Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:13, реферат
Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание (образование)-компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой, ,трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.
1.1.Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание (образование)-компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой, ,трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.
В процессе занятий адаптивным физический воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний ,жизненно и профессионально необходимых сенсорно -персептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества;; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются ,сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелыми решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями - валеологии.
В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии ,первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта ,сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности ,если коррекция не удается ,профилактической работе.
Именно здесь огромное
значение приобретают так называемые
межпредметные связи, когда в
процессе занятий физическими
Очень важен этот компонент адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку приходиться заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям навыкам ( ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и т.д.)
Адаптивный спорт-компонент ( вид ) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих потребностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.
При многих заболеваниях и
видах инвалидности адаптивной спорт
является практически единственной
возможностью удовлетворения одной
из главнейших потребностей человека-потребности
в самоактуализации, поскольку профессионально-
Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направленно, прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.
Сущностную основу адаптивного
спорта составляет соревновательная деятельность
и целенаправленная подготовка к
ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных
возможностей на доступном биологическом
уровне, совершенствование
Основная цель адаптивного
спорта заключается в формировании
спортивной культуры инвалида, приобщении
его к общественно-
Адаптивная двигательная рекреации – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности, на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышения уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация - не только биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние ,здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.
Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Основная цель адаптивной физической
реабилитации заключается в формировании
адекватных психических реакций
инвалидов на то или иное заболевание,
ориентации их на использование естественных,
экологически оправданных средств,
стимулирующих скорейшее
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Основной целью креативных( художественно- музыкальных) телесно- ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе- в профессионально- трудовой деятельности.
Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.
Основной целью экстремальных
видов двигательной активности является
преодоление психологических
Перечисленные виды АФК, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе АФВ используются элементы лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия – для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания.
Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида – это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса.
Таким образом, АФК в целом и
все ее виды призваны с помощью
рационально организованной двигательной
активности как естественного стимула
жизнедеятельности, используя сохранные
функции, остаточное здоровье, природные
ресурсы и духовные силы, максимально
реализовать возможности
1.2.Инвалидность, как социальная проблема
Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.
Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации . Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.
Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого - биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательной активности человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия- непременные атрибуты современной цивилизованной жизни- стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.
Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.
И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам.
Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокинезию детей- инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, врачей, других вспомогающих специалистов, в том числе – по адаптивной физической культуре.
Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной теоретической подготовке и ,главное, при желании могут сами организовать доступные формы двигательной активности.
Проблема двигательной активности
состоит в том, что в массовом
сознании и, к сожалению, в среде
специалистов укоренилось мнение о
необходимости обязательного
Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем культуры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров.
Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям;
- снижается функциональная
- происходят атрофические и
дегенеративные изменения
- нарушаются обменные и
-уменьшается тренированность
- снижается сердечная
Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция как в покое, так и особенно, при физической работе;
-резко ухудшается орто - и антиортостатическая устойчивость, что является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регулирующие тонус сосудов;
-нарушается терморегуляция и происходят другие негативные морфофункциональные изменения в организме человека.
Дефицит движений отрицательно сказывается
на развертывании всех без исключения
компонентов генетической программы
развития и жизнедеятельности организма
человека. То есть речь здесь идет не
только о телесных характеристиках,
но и об интеллектуальных, эмоционально-
волевых, познавательных и вообще духовно-
психических свойствах
Информация о работе Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры