и велосипедных дорожек, мест для игр,
а также подбору и размещению физкультурного
оборудования и инвентаря, подготовки
костюмов, атрибутов праздника. Даже самые
маленькие, не только участники, но и болельщики,
получают задания, соответствующие их
подготовленности. В следствии такой разносторонней
творческой деятельности решаются многие
задачи трудового воспитания. Дети обогащаются
новыми представлениями и знаниями, у
них пробуждается интерес к окружающему,
понимании идейной направленности физкультурного
праздника определенной тематики. Праздники
помогают донести до осознания маленьких
граждан представления о явлениях общественной
жизни. Воспитывать уважение к людям разных
профессий, привлекать внимание к выдающимся
спортивным достижениям. Пробуждать чувство
любви к родному краю и дружба к народам.
Физкультурные праздники оказывают действенное
влияние на формирование
детской личности. Совместная деятельность,
достижение хороших результатов командой,
преодоление трудностей сплачивает коллектив,
вызывает чувство ответственности (индивидуальной
и коллективной). Дети приучаются сопереживать
успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться
их достижениям, поддерживать хорошие,
дружеские взаимоотношения между собой,
быть предупредительными и заботливыми
к младшим по возрасту. У них воспитывается
стремление добиваться не только высоких
индивидуальных, но и командных успехов.
При этом развивается уважение к партнерам
по игре, команде соперников. Соревновательный
характер проведения игр и упражнений
на празднике способствует воспитанию
целеустремленности, настойчивости и
находчивости, смелости, решительности
и других морально волевых качеств. Участие
в физкультурных праздниках помогает
детям глубже осознать значение систематических
упражнений в двигательных действиях,
достижении желаемых результатов, пробуждает
интерес к регулярным занятиям физической
культурой.
Большое значение имеет слаженное действие
взрослых - сотрудников дошкольного учреждения,
родителей, представителей шефствующих
предприятий и спортивных организаций,
их совместное участие в подготовке к
программе праздника. (веселых играх, плясках,
соревнованиях, аттракционах, песнях и
т.п.)
Положительный пример взрослых служит
повышению родительского авторитета.
Привлечение их к участию в детских физкультурных
праздниках содействует пропаганде физической
культуре и спорта среди широких слоев
населения и является одной из форм работы
коллектива дошкольного учреждения с
родителями по физическому воспитанию.
Кроме того, физкультурные праздники содействуют
улучшению физкультурно-массовой работы
среди детей и взрослых.
2.Структура, виды физкультурных праздников и досугов.
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
1. По доминирующей задаче считаю целесообразным выделить следующие праздники.
Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «День здоровья» (приложение 4), «Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.
Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п.
Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».
Демонстрировать спортивные достижения. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок»).
Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Формировать познавательную активность. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.
Воспитывать нравственные качества. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть).
2. По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:
- Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.
- На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
- На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).
- На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
- Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.
3. По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.
• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
• Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
Примечание. Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.
4. По месту проведения праздники делятся так
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
• в спортивном зале;
• в бассейне.
5. По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.
• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
• Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками являются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.
• Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание - как можно быстрее одеть своего внука).
6. По характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий – это классификация праздников весьма условна: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.
• С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
• С использованием природного материала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
• С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п.
• С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
7. В зависимости от сезона – эта классификация праздников традиционна (четыре сезонных праздника – осенний, зимний, весенний, летний).
3.Педагогическая направленность содержания активного отдыха детей.
Физкультурные праздники
в детском саду организуется в соответствии
с программными указаниями. Количество
их в течение года в средней, старшей и
подготовительной к школе группах - два
раза в год. Периодичность проведения,
продолжительность (в пределах 40 минут)
дифференцируется в зависимости от возраста
детей, условий проведения, задачи и содержания
праздника.
Программой воспитания и обучения в детском
саду физкультурные праздники предусмотрены
для детей средней, старшей и подготовительной
к школе групп. Дети этого возраста уже
достаточно самостоятельны, им доступно
коллективное взаимодействие в играх
и других видах деятельности, интересно
и понятно участие в соревнованиях, аттракционах,
драматизация, они инициативны при выполнении
поручений или ролей, способны мобилизовать
усилия для достижения лучших результатов,
правильно воспринять оценку своих действий,
поведения. В начале года планируются
физкультурные праздники, намечаются
их тематика. Это позволяет предусмотреть
наиболее целесообразные их сочетания
с праздниками общественной направленности.
Более всего приемлемы для детей дошкольного
возраста физкультурные праздники, которые
организуются для воспитанников одного
дошкольного учреждения. Вместе с тем,
иногда допускаются объединения двух-трех
групп старших дошкольников из двух-трех
близлежащих детских садов.
При любой форме организации физкультурного
праздника дошкольников он
должен быть настоящим праздником для
детей, недопустимо перерастание детского
праздника в развлечение для взрослых,
особенно это касается физкультурных
праздников с соревновательной направленностью,
организуемых по инициативе спортивных
организаций. Недопустимы отбор участников
праздника из детей, отличившихся на соревнованиях.
Такой подход не соответствует особенностям
психического и физического развития
ребенка-дошкольника. Отбор детей, показывающих
только лучшие результаты, не способствует
решению важнейших воспитательных задач,
стоящих перед дошкольным учреждением,
не нацеливает на обеспечение подлинно
массового увлечения детей занятиями
физической культурой. Тренировочные
же занятия с «избранными» отвлекают внимание
воспитателей от систематической работы
со всеми ребятами. Как правило, на соревнованиях
с последующим выбыванием от этапа к этапу
более слабых участников, возникает обстановка
чрезмерного детского возбуждения, ажиотажа
окружающих. Это неблагоприятно для развития
и воспитания дошкольников у более подготовленных
детей это может привести к зарождению
эгоистических черт характера - зазнайству,
недоброжелательному отношению к партнеру,
неуважению к более слабым, у последних
- вызвать неуверенность в своих силах,
снизить интерес к занятиям, пробудить
отрицательные эмоции, доставить много
огорчения.
Активная двигательная деятельность всех
детей на физкультурном празднике важный
фактор в его воспитательно-образовательной
эффективности. Организаторам праздника
необходимо позаботиться о том, чтобы
никто из детей не находился в рядах постоянных
зрителей, болельщиков, желательно, чтобы
дети все вместе и поочередно командами
участвовали в разных номерах программы,
помогали ведущим и судьям. Детям свойственно
эмоционально-двигательное восприятие
происходящих на празднике соревнований,
эстафет, аттракционов.
Часто они слишком бурно реагируют на
победу и неудачу своих товарищей, очень
громко кричат, топают ногами. Хотя и понятно
желание детей поддержать соревнующихся.
Важно все же уметь сдерживаться, выражать
свои чувства более умеренно. Взрослые
не должны забывать об этом, стремиться
к поддержанию на празднике разумной организованности
и дисциплинированного поведения детей.
В это же время следует, чутко относится
к проявлениям детей, не заглушать их радость
частыми и неоправданными замечаниями.
Наибольшую пользу для оздоровления и
закаливания детей приносят физкультурные
праздники, организованные на открытом
воздухе. Во время праздника необходимо
обеспечивать достаточно высокую двигательную
активность, при условии рациональной
одежды детей. При проведении физкультурных
праздников в помещении следует руководствоваться
настоящими правилами, не допускать сокращения
времени пребывания детей на воздухе.
Одним из важнейших требований к организации
праздников является проведение их в разные
сезоны года. С учетом этого они могут
проходить в разнообразных природных
условиях местности. Например, физкультурный
праздник может быть организован не только
на участке дошкольного учреждения, но
и в парке, на стадионе, в естественных
условиях природного окружения - в лесу,
на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного
места проведения праздник а во многом
зависит его тематика, структура, специфика,
подготовительные работы и оформление.
При составлении программы праздника,
определении тематики, отбора содержания
и его оформления целесообразно учитывать
специфику климато-географических, экономических,
социальных условий, особенности национальных
традиций населения республики, края,
области, района.
Информация о работе Организация активного отдыха дошкольников в детском дошкольном учреждении