Основные понятия физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные понятия о физической культуре и спорте.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность физической культуры.
2. Рассмотреть сущность спорта.
3. Выявить задачи и функции физической культуры и спорта.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………
2. Сущность физической культуры…………………………………………
3.Сущность спорта…………………………………………………………...
4. Задачи и функции физической культуры и спорта……………………...
5. Заключение………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

      Спортсмен высокого класса – спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом, спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации.

      Спортсмен-профессионал – спортсмен, для которого занятия  спортом являются основным видом  деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

      Современный спорт подразделяется на массовый спорт и спорт высших достижений. Эти понятия отражают различный уровень и многогранность спортивной деятельности, в которой принимают участие спортсмены любители и профессионалы различной квалификации.

      Массовый  спорт дает возможность миллионам  людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять  нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

      Сегодня спорт высших достижений – пока единственная модель деятельности, при  которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться  в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникать в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задачи и функции физической культуры и спорта

      Физическая  культура и спорт – составные  части общей культуры, область  социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей. Создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическая культура и спорт – одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к высокопроизводительному труду и защите Родины, а также развития и укрепления дружбы между народами.

      Содержание  понятия «физическая культура» употребляется в двух значениях. Во-первых, как составная часть совокупной культуры общества, как компонент социального образа жизни. В данном случае на передний план выдвигается результативная сторона явления, а не процесс. Во-вторых, как специфическая деятельность, как социальный процесс по овладению особой культурой в интересах всестороннего гармоничного развития человека, совершенствования социального общения и повышения эффективности общественно полезной деятельности, в первую очередь трудовой. 

      Физическая  культура и спорт обладают гуманистической  миссией, что проявляется в многообразии их форм и содержания:

  • В международном олимпийском движении и физическом воспитании подрастающего поколения, учащейся молодежи;
  • В спортивной тренировке любителей разных видов спорта;
  • В индивидуальных, групповых, коллективных занятиях;
  • В массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
  • В спортивных соревнованиях;
  • В спортивных праздниках и вечерах.

      Как система физкультурно-спортивной деятельности физическая культура включает определенные компоненты, к которым относятся физическое воспитание, физкультурное движение, физкультурно-спортивные организации, спорт высших достижений, физкультурные и спортивные общественные объединения, управление физической культурой.

      Физическое  воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и максимальное продление жизни человека.

      Физкультурное движение – объединение и совместная деятельность людей на основе идее  физической культуры и специальной организации. Физкультурно-спортивное движение – определение, получившее широкое распространение в отечественной практике, которым принято обозначать и подчеркивать богатство форм и разнообразие направлений физкультурного движения, наиболее организованную и закрепленную в общественном сознании его структурно-функциональную ветвь – спорт.

      Физкультурно-спортивные организации – государственные и общественные, коммерческие  и некоммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере физической культуры и спорта.

      Спорт высших достижений – сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.

      Физкультурные и спортивные общественные объединения  – добровольные формирования, возникшие  в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов развития физической культуры и спорта и действующие на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления и законности.

        Общественной жизни проявление физической культуры и спорта осуществляется через множество функций, которые отличают их от других сфер жизнедеятельности. К ним относятся:

  • Формирование специальной системы физического развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, поддержания активной жизнедеятельности;
  • Сокращение числа профессиональных заболеваний трудящихся в различных отраслях производства посредством организации занятий оздоровительной физической культурой специальной направленности;
  • Нейтрализация ошибок природы, которые приводят к ограничению движений, специальным физическим упражнениям;
  • Организация и проведение соревнований на различных уровнях;
  • Организация спортивных шоу и показательных выступлений;
  • Организация спортивных праздников и вечеров с выдающимися спортсменами, тренерами, чествования ветеранов спорта;
  • Создание самостоятельных предприятий, производящих товары и услуги отрасли;
  • Обеспечение отраслевой подготовки профессиональных кадров высшего среднего звена;
  • Обеспечение длительного функционирования кадров высшей квалификации во всех отраслях фациального хозяйства;
  • Реабилитация инвалидов, в том числе военных, через систему физических упражнений;
  • Создание особого вида потребительских стоимостей благ и услуг;
  • Осуществление рекламной акции по пропаганде здорового образа и стиля жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

      Для исполнения этих функций в обществе существуют соответствующие структуры организованных систем:

Ø организация обслуживания населения в процессе занятия физической культурой оздоровительной направленности в различных формах;

Ø проведение спортивно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий по месту жительства;

Ø организация и проведение соревнований различного уровня;

Ø производство и реализация товаров физкультурно-оздоровительного спортивного и туристического назначения, их прокат;

Ø подготовка специализированных профессиональных кадров;

Ø информационное обеспечение на всех уровнях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Физическая  культура и спорт являются действенным  средством организации досуга населения.

      Ни  одна социальная сфера организации  досуга не привлекает такого огромного  количества людей. В данном случае можно  говорить о феномене спорта и физкультуры.

      Также они в силу своей гуманистической сущности, обладая способностью сближать народы, содействовать развитию контактов, сотрудничества, взаимопонимания между народами, играют все более заметную роль в жизни всего международного сообщества.

      Физическая  культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм.

      Отличительной особенностью процесса физического  и духовного развития человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания. В основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических способностей, совершенствования форм тела, борьбе против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.

      В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физический отдых  и двигательная реабилитация. Как  система физкультурно-спортивной деятельности физическая культура включает определенные компоненты, к которым относятся физическое воспитание, физкультурное движение, физкультурно-спортивные организации, спорт высших достижений, физкультурные и спортивные общественные объединения, управления физической культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спора: Учеб. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  2. Социологическая структура физической культуры и спорта. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libsid.ru
  3. Социология физической культуры и спорта: Учебник/ В.И. Столяров – М.: ФиС, 2005. – 400с.
  4. Трунин В.В., Данилова М.С. Физическая культура человека. Часть I. – СПб.: СПбГУ, 1998. – 56с.
  5. физическая культура студента/ под ред. проф. В.И. Ильинича. – М.: 1999. –  300-331с.
  6. Физическая культура/ под ред. В.А. Ковалнеко. – М.: изд. АСБ, 2000. – 432с.
  7. физической воспитание. Учебник для студентов вузов / под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. Школа, 1983. – 391с.
  8. Физическая культура: Учебник/ под общей ред. В.И. Ильинича. – М.: изд. «Гардарики», 2007/ - 350c/
  9. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ О физической культуре и спорта в РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.legis.ru

Информация о работе Основные понятия физической культуры и спорта