Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика оздоровительной
физической культуры……………4
3.Основные направления оздоровительной
физической культуры и их характеристика…………………………………………………………………….8
4.Заключение……………………………………………………………………..13
5.Список литературы…………………………………………………………….14
1.Введение
Регулярная физическая активность
на протяжении многих веков
считалась важным компонентом
здорового образа жизни. В последнее
время это положение подтвердилось
новыми научными доказательствами.
Выяснилось, что физическая активность
оказывает положительное влияние
не только на физическое, но
и на психическое состояние
человека, являясь одним из факторов
профилактики рецидивов хронических
заболеваний, в том числе и
кишечника.
Если вы начнете регулярно
заниматься гимнастикой, то будете
чувствовать себя более энергично,
избавитесь от мышечных напряжений,
связанных со стрессовыми ситуациями,
у вас изменится отношение
к работе, к себе, к жизни. У
вас станет более ясным ум,
вы будете лучше и моложе
выглядеть, прямее держаться,
станете стройнее. И, наконец,
у вас нормализуется работа
желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистая
и дыхательная системы будут функционировать
на более высоком уровне.
Но, к сожалению, несмотря
на все преимущества физической
активности, многие люди уделяют
ей мало внимания.
Общая характеристика
оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная направленность как
важнейший принцип системы физического
воспитания.
Суть данного принципа заключается
в том, что физическая культура
должна содействовать укреплению здоровья.
В современных условиях развития
нашего общества наблюдается
резкое снижение состояния здоровья
населения и продолжительности
жизни. По данным различных
исследований, лишь около 10% молодежи
имеют нормальный уровень физического
состояния и здоровья, продолжительность
жизни сократилась на 7— 9 лет,
в результате снижается и производственный
потенциал общества (Г. А. Кураев).
Тесная связь состояния здоровья
и физической работоспособности
с образом жизни, объемом и
характером повседневной двигательной
активности доказана многочисленными
исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов,
Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич,
И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская,
И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore
и многие другие), которые убедительно
свидетельствуют о том, что оптимальная
физическая нагрузка в сочетании с рациональным
питанием и образом жизни является наиболее
эффективной в преодолении «коронарной
эпидемии», предупреждении многих заболеваний
и увеличении продолжительности жизни.
Чтобы физическая культура
оказывала положительное влияние
на здоровье человека, необходимо
соблюдать определенные правила
[8], [10]:
1) средства и методы физического
воспитания должны применяться
только такие, которые имеют
научное обоснование их оздоровительной
ценности;
2) физические нагрузки обязаны
планироваться в соответствии
с возможностями учеников;
3) в процессе использования
всех форм физической культуры
необходимо обеспечить регулярность
и единство врачебного, педагогического
контроля и самоконтроля. Периодичность
и содержание врачебно-педагогического
контроля зависят от форм занятий
физическими упражнениями, величины
физической нагрузки и других факторов.
Понятию здоровье американский
медик Г. Сигерист дал следующее
определение: «Здоровым может считаться
человек, который отличается гармоническим
развитием и хорошо адаптирован к окружающей
его физической и социальной среде. Здоровье
не означает просто отсутствие болезней:
это нечто положительное, это жизнерадостное
и охотное выполнение обязанностей, которые
жизнь возлагает на человека». Ему соответствует
и определение, принятое Всемирной организацией
здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это
состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только
отсутствие болезни или физических дефектов».
Способность организма адекватно изменять
свои функциональные показатели и сохранять
оптимальность в различных условиях —
наиболее характерный критерий нормы,
здоровья (Р.Баевский, 1979).
Наукой доказано, что здоровье
человека только на 10—15% зависит
от деятельности учреждений здравоохранения,
на 15—20% — от генетических факторов,
на 20—25% — от состояния окружающей
среды и на 50—55% — от условий
и образа жизни.
Проблема движения и здоровья
имела достаточную актуальность
еще в Древней Греции и в
Древнем Риме. Так, греческий философ
Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал
мысль о том, что ничто так
сильно не разрушает организм,
как физическое бездействие. Великий
врач Гиппократ не только широко
использовал физические упражнения
при лечении больных, но и
обосновал принцип их применения.
Он писал: «Гармония функций
является результатом правильного
отношения суммы упражнений к
здоровью данного субъекта». Древнеримский
врач Галлен в своем труде «Искусство
возвращать здоровье» писал: «Тысячи и
тысячи раз возвращал я здоровье своим
больным посредством упражнений». Французский
врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение
как таковое может заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут
заменить действие движения».
Принцип оздоровительной направленности
обязывает специалистов по физической
культуре и спорту так организовать
физическое воспитание, чтобы оно
выполняло и профилактическую
и развивающую функции. Это
означает, что с помощью физического
воспитания необходимо: — совершенствовать
функциональные возможности организма,
повышая его работоспособность
и сопротивляемость неблагоприятным
воздействиям;
— компенсировать недостаток
двигательной активности, возникающей
в условиях современной жизни.
Ведущая роль в оптимизации
физкультурно-оздоровительного процесса
отводится проектированию различных
физкультурно-оздоровительных систем
на основе научно обоснованных
и адекватных соотношений внешних
и внутренних факторов развития
человека.
К настоящему времени разработан
и практически апробирован целый
ряд авторских комплексов и
программ физических упражнений
оздоровительной направленности, которые
предназначены для широкого использования.
Основные их достоинства —
доступность, простота реализации
и эффективность. Это, прежде всего:
— контролируемые беговые
нагрузки (система Купера);
— режим 1000 движений (система
Амосова);
— 10 000 шагов каждый день (система
Михао Икай);
— бег ради жизни (система Лидьярда);
— всего 30 мин спорта в
неделю на фоне повседневной
естественной физической нагрузки,
учитывая правила: если можешь
сидеть, а не лежать — сиди,
если можешь стоять, а не сидеть
— стой, если можешь двигаться
— двигайся (система Моргауза);
— произвольное поочередное
сокращение мышц тела без изменения
их длины в течение всей
«бодрствующей» части суток (скрытая
изометрическая гимнастика по Томпсону);
— калланетика: программа из 30
упражнений для женщин с акцентом на растяжение
(система Пинкней Каллане) и т.д.
В настоящее время появились
новые направления оздоровительной
физической культуры, дающие несомненный
оздоровительный эффект. К ним
можно причислить оздоровительную
аэробику и ее разновидности:
степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику,
танцевальную аэробику (фанк-аэробику,
сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику,
аэробику с нагрузкой (небольшой штангой),
акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.
В России разработана и
внедрена в практику методология
программирования физкультурных
занятий оздоровительной направленности,
основанная на энергетических
критериях эффективности занятий
и имитационного и компьютерного
моделирования процесса выполнения
упражнений с проверкой их
соответствия энергетическим возможностям
конкретного человека или гомогенной
по энергетическим возможностям
группы людей (В. И. Бондин, 1999).
Выбор той или иной методики
занятий физическими упражнениями
с оздоровительной направленностью
соотносится с реальной обстановкой,
возможностями, запросами, иногда
является делом индивидуального
вкуса и интереса.
Оздоровительный эффект физических
упражнений наблюдается лишь
только в тех случаях, когда
они рационально сбалансированы
по направленности, мощности и
объему в соответствии с индивидуальными
возможностями занимающихся. Занятия
физическими упражнениями активизируют
и совершенствуют обмен веществ,
улучшают деятельность центральной
нервной системы, обеспечивают
адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной
и других систем к условиям мышечной деятельности,
ускоряют процесс вхождения в работу и
функционирования систем кровообращения
и дыхания, а также сокращают длительность
функционального восстановления после
сдвигов, вызванных физической нагрузкой.
Не менее положительное влияние
регулярные занятия физическими
упражнениями (и процедуры лечебной
физической культуры) оказывают
на деятельность органов пищеварения
и выделения: улучшается перистальтика
желудка и кишечника, повышается
их секреторная функция, укрепляется
мускулатура передней стенки
живота, играющая большую роль
в работе кишечника; более совершенными
становятся функции органов выделения,
а также желез внутренней секреции.
Кроме оздоровительного эффекта
физические упражнения оказывают
тренирующее воздействие на человека
(повышается умственная и физическая
работоспособность), позволяют повысить
уровень физических качеств, содействуют
формированию и дальнейшему совершенствованию
жизненно важных двигательных
умений и навыков (плавание, ходьба
на лыжах и др.).
Оздоровительное, лечебное и
тренирующее влияние физических
упражнений на организм становится
более эффективным, если они
правильно сочетаются с закаливающими
средствами в виде водных процедур,
солнечных и воздушных ванн, а
также массажа.
Таким образом, регулярное
применение физических упражнений
и закаливающих факторов повышает
жизненный тонус организма занимающихся,
его естественный иммунитет, улучшает
функции вегетативных систем, работоспособность
и предупреждает преждевременное
старение.
3. Основные направления
оздоровительной физической культуры
и их характеристика.
В системе оздоровительной
физической культуры выделяют
следующие основные направления:
оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное,
спортивно-реабилитационное, гигиеническое.
Оздоровительно-рекреативная физическая
культура — это отдых, восстановление
сил с помощью средств физического
воспитания (занятия физическими
упражнениями, подвижные и спортивные
игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные
развлечения). Термин рекреация (от лат.
recreatio) означает отдых, восстановление
сил человека, израсходованных в процессе
труда, тренировочных занятий или соревнований.
Чтобы оттенить специфический смысл этого
термина в сфере физической культуры,
часто говорят «физическая рекреация».
В современном обществе основные
функции физической рекреации
сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин,
1999):
— социально-генетическая (механизм
усвоения социально-исторического
опыта);
— творчески-атрибутивная (позволяет
ее рассматривать в развитии
и совершенствовании);
— системно-функциональная (раскрывающая
физическую рекреацию как функцию
конкретной социальной системы);
— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
— коммуникативная (важное
средство неформального общения людей).
Основными видами физической
рекреации являются туризм (пеший,
водный, велосипедный), пешие и лыжные
прогулки, купание, всевозможные
массовые игры: волейбол, теннис, городки,
бадминтон, рыбная ловля, охота
и др.
По количеству занимающихся
рекреационные занятия могут
быть индивидуальными и групповыми
(семья, группа по интересам и т.д.).
Оздоровительно-реабилитационная физическая
культура — это специально направленное
использование физических упражнений
в качестве средств лечения заболеваний
и восстановления функций организма,
нарушенных или утраченных вследствие
заболеваний, травм, переутомления
и других причин. Применение отдельных
форм движений и двигательных режимов
с этой целью началось, судя по историческим
сведениям, еще в древней медицине
и к настоящему времени прочно
вошло в систему здравоохранения
преимущественно в виде лечебной
физической культуры.
Общее представление о лечении
с помощью физических упражнений
основывается на факте оздоровления
организма, обусловленного улучшением
циркуляции крови и снабжением
кислородом, как больных, так и
здоровых тканей, повышением мышечного
тонуса, сокращением жировых запасов
и т.д. В зависимости от возрастной
градации людей восстановление
происходит в одних случаях
за счет нормализации функций
и систем организма, в других
— за счет преимущественного
развития компенсаторных реакций.