Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 10:13, контрольная работа
Цель работы – охарактеризовать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ (на примере спортивных уголков в группах).
Задачи:
1. Выявить роль физкультурного уголка в реализации двигательного режима и обеспечении оптимальной двигательной активности.
2. Проанализировать требования к подбору и размещению спортивного оборудования и инвентаря в физкультурном уголке.
3. Охарактеризовать спортивный уголок в своей группе, его достоинства и недостатки, предложить пути его усовершенствования.
Введение 3
1. Роль физкультурного уголка в реализации
двигательного режима и обеспечении оптимальной двигательной активности 4
2. Требования к подбору и размещению спортивного оборудования и инвентаря в физкультурном уголке 5
3. Практическая часть 8
Заключение 12
Литература 13
План
Введение 3
1. Роль физкультурного уголка в реализации
двигательного режима и обеспечении оптимальной двигательной активности 4
2. Требования к подбору и размещению спортивного оборудования и инвентаря в физкультурном уголке 5
3. Практическая часть 8
Заключение 12
Литература 13
Введение
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Одной из главных задач воспитателя в
дошкольном учреждении является совершенствование
системы организации физического воспитания,
установление взаимосвязи всех звеньев
работы, преемственности с предшествующими
и последующими этапами работы. Это диктует необходимость реализовывать
индивидуально-
Перед детскими дошкольными учреждениями в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Огромную роль в этом процессе играет правильная организация физкультурных уголков.
Цель работы – охарактеризовать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ (на примере спортивных уголков в группах).
Задачи:
1. Роль физкультурного
уголка в реализации двигательного
режима и обеспечении
Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей. Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной активности детей, и в тоже время это средств их психологического развития. Спортивно-игровая предметная среда призвана содействовать решению задач целенаправленного развития моторики, всестороннего развития и формирования личности, активности, самостоятельности и подвижности ребенка.
Основная цель при оформлении и освещении групповых микрозон, предназначенных для различных видов детской деятельности - найти применение интересов и способностей каждого ребенка, помочь реализовать свои силы и желание активно действовать.
Наличие такой микрозоны, как физкультурный уголок, служит удовлетворению потребности дошкольника в движении. В тоже время самостоятельная деятельность в физкультурном уголке может рассматриваться как показатель воспитанности. В ней проявляется уровень физической подготовленности детей, степень сформированности нравственно-волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений.
Некоторые движения, сложные по координации и требующие большего количества повторений, только на физкультурных занятиях освоены быть не могут, их закрепление осуществляется в повседневной жизни. Поэтому во время занятия взрослый даёт детям задание поупражняться в выполнении того или иного движения. Посильность задания, которое предлагает педагог в физкультурном уголке, постепенность и усложнение исключает перегрузки и переутомления, может привлечь даже малоактивных детей к занятиям и играм в физкультурном уголке. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.
2. Требования к подбору и размещению спортивного оборудования и инвентаря в физкультурном уголке.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо
без реализации такого важного принципа,
как принцип индивидуально-
В физкультурный уголок должны быть
подобраны такие пособия, атрибуты, детали
оборудования, которые отвечали бы индивидуальным
потребностям ребенка. В свою очередь
эти потребности обусловлены состоянием
его здоровья, уровнем его физической
подготовленности, а также уровнем его
двигательной активности .В зависимости
от возраста детей, меняется содержание
двигательного центра, но неизменным остается
подход с точки зрения общедидактических принципов,
которые, в свою очередь,
определяют требования к спортивному
уголку:
1. Дистанции, позиции при взаимодействии.
В разных возрастных группах принцип
действует по-разному. Например, в средней
группе, повышение двигательной активности
достигается, прежде всего, поощрениями
индивидуальных игр с предметами. С детьми
постарше - больше самостоятельности,
инициативы, творчества, существенная
направленность на достижение коллективного
результата. Поэтому необходимо предусматривать,
сколько и каких предметов должно быть.
2. Активность, самостоятельность,
творчество.
Один из путей повышения подвижности
детей в самостоятельной деятельности
- это различные способы использования
сюжета в оформлении и пособиях. Игра как
ведущий вид деятельности детей должна
оставаться приоритетом и в вопросе
организации двигательной среды, особенно
для детей младшего возраста.
3. Стабильность- динамичность.
Необходимо учитывать тот факт, что определенное место для определенных действий и упражнений создает условия безопасности детей, удобства, рациональности, в то же время не ограничивает свободы выбора и действий.
4. Комплексирование и гибкое зонирование.
Оборудование предназначается для развития
разных движений, различных групп мышц.
В физкультурном уголке должен
быть не
просто набор пособий, а продуманный и
обоснованный выбор
необходимого. Зонирование делается условным,
которое дает возможность изменения без
особых затруднений.
5. Эмоциональное благополучие
каждого ребенка и взрослого.
Для того чтобы избежать проявления
негативных эмоций детей, необходимо выбирать
интересные, красочные, многофункциональные
снаряды и тренажеры.
6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации физкультурного уголка.
Гораздо большего эффекта можно достичь,
если разнообразить
имеющееся оборудование нестандартным
(в том числе изготовленным своими
руками из подручных материалов), которое
способствует повышению интереса, которое
легко трансформируется при минимальной
затрате времени (дорожки разной ширины,
шнуры для подлезания, круги для равновесия,
дорожки следов, бруски т.д.).
В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические
Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:
1. развитие движений и
2. достижение необходимой для
возраста физической
3. предупреждение нарушений
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.
Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.
Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.
3. Практическая часть
Опыт работы по созданию группового физкультурного уголка в нашем ДОУ.
Создание спортивных уголков в группах нашего ДОУ началось в середине 1990-х гг., когда в стране были большие проблемы с финансированием детских садов. Тем не менее, осознание важной роли спортивных уголков для физического развития детей не позволило откладывать их создание на будущее. Поэтому воспитателям пришлось проявить изобретательность и смекалку, часть инвентаря (коврики для профилактики и лечения плоскостопия, кольцеброс, флажки, мешочки разного веса) им пришлось изготавливать из подручных средств своими руками.
Тем не менее, физкультурные уголки получились полноценными, потому что в процесс их создания была положена мощная концептуальная основа. С 1994 г. занятия в детском саду проходят по программе «Радуга», в которой, как известно, отведена огромная роль физическому развитию детей. Перед началом создания физкультурных уголков в группах были изучены программно, методические, гигиенические с требования к ним, соответствие физкультурных уголков анатомо-физиологическим особенностям детей.
При создании физкультурных уголков во всех группах была поставлена общая цель - формирование самостоятельной, осознанной двигательной активности детей. Этапами реализации этой цели послужили следующие задачи:
1. воспитание интереса у детей,
потребности, привычки к ежедневным
самостоятельным занятиям в
2. формирование умений и навыков, необходимых для занятий физическими упражнениями и самоорганизации;
3. приучение к разумному
4. воспитание бережного
5. формирование навыков совместной деятельности и дружеских взаимоотношений.
В настоящее время физкультурные уголки во всех группах значительно расширены, дополнены современным инвентарем и оборудованием (например, горками, качелями, шведскими стенками, мячами для фитбола). Тем не менее, приоритетные цели и задачи, поставленные в самом начале создания спортивных уголков, остаются прежними. Единство целей и задач позволяет обеспечить преемственность этапов физического воспитания во всех возрастных группах.
Соответствие требованиям.
В нашем ДОУ весь инвентарь и пособия подобраны с учетом программных требований и возрастных особенностей детей.
В соответствии с принципом зонирования, обозначенным в ФГТ, физкультурный уголок расположен в углу, справа от него расположена игровая зона, слева - уголок природы. Наш уголок соответствует требованиям комплексного и гибкого зонирования, оборудование предназначено для развития всех групп мышц. Так, у стены расположена «шведская» стенка. Для профилактики плоскостопия проводятся упражнения на ковриках с нашитыми пробками. Имеются шарики на резинке, мячи малые, средние, большие. Есть обруч, скакалки, кольцеброс, кегли. У стены стоит ящик, куда сложен мелкий инвентарь (флажки, колечки, мешочки разного веса), так как все комплексы включают упражнения с предметами.
Физкультурный уголок оборудован в соответствии с требованиями развития движений и совершенствование двигательных функций Так, в физкультурном уголке дети имеют возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями утром, в перерыве между занятиями, после дневного сна, а также и вечером. При наблюдении за детьми можно сделать вывод о том, что при занятиях в физкультурном уголке происходит развитие нравственных и волевых качеств ребенка. Так, можно наблюдать, что по собственной инициативе дети старшего дошкольного возраста могут повторять любимые упражнения (с мячом, обручем, скакалкой), также, и это важно - наблюдается внимание со стороны детей к качеству выполняемых движений, потребность демонстрировать свои умения. Предметы являются зрительными ориентирами, ограничителями движений. Предметы дают выбор различных мышечных ощущений (например, упражнение с мячами разной массы), способствуют слуховому восприятию движений. Предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно, тем самым контролировать свои движения, замечать ошибки и исправлять их.