Основные направления оздоровительной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение подтвердилось новыми научными доказательствами. Выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, являясь одним из факторов профилактики рецидивов хронических заболеваний, в том числе и кишечника.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика оздоровительной физической культуры……………4
3.Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика…………………………………………………………………….8
4.Заключение……………………………………………………………………..13
5.Список литературы…………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 23.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Общая характеристика оздоровительной  физической культуры……………4

3.Основные направления оздоровительной  физической культуры и их характеристика…………………………………………………………………….8

4.Заключение……………………………………………………………………..13

5.Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

 Регулярная физическая активность  на протяжении многих веков  считалась важным компонентом  здорового образа жизни. В последнее  время это положение подтвердилось  новыми научными доказательствами. Выяснилось, что физическая активность  оказывает положительное влияние  не только на физическое, но  и на психическое состояние  человека, являясь одним из факторов  профилактики рецидивов хронических  заболеваний, в том числе и  кишечника. 

 Если вы начнете регулярно  заниматься гимнастикой, то будете  чувствовать себя более энергично,  избавитесь от мышечных напряжений, связанных со стрессовыми ситуациями, у вас изменится отношение  к работе, к себе, к жизни. У  вас станет более ясным ум, вы будете лучше и моложе  выглядеть, прямее держаться,  станете стройнее. И, наконец,  у вас нормализуется работа  желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистая и дыхательная системы будут функционировать на более высоком уровне.

 Но, к сожалению, несмотря  на все преимущества физической  активности, многие люди уделяют  ей мало внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика оздоровительной физической культуры.

 

Оздоровительная направленность как  важнейший принцип системы физического  воспитания.

 Суть данного принципа заключается  в том, что физическая культура  должна содействовать укреплению здоровья.

 В современных условиях развития  нашего общества наблюдается  резкое снижение состояния здоровья  населения и продолжительности  жизни. По данным различных  исследований, лишь около 10% молодежи  имеют нормальный уровень физического  состояния и здоровья, продолжительность  жизни сократилась на 7— 9 лет,  в результате снижается и производственный  потенциал общества (Г. А. Кураев).

 Тесная связь состояния здоровья  и физической работоспособности  с образом жизни, объемом и  характером повседневной двигательной  активности доказана многочисленными  исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

 Чтобы физическая культура  оказывала положительное влияние  на здоровье человека, необходимо  соблюдать определенные правила  [8], [10]:

1) средства и методы физического  воспитания должны применяться  только такие, которые имеют  научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны  планироваться в соответствии  с возможностями учеников;

3) в процессе использования  всех форм физической культуры  необходимо обеспечить регулярность  и единство врачебного, педагогического  контроля и самоконтроля. Периодичность  и содержание врачебно-педагогического  контроля зависят от форм занятий  физическими упражнениями, величины  физической нагрузки и других факторов.

 Понятию здоровье американский  медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).

 Наукой доказано, что здоровье  человека только на 10—15% зависит  от деятельности учреждений здравоохранения,  на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей  среды и на 50—55% — от условий  и образа жизни.

 

 Проблема движения и здоровья  имела достаточную актуальность  еще в Древней Греции и в  Древнем Риме. Так, греческий философ  Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал  мысль о том, что ничто так  сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий  врач Гиппократ не только широко  использовал физические упражнения  при лечении больных, но и  обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций  является результатом правильного  отношения суммы упражнений к  здоровью данного субъекта». Древнеримский  врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

 Принцип оздоровительной направленности  обязывает специалистов по физической  культуре и спорту так организовать  физическое воспитание, чтобы оно  выполняло и профилактическую  и развивающую функции. Это  означает, что с помощью физического  воспитания необходимо: — совершенствовать  функциональные возможности организма,  повышая его работоспособность  и сопротивляемость неблаго­приятным  воздействиям;

 — компенсировать недостаток  двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

 Ведущая роль в оптимизации  физкультурно-оздоровительного процесса  отводится проектированию различных  физкультурно-оздоро­вительных систем  на основе научно обоснованных  и адекватных соотношений внешних  и внутренних факторов развития  человека.

 К настоящему времени разработан  и практически апробирован целый  ряд авторских комплексов и  программ физических упражнений  оздоровительной направленности, которые  предназначены для широкого использования.  Основные их достоинства —  доступность, простота реализации  и эффективность. Это, прежде всего:

 — контролируемые беговые  нагрузки (система Купера);

 — режим 1000 движений (система Амосова);

 — 10 000 шагов каждый день (система  Михао Икай);

 — бег ради жизни (система Лидьярда);

 — всего 30 мин спорта в  неделю на фоне повседневной  естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь  сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть  — стой, если можешь двигаться  — двигайся (система Моргауза);

 — произвольное поочередное  сокращение мышц тела без изменения  их длины в течение всей  «бодрствующей» части суток (скрытая  изометрическая гимнастика по Томпсону);

 — калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

 В настоящее время появились  новые направления оздоровительной  физической культуры, дающие несомненный  оздоровительный эффект. К ним  можно причислить оздоровительную  аэробику и ее разновидности:  степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

 

 В России разработана и  внедрена в практику методология  программирования физкультурных  занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических  критериях эффективности занятий  и имитационного и компьютерного  моделирования процесса выполнения  упражнений с проверкой их  соответствия энергетическим возможностям  конкретного человека или гомогенной  по энергетическим возможностям  группы людей (В. И. Бондин, 1999).

 Выбор той или иной методики  занятий физическими упражнениями  с оздоровительной направленностью  соотносится с реальной обстановкой,  возможностями, запросами, иногда  является делом индивидуального  вкуса и интереса.

 Оздоровительный эффект физических  упражнений наблюдается лишь  только в тех случаях, когда  они рационально сбалансированы  по направленности, мощности и  объему в соответствии с индивидуальными  возможностями занимающихся. Занятия  физическими упражнениями активизируют  и совершенствуют обмен веществ,  улучшают деятельность центральной  нервной системы, обеспечивают  адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

 Не менее положительное влияние  регулярные занятия физическими  упражнениями (и процедуры лечебной  физической культуры) оказывают  на деятельность органов пищеварения  и выделения: улучшается перистальтика  желудка и кишечника, повышается  их секреторная функция, укрепляется  мускулатура передней стенки  живота, играющая большую роль  в работе кишечника; более совершенными  становятся функции органов выделения,  а также желез внутренней секреции.

 Кроме оздоровительного эффекта  физические упражнения оказывают  тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая  работоспособность), позволяют повысить  уровень физических качеств, содействуют  формированию и дальнейшему совершенствованию  жизненно важных двигательных  умений и навыков (плавание, ходьба  на лыжах и др.).

 Оздоровительное, лечебное и  тренирующее влияние физических  упражнений на организм становится  более эффективным, если они  правильно сочетаются с закаливающими  средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а  также массажа.

 Таким образом, регулярное  применение физических упражнений  и закаливающих факторов повышает  жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает  функции вегетативных систем, работоспособность  и предупреждает преждевременное  старение.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления  оздоровительной физической культуры  и их характеристика.

 

 В системе оздоровительной  физической культуры выделяют  следующие основные направления:  оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического  воспитания (занятия физическими  упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».

 В современном обществе основные  функции физической рекреации  сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999):

 — социально-генетическая (механизм  усвоения социально-исторического опыта);

 — творчески-атрибутивная (позволяет  ее рассматривать в развитии  и совершенствовании);

 — системно-функциональная (раскрывающая  физическую рекреацию как функцию  конкретной социальной системы);

 — аксиологическая (ценностно-ориентировочная);

 — коммуникативная (важное  средство неформального общения людей).

 Основными видами физической  рекреации являются туризм (пеший,  водный, велосипедный), пешие и лыжные  прогулки, купание, всевозможные  массовые игры: волейбол, теннис, городки,  бадминтон, рыбная ловля, охота  и др.

 По количеству занимающихся  рекреационные занятия могут  быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний  и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления  и других причин. Применение отдельных  форм движений и двигательных режимов  с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения  преимущественно в виде лечебной физической культуры.

 Общее представление о лечении  с помощью физических упражнений  основывается на факте оздоровления  организма, обусловленного улучшением  циркуляции крови и снабжением  кислородом, как больных, так и  здоровых тканей, повышением мышечного  тонуса, сокращением жировых запасов  и т.д. В зависимости от возрастной  градации людей восстановление  происходит в одних случаях  за счет нормализации функций  и систем организма, в других  — за счет преимущественного  развития компенсаторных реакций.

Информация о работе Основные направления оздоровительной физической культуры