Осанка школьников различного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Осанкой принято называть позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
Осанка бывает нескольких типов:
1. Нормальная (подтянутая) - все изгибы позв

Файлы: 1 файл

КУРСОВ.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1.  Характеристика осанки.

    1. Осанка и ее типы.

Осанкой принято называть позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего  мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним  выражением его телесной красоты  и здоровья.

Осанка бывает нескольких типов:

1. Нормальная (подтянутая) - все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо: плечи развернуты и слегка оттянуты назад. Грудь выпуклая, живот подобран. 
           2. Плоская спина (лордоз) - тип осанки: когда естественные изгибы позвоночника выражены мало, грудная клетка средней выпуклости: живот резко втянут, туловище держится излишне напряженно: подчеркнуто прямо. Движения нередко угловаты, наклоны вперед производятся в основном за счет движений в тазобедренных суставах при прямой спине.   При таком типе осанки наблюдается статическое перенапряжение мышц спины. 
          3. Круглая спина (кифоз) - тип осанки: при котором увеличена грудная кривизна позвоночника: главным образом верхняя ее часть. При этом голова наклонена вперед, грудная клетка кажется сдавленной: плечи направлены вперед. Лопатки крыловидные: то есть, они как бы отстают от спины, особенно своими внутренними углами. Спина круглая, живот выпячен или отвислый, нередко это сочетается с небольшим привычным сгибанием колен. Чаще всего первичным проявлением такой осанки является сутулость, когда все проявления такого типа нарушения осанки выражены не резко, но ребенок не может длительное время находиться в выпрямленном положении, наступает усталость. 
        4. Кругло-вогнутая спина - тип осанки, при которой усилены все физиологические кривизны в своем естественном направлении: таз чрезмерно наклонен вперед, ягодицы выпячиваются назад, живот выдается вперед, грудная клетка кажется плоской. Этот тип осанки возникает под влиянием ряда причин, главными из которых являются неправильное развитие различных групп мышц, прежде всего сгибателей и разгибателей. 
         5. Плоско-вогнутая спина - тип осанки, который встречается довольно редко. При нем у детей при сравнительно плоской спине (но не такой плоской, как при лордозе) резко выдаются назад ягодицы. Ноги в коленных суставах несколько переразогнуты назад (“вогнутые колени”). Поясничная область втянута, шея держится слишком прямо.

Перечисленные типы осанок главным образом зависят от кривизны позвоночника в саггитальном (передне-заднем) направлении. То есть, они заметны, если смотреть сбоку. При виде спереди, линия плеч кажется ровной. 
Но имеются два типа нарушения осанки, связанные с искривлениями в фронтальном (боковом) направлении:

6. Косая  спина - этот тип осанки характеризуется тем, что одно плечо кажется заметно выше другого, или (реже) наблюдается асимметрия расположения таза. Такая осанка может образоваться, если одна нога короче другой, или нарушена подвижность суставов одной ноги, в результате чего она не сгибается, и имеется значительная хромота. Иногда она образуется в результате асимметрии костей таза, Но чаще - это также результат неправильного формирования осанки.

7. Кривошея - тип осанки, при которой все отделы позвоночника кроме шейного имеют нормальный вид и нормальную изогнутость в передне-заднем и боковом положениях, но шейный отдел искривлен в сторону. Такой тип нарушения встречается довольно редко, но является одним из самых трудноисправимых и недопустимых физиологически.

Таким образом, чаще всего  анатомо-физиологические разновидности  осанки и отклонения ее от нормы  определяются не только внешними признаками, но и функциональными особенностями  организма, и особенностями поведения. В различные периоды жизни  под влиянием окружающей обстановки (условия труда, быта, занятия физическим трудом и спортом, и - в немалой степени - нервно-психологическое состояние) могут влиять на осанку и менять ее как в лучшую, так и в худшую сторону.

    1. Причины нарушения осанки.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения  осанки не являются заболеваниями. Они  связаны с функциональными изменениями  опорно-двигательного аппарата, при  которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение  тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Нарушение осанки может формироваться  при отсутствии функциональных и  структурных изменений со стороны  опорно-двигательного аппарата, а  возможно формирование ее нарушений  на фоне патологических изменений в  опорно-двигательном аппарате врожденного  или приобретенного характера - соединительно-тканная  дисплазия позвоночника и крупных  суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

Наиболее частой причиной нарушения  осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста, в силу возрастных особенностей, мышцы  туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствуют крепкий  естественный «мышечный корсет». При  неблагоприятных условиях, это становится причиной нарушения осанки. К тому же, в школьном возрасте, развитие скелета  еще не завершено, позвоночник гибок  и податлив. Первоначально возникающее  нарушение осанки может перейти  в искривление позвоночника.

Нарушение осанки и искривление  позвоночника довольно широко распространены среди школьников. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся изменениями в позвоночнике, наблюдается в возрасте 11-15 лет, то есть в период усиленного роста.

Во время врачебных осмотров в школах выявляется от 20 до 40% учащихся с дефектами осанки. Основной причиной нарушения осанки и образования  сколиоза является, так называемая, привычная форма. Название это произошло  потому, что значительную роль в  образовании дефектов осанки играет привычка горбатиться, косо держать  плечи и таз, неправильно сидеть за партой или столом, спать в  неправильной позе и т.п.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние  нижних конечностей, в частности  плоскостопие.

Важной причиной, способствующей возникновению  дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая дли  занятий мебель, ношение груза  в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче  их исправить.

    1. Необходимость правильной осанки.

Осанка - важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика  человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека - важный аспект физического развития.

Осанка — это не только привычное  положение человека в покое и  в движении, но и признак состояния  здоровья, гармоничного развития опорно – двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными  напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Хорошая осанка - эффективный и надежный путь профилактики таких болезней цивилизации, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника. Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела».(14) Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза. Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника  и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей, нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов, а также стопы.

С одной стороны, осанка оказывает  влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние  психики отражается на осанке.

Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым  освободиться от имеющихся проблем.

Мысли и тело человека неразрывно связаны, и изменения одного, влечет за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменение положение тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психо-эмоциональных комплексов, деформируют осанку – выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь, способствует закреплению психо-эмоциональных нарушений и формирование неврозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Осанка детей младшего школьного возраста.

2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Детский организм находится  в состоянии непрерывного роста  и развития. Под ростом подразумеваются  изменения организма, характеризуемые  количественными показателями, а  под развитием – качественные изменения органов и тканей.

Развитие детей в младшем  школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Костная система отличается недостаточной твердостью из-за преобладающего содержания в ее составе органических веществ по сравнению с минеральными (кальций, фосфор, магний). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития.

Позвоночник в жизни человека выполняет еще рессорную функцию. В этом периоде начинается его  формирование. К 7 годам устанавливается  шейная и грудная кривизна. Позвоночник  обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки  нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышц-разгибателей.

Мышечная система в  этот возрастной период начинает усиленно развиваться, но увеличение объема мышц и нарастание силы протекают неравномерно: развитие крупных мышц туловища, преимущественно  спины, плеча, предплечья, бедра, происходит быстрее, мелкие же мышцы, например кистей рук, еще значительно отстают в развитии. Дети еще не способны к длительной мышечной деятельности, связанной с более или менее значительным напряжением сил.

2.2. Воспитание  правильной осанки детей младшего  школьного возраста.

В начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых  он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в  это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет  гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать  росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал  ноги и не поджимал одну ногу под  себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы  грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и  вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами  портфеля) в одной руке. Поэтому  целесообразно купить школьнику  ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей  до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно  напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через  пять минут бессознательно снова  примет неправильную позу. Поэтому  не теряя терпения и необходимо методично  добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.

Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать  прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

Информация о работе Осанка школьников различного возраста