Основные ценности физической культуры и здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Файлы: 1 файл

ценности физичекой.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Алтайский  государственный технический университет  им. И.И. Ползунова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

“Основные ценности физической культуры и здорового образа жизни”

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы     9ПО-11                                                                           Рыкова В.В.

                                                                              

 
           

Руководитель проекта                                                                                  Луконин Ю.В.

                                                                              

 
           

 

 

 

БАРНАУЛ  2013


 

 

 

 

Введение

 

Сегодня нельзя найти  ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и  спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом  и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Так и здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает  мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек  ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Настало время осмысления такого понятия, как физическая культура, личности, разработки "техники" ее реального воплощения в жизнь  и решающим в физкультурном образовании и воспитании подрастающего поколения должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно самостоятельно заботиться о своем здоровье. В этом случае важно осуществлять идею непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного обучения, научить человека заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни.

 

Физическая  культура и спорт как социальные феномены общества.

Поскольку молодое поколение  у нас занято в профессионально-образовательной  сфере, его самостоятельность следует  понимать особым образом, а именно как  самостоятельность действий и самостоятельность  мышления, тесно между собой связанные. Самостоятельность действий семья и школа воспитывают, постепенно приучая детей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной работы и т.д. Следовательно, для того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д.

Говоря о самостоятельном  мышлении, следует иметь в виду, что наши познавательные процессы являются формой деятельности и как таковые отвечают принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуем ее и проверяем результаты. Самостоятельность имеет также свой эмоциональный характер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый период этого развития характеризуется неумением и эмоциональной зависимостью ребенка от окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхом перед новыми людьми в своем окружении, а также перед новыми явлениями. Эта несамостоятельность постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальных классах, особенно под влиянием доброжелательного окружения и помощи, оказываемой ребенку в преодолении трудностей.

Недостатки домашнего  или общественного воспитания, постоянное навязывание ребенку воли взрослых, особенно в атмосфере запугивания, - это факторы, которые могут уничтожить веру в собственные силы и укрепить недоверие к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную зависимость и тормозя развитие жизненной самостоятельности.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.

Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения биологических норм и функций организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическая культура - это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.

Большой спорт обычно считают сферой, состояние которой  наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физической культуры. Вопрос о том, какое место спорт высших достижений занимает в системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно.

Считается, например, что  спорт высших достижений в лице своих - атлетических видов - является наиболее концентрированным выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто понятие “физкультурная деятельность", под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств или для решения задач рекреации, реабилитации и др. полностью отождествляется с деятельностью по развитию физической культуры.

Основы здорового  образа жизни

Каждый человек стремится  к полноценной и счастливой жизни. По-моему, здоровый образ жизни - и  есть основа для такой жизни.

Что включает в себя здоровый образ жизни:

1) здоровое, правильное  питание;

2) режим дня (соблюдение режима труда и отдыха);

3) организация двигательной  активности;

4) соблюдение гигиенических требований;

5) отказ от вредных  привычек (естественно);

6) культура сексуального поведения.

 

1) питание - это основа жизнедеятельности  всего организма, если питаться  неправильно (есть слишком жирную  пищу или "вредную" - чипсы,  гамбургеры и т.д.), то вскоре  мы ощутим сонливость, недомогание,  покалывание и правом боку, да и на внешнем виде это отразится в лишних килограммах и не здоровом виде кожи. Это я все говорю по собственному жизненному опыту.

2) Режим дня, т.е. правильное  распределение времени, отводимое  на труд и на отдых. После  занятий (в институте), нужен один час дневного сна - это дает возможность отдохнуть мозгу и прибавляет 2-3 часа бодрого самочувствия на вечерние часы.

Вечернее время использовать для  физических упражнений, прогулок на свежем воздухе (1 - 1,5 часа). За 1,5 часа до сна  время может быть использовано для гигиенических, водных процедур, спокойной беседы, релаксации.

Выходные обязательно используются для восстановления сил: активный отдых, выезд на природу, в котором можно  совместить - общение с друзьями и легкие физические упражнения: игра в бадминтон, ходьба в лесу, парке, различные спортивные игры, т.е. совместить приятное с полезным. Ну и можно дать организму как следует выспаться (лечь пораньше).

3) Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, ходьбу (можно  просто вверх-вниз по лестнице), вечерние прогулки, походы выходного дня.

4) Личная гигиена - утренний и  вечерний душ, уход за полостью  рта, гигиена одежды и обуви,  также водные процедуры после  физических упражнений, разминок, спортивных  игр.

 

5) Вредные привычки - им не место в жизни любого человека. Хороший способ от них избавиться - заменить на хорошие: алкоголь - на питье соков, воды с ломтиком лимона, минеральной воды, зеленого чая; курение - на прогулки на свежем воздухе; наркотики - это не привычка - это болезнь, лучше не пробовать вообще, или лечить наркозависимость.

Если человек пытается за счет вредных  привычек стать более раскованным, смелым, например, в состоянии алкогольного опьянения, то ему следует вместо этого или заняться аутотренингом  или походить на семинары по развитию коммуникативной культуры.

Развитию коммуникабельности способствует также физкультурно-спортивная деятельность, с ее межличностными контактами.

6) Вскользь коснусь культуры  сексуального поведения: необходим  один партнер, с которым комфортно  и приятно проводить время, и который разделяет большинство твоих взглядов на жизнь.

 

Социальное  здоровье

Социальное здоровье - это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в  реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворённость жизнью и уверенность в будущем.

 

Духовно-психическое  здоровье.

Духовно-психическое  здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжёлых заболеваний.

Понятие здорового образа жизни  и поведения, соответствующего принципам  природы, были предметом постоянного  изучения древних. Своё понимание здорового  образа жизни существовало в культурах  всех великих цивилизаций.

Многим хорошо известно, что в древних западных культурах ( Древней Греции, Древнем Риме) существовал  культ тела, правильного гармоничного развития человека. Там возникли Олимпийские  игры и все взгляды на физическое совершенствование, известные как  физическая культура.

Но мало кому известно, что первостепенное значение в обретении  здоровья древние греки уделяли  отнюдь не физической культуре, а душевному  состоянию.

И на сегодняшний день существует достаточно много литературы подтверждающей то, что физическое здоровье зависит от наших мыслей настроя и пожеланий.

Таким образом, здоровье - это гармония всех компонентов, его  составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими  его людьми на любом уровне социальной лестницы.

На сегодняшний день нет человека, который был бы удовлетворён состоянием своего здоровья. Много  детей уже рождаются больными. Люди не доживают до пенсионного возраста, особенно мужчины в России.

Почему с развитием  технического прогресса и продвинутых технологий, которые сулят нам комфорт, мы становимся такими уязвимыми? Факторов, которые оказывают негативное воздействие на здоровье человека, огромное количество:

 

  1. плохая экология,
  2. неправильное питание,
  3. малоподвижный образ жизни,
  4. стрессы, которые влияют на психическое здоровье и вместе с тем разрушают физическое,
  5. вредные привычки
  6. социальная среда.

 

Физическое  здоровье

Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии.

Информация о работе Основные ценности физической культуры и здорового образа жизни