Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:55, реферат
Цель работы – раскрыть основные понятия о физической культуре и спорте.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность физической культуры.
2. Рассмотреть сущность спорта.
3. Выявить задачи и функции физической культуры и спорта.
1. Введение……………………………………………………………………
2. Сущность физической культуры…………………………………………
3.Сущность спорта…………………………………………………………...
4. Задачи и функции физической культуры и спорта……………………...
5. Заключение………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное
социально-педагогическая академия Д. И. Менделеева»
Кафедра
физической культуры
Реферат
по теме
«Основные понятия физической культуры
и спорта»
Выполнила: студентка 13 группы СПФ,
направление «психолого-педагогическое образование»,
профиль «психология и педагогика
профессионального образования»
Кямалзаде
Гюлер
Тобольск, 2012
Содержание
1. Введение………………………………………………………… |
3 |
2. Сущность
физической культуры…………………………… |
4 |
3.Сущность
спорта………………………………………………………….. |
6 |
4. Задачи и функции физической культуры и спорта……………………... | 9 |
5. Заключение…………………………………………………… |
12 |
Список
литературы…………………………………………………… |
13 |
Введение
Наш век – век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Наряду с прогрессивными явлениями эти преобразования принесли ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Таким образом, создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Цель работы – раскрыть основные понятия о физической культуре и спорте.
Задачи:
Физическая культура представляет собой общественное явления, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Физическая культура как социальное явления функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывает влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.
В
России возникновение термина и
становления понятия «
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».
Позже
понятие «физическая культура»
рассматривалась в более
Единого
общепризнанного понятия
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». В личностном плане физическая культура – мера и способ всестороннего физического развития человека.
Таким образом, физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физический отдых, и двигательная реабилитация. Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.
Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. его конкретное содержание и направленность определяется потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Спорт – игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшее достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.
Физический
отдых – использование
Двигательная
реабилитация – целенаправленный процесс
восстановления или компенсации
частично или временно утраченных двигательных
способностей, лечения травм и их последствий.
Процесс осуществляется комплексно под
воздействием специально подобранных
физических упражнений, массажа, водных
и физиотерапевтических процедур и некоторых
других средств. Это восстановительная
деятельность.
Наиболее полно понятие «спорт» в его современном понимании отражает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» ль 4 декабря 2007 года. В соответствии с этим законом «спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнования и специальной практики подготовки человека к ним».
Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия физкультурник и спортсмен.
Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:
Социальная значимость спорта заключается в том, что занятия им стали общественным явлением, участвуя в котором люди трудятся, взаимодействуют, общаются, состязаются и помогают друг другу, преодолевают трудности, терпят и радуются, побеждают и проигрывают, страдают и наслаждаются. Спорт – игра жизни, ее сжатая модель, своеобразный полигон, где «обкатываются» жизненно необходимые физические, психические и нравственные качества.
Многие качества, развиваемые спортом, например, сила, выносливость, мужество, настойчивость, решительность, самообладание, терпение реализуются в результате проявления сильной воли, т.е. способности управлять своей психикой в соответствии с целевыми установками, в том числа, и морального плана.
Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся его внутренний физической и духовной потребностью. Напротив, внешняя запрограммированность, материальный расчет, потеря индивидуальности, принуждение, превращение спорта в самоцель приводят к умалению других сторон жизни и деятельности человека.
Спорт доставляет человеку удовольствие, дает радость движения, мышечную радость, радость победы, радость общения и многое другое, но и требует от человека определенного напряжения, иногда очень высокого, физических и духовных сил и даже страданий. Естественно, что в отношении этих сторон спорта должна соблюдаться мера, которую каждый спортсмен определяет себе сам. В противном случае спорт может поворачиваться к нам и своей оборотной стороной.
При определенных условиях занятия спортом могут служить не во благо человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Часты случаи, когда спортсмен, закончив свою спортивную карьеру, с труда спортивного не может переключиться на иные формы общественно полезной деятельности, найти свое место в жизни, что приводит к печальным явлениям, не последней причиной которых является и привычка к эмоциональным взлетам, встряскам, находящая свое разрешение во вредных пристрастиях.
В спорте используются много различных терминов и понятий, характерных только для спортивной деятельности. Законом о физической культуре и спорте в РФ предусмотрено их следующее трактование:
Спорсмен – лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.
Спортсмен-любитель (физкультурник) – спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта иди физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой Всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийской комплекса «Физкультура и здоровье».
Информация о работе Основные понятия физической культуры и спорта