Основные понятия физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные понятия о физической культуре и спорте.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность физической культуры.
2. Рассмотреть сущность спорта.
3. Выявить задачи и функции физической культуры и спорта.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………
2. Сущность физической культуры…………………………………………
3.Сущность спорта…………………………………………………………...
4. Задачи и функции физической культуры и спорта……………………...
5. Заключение………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Тобольская государственная

социально-педагогическая академия Д. И. Менделеева»

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по теме «Основные понятия физической культуры и спорта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 13 группы СПФ,

направление «психолого-педагогическое образование»,

профиль «психология и педагогика

профессионального образования»

Кямалзаде Гюлер 
 
 

      Тобольск, 2012

     Содержание

1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Сущность  физической культуры………………………………………… 4
3.Сущность  спорта…………………………………………………………... 6
4. Задачи  и функции физической культуры  и спорта……………………... 9
5. Заключение………………………………………………………………... 12
Список  литературы………………………………………………………….. 13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Наш век – век значительных социальных, технических и биологических  преобразований. Наряду с прогрессивными явлениями эти преобразования принесли ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Таким образом, создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

      Цель  работы – раскрыть основные понятия  о физической культуре и спорте.

      Задачи:

  1. Рассмотреть сущность физической культуры.
  2. Рассмотреть сущность спорта.
  3. Выявить задачи и функции физической культуры и спорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Сущность  физической культуры

     Физическая  культура представляет собой общественное явления, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Физическая  культура как социальное явления  функционирует на протяжении всей истории  человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывает влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.

     В России возникновение термина и  становления понятия «физическая  культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKulture» - как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

     На  первом этапе физическая культура в  России понималась как определенная система физических упражнений или  как «воспитанная и развитая красота  тела».

     Позже понятие «физическая культура»  рассматривалась в более широком  аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы, физические упражнения и физический труд.

     Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее  время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

     Физическая  культура представляет собой сложное  общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.  Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

     Теория  физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается  на ее понятия. В то же время она  имеет специфические термины  и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». В личностном плане физическая культура – мера и способ всестороннего физического развития человека.

      Таким образом, физическая культура – это  вид культуры, который представляет собой специфический процесс  и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования  человека для выполнения социальных обязанностей.

     В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физический отдых, и двигательная реабилитация. Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

     Физическое  образование – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. его конкретное содержание и направленность определяется потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

     Спорт – игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшее достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

     Физический  отдых – использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного  отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

     Двигательная  реабилитация – целенаправленный процесс  восстановления или компенсации  частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  спорта

     Наиболее  полно понятие «спорт» в его  современном понимании отражает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» ль 4 декабря 2007 года. В соответствии с этим законом  «спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнования и специальной практики подготовки человека к ним».

Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия физкультурник и спортсмен.

      Спортивная  деятельность выполняет следующие  социальные функции:

  1. Спорт как соревновательная деятельность. Спортивная деятельность без соревнования утратила свой смысл и свою специфику. Основное в спорте – это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психологических нагрузок.
  2. Спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности. Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из факторов его нравственного воспитания и формирования личности.
  3. Оздоровительно-рекреативная функция спорта. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье человека. Спорт является одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций.
  4. Сорт как зрелище, т.е., эстетическое свойство спорта. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве  зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим массам зрителей.
  5. Спорт как сфера широких социальных отношений. Межличностные, межколлективные, межнациональные и международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению национальных связей, распространению идеи дружбы и мира между народами.
  6. экономическое значение спорта. Экономический эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижения заболеваемости, повышении работоспособности, и т.д.

      Социальная  значимость спорта заключается в  том, что занятия им стали общественным явлением, участвуя в котором люди трудятся, взаимодействуют, общаются, состязаются и помогают друг другу, преодолевают трудности, терпят и радуются, побеждают и проигрывают, страдают и наслаждаются. Спорт – игра жизни, ее сжатая модель, своеобразный полигон, где «обкатываются» жизненно необходимые физические, психические и нравственные качества.

      Многие  качества, развиваемые спортом, например, сила, выносливость, мужество, настойчивость, решительность, самообладание, терпение реализуются в результате проявления сильной воли, т.е. способности управлять своей психикой в соответствии с целевыми установками, в том числа, и морального плана.

      Удовлетворяя  многие потребности человека, занятия  спортом становятся его внутренний физической и духовной потребностью. Напротив, внешняя запрограммированность, материальный расчет, потеря индивидуальности, принуждение, превращение спорта в самоцель приводят к умалению других сторон жизни и деятельности человека.

      Спорт доставляет человеку удовольствие, дает радость движения, мышечную радость, радость победы, радость общения и многое другое, но и требует от человека определенного напряжения, иногда очень высокого, физических и духовных сил и даже страданий. Естественно, что в отношении этих сторон спорта должна соблюдаться мера, которую каждый спортсмен определяет себе сам. В противном случае спорт может поворачиваться к нам и своей оборотной стороной.

      При определенных условиях занятия спортом  могут служить не во благо человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Часты случаи, когда спортсмен, закончив свою спортивную карьеру, с труда спортивного не может переключиться на иные формы общественно полезной деятельности, найти свое место в жизни, что приводит к печальным явлениям, не последней причиной которых является и привычка к эмоциональным взлетам, встряскам, находящая свое разрешение во вредных пристрастиях.

      В спорте используются много различных  терминов и понятий, характерных  только для спортивной деятельности. Законом о физической культуре и  спорте в РФ предусмотрено их следующее трактование:

      Спорсмен  – лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.

      Спортсмен-любитель (физкультурник) – спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта иди физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой Всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийской комплекса «Физкультура и здоровье».

Информация о работе Основные понятия физической культуры и спорта