Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:35, контрольная работа
Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.
В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.
1.Особенности физического развития и физической подготовленности возрастно-половых групп взрослого населения 3
2.Основные методики общей физической подготовки 5
3.Кондиционная тренировка 8
Литература 12
Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Контрольная работа
по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
номер варианта «12»
на тему «Основные методики общей физической подготовки и «кондиционной» тренировки основных возрастно-половых групп взрослого населения»»
Выполнила: Бойкова Л.Н.
Студентка 2 курса гр. 08-ЗАФК
Проверил: Мякотных В.В.
Сочи 2010
План контрольной работы:
1.Особенности физического развития и физической подготовленности возрастно-половых групп взрослого населения 3
2.Основные методики общей физической подготовки 5
3.Кондиционная тренировка 8
Литература 12
1. Особенности физического развития и физической подготовленности возрастно-половых групп взрослого населения
Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.
В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.
В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы человека зрелого возраста сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится к снижению эластичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов позвоночного столба, снижению подвижности в суставах. После 30 лет уменьшается скорость двигательной реакции, что связано с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их лабильности. С возрастом ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движений. Снижается также продуктивность умственной деятельности, особенно в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.
Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития.
Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности. Правильная организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействий на организм.
Исходя из естественных возможностей организма, людям в возрасте до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—75% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК. Оба эти типа нагрузок можно определить по частоте пульса, так как между ЧСС и МПК обнаружена линейная зависимость. Например, на уровне 75% МПК мужчина в 25 лет должен выполнять физическую нагрузку с частотой пульса 161 уд./мин.
В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна превышать 40—45% МПК.
Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизненный тонус организма, противодействуют различного рода заболеваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической культурой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленности и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя.
2.Основные методики общей
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед общей физической подготовки могут быть поставлены следующие задачи:
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.
Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, являются: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и т. д. В программу ОФП часто включают также езду на велосипеде, спортивные игры, лыжный бег и др.
ОФП как вид физкультуры – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. В основе ОФП может быть любой вид физических упражнений - гимнастика, аэробика, бег, игры, бодибилдинг, плавание, единоборства и т.д. Главное: избежать узкой специализации и гипертрофированного развития одного качества за счет других. Хотя приоритет можно отдать любому. ОФП - не спорт, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись.
Но общая физическая подготовка нужна не только в спорте. Вот пример совсем с другой стороны. В медицинской практике бывают случаи, когда очень больным людям задерживают проведение срочной хирургической операции, потому, что у пациента такой низкий уровень физических кондиций, то есть уровень ОФП, что операции он просто не выдержит. Начинают пациента к операции готовить, используя для этого средства ЛФК. Но средства и лечебной физкультуры, и физкультуры вообще, и общей физической подготовки одни и те же - это физические упражнения. Решающий фактор способов их применения - цель и индивидуальные особенности того, кому их назначают.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического или на клеточном уровне. Процессы, которые обеспечивают проявление физических качеств, идут в организме на молекулярном и более высоких уровнях, но приводят к изменениям не только физиологическим, но и анатомическим, то есть увеличению мышечной массы, нормализации веса, коррекции фигуры. Но режим занятий и его формы должны соответствовать целям и учитывать исходный уровень здоровья.
Эффективность общей физической подготовки достигается путем соблюдения следующих методических принципов:
3.Принцип доступности и индивидуализации: необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
4.Принцип систематичности: регулярность занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
5.Принцип динамичности: постановка и выполнение все более трудных новых заданий, постепенное нарастании объема, интенсивности, нагрузок.
Также при общей физической подготовки применяются следующие методы: методы регламентированного упражнения; игровой метод, соревновательный метод, использование словесных и сенсорных методов.
3.Кондиционная тренировка
Оптимальный эффект от занятий физическими
упражнениями достигается в том случае,
если их направленность, интенсивность
и объем физических нагрузок, кратность
занятий в неделю подбираются индивидуально, с учетом уровня физического состояния
занимающегося. В настоящее время выделяют
следующие виды физкультурно-оздоровительных
занятий: кондиционную тренировку, рекреативные и профилактико-оздоровительные
Кондиционная тренировка — это система средств физической культуры, используемых для достижения и сохранения должного уровня физического состояния. При этом в качестве должного принимается высокий уровень физического состояния. Как правило, у практически здоровых людей выявляют пять уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
Кондиционная тренировка состоит из 3-х периодов:подготовительного, основного и поддерживающего. Целью подготовительного периода является подготовка к нагрузкам основного периода. Задачи — обучение технике выполнения упражнений, правилам самоконтроля и самостраховки. Длительность — до 2-х недель.
Целью основного периода является достижение должного уровня физического состояния, обеспечивающего стабильный уровень здоровья. Продолжительность его зависит от исходного уровня физического состояния и особенностей адаптации организма занимающихся физическим нагрузкам.
В среднем, переход в более высокий уровень физического состояния отмечается через 8-10 недель занятий, что принято за длительность мезоцикла. Таких мезоциклов в основном периоде у людей с низким уровнем физического состояния 4 (т.е. 32-40 недель занятий), с ниже средним — 3 (24-30 недель занятий), со средним — 2 (16-20 недель занятий), с выше средним уровнем — 1 мезоцикл (8 — 10 недель занятий).
При достижении высокого уровня физического состояния даются нагрузки поддерживающего периода, целью которого является сохранение достигнутого состояния. Длительность периода не ограничена.
В кондиционной тренировке направленность, интенсивность и объем нагрузок определяют в соответствии с уровнем физического состояния.
В настоящее время определяющим является мнение, что у нетренированных людей для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо преимущественно использовать циклические упражнения аэробного характера в связи с их специфическим воздействием на организм.
Это воздействие проявляется в: