Основные методы самоконтроля, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы …………………….……………..5
2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля ....………….....….6
Заключение…………………………………………………………………….......8
Второй вопрос..…………………..…………………………………………...…...9
Психофизическая характеристика современных систем физических упражнений и основных видовых групп спорта…………………………….….9
Список литературы………………………………….…

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ»

 

ЗАЧЕТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА»

 

Срок обучения – 5 лет

Первый курс, второй семестр

12 вариант

 

Вопрос 1. Основные методы самоконтроля, его цели и задачи

Вопрос 2. Психофизическая характеристика современных систем физических упражнений и основных видовых групп спорта

Задача

Выполнил: студент заочной  формы обучения

КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА 602935

 

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

 

Улан-Удэ

2013

Содержание

 

                                                                                                                             Стр.                            

Первый вопрос………………………………………………………………...…..3

Введение.................................................................................................................. 3

1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы …………………….……………..5

2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля ....………….....….6 
Заключение…………………………………………………………………….......8

Второй вопрос..…………………..…………………………………………...…...9

Психофизическая характеристика современных  систем физических упражнений и основных видовых групп спорта…………………………….….9 
Список литературы………………………………….…………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Основные методы самоконтроля, его цели и задачи

 

Введение

 

Оздоровительное влияние  физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с  болезнями и продления жизни  указывали многие поколения греческих  врачей и философов в своих  произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует  движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством  изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы  организма человека.

Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются  границы его возможностей, и оно  приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

В процессе регулярных занятий  физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные  формы двигательной активности имеют  и различные возможности по совершенствованию  сердца.

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых  случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому  каждый может привести множество.

Исключить все условия, при  которых может иметь место  отрицательное воздействие занятий  физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и  самоконтроля самих занимающихся.

Диагностика состояния организма  при занятиях физической культурой  включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

Целью контроля является оптимизация  процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния  организма.

Объект исследования: Самоконтроль на занятиях ФК и С;

Предмет исследования: методы и диагностика самоконтроля;

Задачи исследования:

1) Основы самоконтроля;

2) физиологические аспекты  самоконтроля;

Методы исследования:

1) Изучение и анализ  методической литературы по теме  исследования;

2) Анализ особенностей  самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы

 

Самоконтроль - регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля

1) Расширить знания о физическом развитии.

2) Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3) Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4) Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет  своевременно выявить неблагоприятные  воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно - психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

 

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального  состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник  самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий  физическими упражнениями), состояние  сердечно - сосудистой системы и  организма в целом. Таким же объективные  показателем может служить и  изменение частоты дыхания: при  росте тренированности частота  дыхания в состоянии покоя  становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Какие показатели, доступные  для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы  при этих нагрузках? Прежде всего, частота  сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения  пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

В состоянии покоя пульс  можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет  точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого  нетренированного человека частота  пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин  чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее  является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой - либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет - 200, в 30 лет - 194, в 35 - 188, в 40 - 183, в 45 - 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом  в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса  крови (т.е. объема крови, изгоняемого  из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных  сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить  при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию  сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное (диастолическое) - 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня, режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, а также при закаливающих процедурах. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают преподавателю  и тренеру, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора  средств, методику проведения учебно-тренировочных  занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Психофизическая характеристика современных систем физических упражнений и основных видовых групп спорта

 

В спортивной педагогике имеются  различные подходы к группированию  видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое  группирование условно, т.к. ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений.

Чтобы не ошибиться в своем  выборе необходимо иметь хотя бы общее  представление о характере воздействия  того или иного вида спорта (системы  физических упражнений) на человека.

Основные виды спорта можно  разделить на группы:

  • преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);
  • развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая  атлетика, легкоатлетические метания и прыжки, гиревой спорт);
  • способствующие   воспитанию   ловкости   и  гибкости  (спортивная  гимнастика. акробатика);
  • комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Теория  и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд.2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.).М., "Физкультура и спорт", 1976.
  2. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., "Физкультура и спорт", 1977.
  3. 1. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 1984.
  4. 2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО “Аспект Пресс", 1995.
  5. 3. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  6. 4. Половников П.В. Организация занятий студентов по дисциплине “Физическая культура": Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996.
  7. 5. Практические занятия по врачебному контролю / Под общ. ред. А.Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1976.
  8. 6. Спортивная медицина. Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии: учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. А.Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1975.

Информация о работе Основные методы самоконтроля, его цели и задачи