Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание (образование)-компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой, ,трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

1.1.Основные  компоненты (виды) адаптивной физической  культуры.

Исходя из потребностей лиц  с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов можно выделить следующие  компоненты (виды) адаптивной физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание (образование)-компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой, ,трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

В процессе занятий адаптивным физический воспитанием у людей  с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний ,жизненно и профессионально необходимых сенсорно -персептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества;; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются ,сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель адаптивного  физического воспитания состоит  в формировании у занимающихся осознанного  отношения к своим силам, твердой  уверенности в них, готовности к  смелыми решительным действиям, преодолению необходимых для  полноценного функционирования  субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями - валеологии.

В процессе адаптивного физического  воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или  с момента обнаружения той  или иной патологии ,первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта ,сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности ,если коррекция не удается ,профилактической работе.

Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в  процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно- персептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное ,эстетическое, трудовой и другие виды воспитания.

Очень важен этот компонент  адаптивной физической культуры и в  случае приобретенной патологии  или инвалидности, когда человеку приходиться заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям  навыкам ( ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и т.д.)

Адаптивный спорт-компонент ( вид ) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих потребностей, сопоставлении их  со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

При многих заболеваниях и  видах инвалидности адаптивной спорт  является практически единственной возможностью удовлетворения одной  из главнейших потребностей человека-потребности  в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности оказываются недоступными.

Содержание адаптивного  спорта (как базового, так и высших достижений) направленно, прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного  спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к  ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом  уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохраненных  функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно- педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.

Основная цель адаптивного  спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении  его к общественно-историческому  опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и  других ценностей физической культуры.

Адаптивная двигательная рекреации – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Содержание адаптивной двигательной  рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности, на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышения уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация - не только биологически оправданная  саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние ,здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций  инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям  использовать соответствующие комплексы  физических упражнений, приемы гидровибромассажа  и самомассажа, закаливающие и термические  процедуры, и другие средства.

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Основной целью креативных( художественно- музыкальных) телесно- ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе- в профессионально- трудовой деятельности.

Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Основной целью экстремальных  видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности; формирование потребности  в значительных напряжениях как  необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии;  создание у инвалидов и лиц  с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

Перечисленные виды АФК, с одной  стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе АФВ используются элементы лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия – для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания.

Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида – это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса.

Таким образом, АФК в целом и  все ее виды призваны с помощью  рационально организованной двигательной активности как естественного стимула  жизнедеятельности, используя сохранные  функции, остаточное здоровье, природные  ресурсы и духовные силы, максимально  реализовать возможности организма  и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.

1.2.Инвалидность, как социальная проблема

Комплексная реабилитация как процесс  обеспечения готовности человека с  отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.

Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации . Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.

Двигательная активность человека заложена в генах и связана  с фундаментальным свойством  живого - биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни  и трудовой деятельности свели практически  к нулю двигательной активности человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия- непременные атрибуты современной цивилизованной жизни- стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.

Снижение объема и интенсивности  физической активности, низкий уровень  затрат на мышечную работу, упрощение  и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.

И если здоровый человек снижает  до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам.

Вина и ответственность за вынужденную  гиподинамию и гипокинезию детей- инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, врачей, других вспомогающих специалистов, в том числе – по адаптивной  физической культуре.

Взрослые инвалиды с сохранным  интеллектом при должной теоретической подготовке и ,главное, при желании могут сами организовать доступные формы двигательной активности.

Проблема двигательной активности состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде  специалистов укоренилось мнение о  необходимости обязательного ограничения  движений, двигательной активности практически  при любом заболевании и дефекте, стереотипы веры только в фармакологические  и другие медицинские средства и  методы лечения и профилактики, во всемогущие добавки, стимуляторы, активизаторы,  сжигатели  жира и т.д.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем культуры общества и личности в области  человековедения, его телесности и психики, а с другой массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров.

Коварство же дефицита движений состоит  в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения  малозаметны. Однако отрицательное  кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям;

- снижается функциональная активность  органов и систем и нарушаются регуляторные механизмы;

- происходят атрофические и  дегенеративные изменения опорно-двигательного  аппарата и в особенности его  нервно-мышечного и костного компонентов;

- нарушаются обменные и снижаются  катаболические процессы;

-уменьшается тренированность мышц, что неблагоприятно отражается  на функциях кровообращения, пищеварения,  дыхания;

- снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным  изменениям по типу атрофии  и уменьшению энергетического  потенциала;

Уменьшается жизненная емкость  легких и легочная вентиляция как в покое, так и особенно, при физической работе;

-резко ухудшается орто - и антиортостатическая устойчивость, что является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регулирующие тонус сосудов;

-нарушается терморегуляция и происходят другие негативные морфофункциональные изменения в организме человека.

Дефицит движений отрицательно сказывается  на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы  развития и жизнедеятельности организма  человека. То есть речь здесь идет не только о телесных характеристиках, но и об интеллектуальных, эмоционально- волевых, познавательных и вообще духовно- психических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается  ребенок, который с помощью движений не только активизирует функционирование всех своих органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки. Пространственно-временные шкалы, схемы своего тела, в том числе и эмоционально-волевую сферу.

Информация о работе Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры