Основные ценности физической культуры и здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Файлы: 1 файл

ценности физичекой.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, многие люди осознают ценность здоровья только тогда, когда возникает реальная угроза здоровью или оно в значительной степени утрачено.

Поэтому донозологическая диагностика должна занять важное место в профилактике физического здоровья.

Сохранение и восстановление здоровья - это активный процесс, требующий  от человека анализа собственного поведения. Человек должен осознавать, что его  здоровье в его же руках.

Физическое, духовно-психическое  и социальное здоровье человека - эти  три компонента являются мерилом  здоровья человека.

На сегодняшний день нашему здоровью постоянно угрожает комплексное действие неблагоприятных  факторов:

- ухудшение экологии, в результате химизации (пестициды, нефтепродукты) и урбанизации (электромагнитные излучения, высокие уровни шума) производства;

 

- изменение образа  повседневной жизни человека (высокие  уровни стресса, употребление  алкоголя, никотина, малоподвижный  образ жизни и др.)

 

- ухудшение состава  пищи, (а при наличии хронических  заболеваний, потребность организма  в витаминах, микроэлементов, антиоксидантах  и других жизненно важных веществах  возрастает, такая пища становится  ещё более не удовлетворительной).

 

Детальный анализ причин неудач в профилактике и терапии основных хронических заболеваний показывает, что они состоят в недооценке науки о человеке, особенностей эволюции человека как биологического вида, отсутствия механизмов целенаправленного формирования физиологического, физического и психического статуса человека, обеспечивающего его адаптацию к ускоренному темпу изменений условий жизнедеятельности. Неудачи классической медицины связаны с тем, что она строит свою концепцию на основе ошибочной теории о происхождении человека от обезьяны. Такой подход традиционной медицины справедлив только в области хирургии.

Из года в год увеличивается  число лекарственных препаратов, активно внедряются новые диагностические  системы, сложнейшие реконструктивные операции, в т.ч. при трансплантации органов, расшифровывается генетический код и т.д. Почему же тогда растёт число больных и смертность, снижается средняя продолжительность жизни, продолжает оставаться низким биологический предел жизни человека?

 

Здоровый образ  жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и  отобранных временем и практикой  норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

- умел высокоэффективно  и экономично трудиться, рационально  расходовать свои силы, знания  и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями  и навыками восстановления и  оздоровления организма после  напряженного труда;

- постоянно углублял  свои нравственные убеждения,  духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

- самостоятельно поддерживал  и укреплял свое здоровье.

 

Добровольный отказ  от вредных привычек, связанных с  табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией -- важное и абсолютно  обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

ЗОЖ - отличительная черта  человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать  мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

 

Критерии эффективности  здорового образа жизни

ЗОЖ - категория социальная. И тогда, когда мы говорим о  ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир. Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек - существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия - основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

 

Студентам рекомендуется:

- являться на учебные  занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка  поможет вам являться на учебу  в хорошей физической форме;

 

- быть активными на  учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») - враг ваших успехов;

 

- умело и активно  использовать перерывы между  занятиями. Помните: движения  являются лучшим источником восстановления  и отдыха. Курение и наркотики,  водка и пиво, безделье и сквернословие  - тайные и явные враги вашего профессионального роста.

 

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время  нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие  в нем) домашнего и личного  подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. - вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Во внеучебное время  жизнедеятельность студента чрезвычайно  многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и  восстановительно-оздоровительной, и  созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

Самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

Свободное время - время  самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного - возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ.

 

Заключение

Физическая культура и спорт всегда рассматривались  и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными. 
Список литературы:

 

  1. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993.

 

  1. Спортивная физиология. / Под ред. Я.М. Коца. - М.: ФИС, 1996. - 240 с.

 

  1. Физическая культура. / Под ред. Б.И. Загорского. - М.: Высш. шк., 2000.

 

  1. Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова и др. - Мн.: Полымя, 1988. - 256 с.

 

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. - 480 с.

 

  1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М, 2004. - 125 с.

 

  1. Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М, 2003. - 312 с.

 

  1. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М, 2004. - 302 с.

 

  1. Жеребцов А.В. - М, Физкультура и труд. - 2006. - 211 с.

 

  1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М, 2003. - С-Пб, 2004. - 114 с.

 

  1. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2005. - 212 с.

 

  1. Коц Я. М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 117 с.

 

  1. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - С-Пб, 2005. - 122 с.

 

  1. Лещинский А.В. Берегите здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. - 214 с.

 

  1. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. - 312 с.

 

  1. Педагогика // под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М.: «Физкультура и спорт», 2004. - 309 с.

Информация о работе Основные ценности физической культуры и здорового образа жизни