Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, реферат
К основным понятиям теории физического воспитания относят следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
К основным понятиям теории
физического воспитания
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - это составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - это часть физической культуры общества, направленная на преобразование физической природы человека (телесности) и овладение ею, как универсальной силой.
3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - это система понятий, способов действий и деятельности в сфере физической культуры, подлежащих усвоению учащимися.
4.СПОРТ- это часть общей и физической культуры, которая связана с достижением максимально высоких результатов в соревнованиях.
Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие1.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки
5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие человека.
6. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид физического воспитания, имеющий прикладную направленность.
Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
7. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - это результат физической подготовки, включающий в себя определённый уровень развития физических качеств, двигательных умений и навыков.
Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
14. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Физическое упражнение – это такое двигательное действие, которое направлено на реализацию задач физического воспитания, сформировано и организовано по его закономерностям.
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.
15.ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - это способность выполнять действие, акцентируя внимание на отдельных движениях.
16.ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это способность выполнять действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.
17. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
10. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей принято называть...
а. физическим развитием. в. физической культурой.
б. физическим воспитанием. г. физическим упражнением.
11. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...
а. физическим развитием. в. физическим трудом.
б. физическими упражнениями. г. физическим воспитанием.
12. Отличительным признаком физической культуры является...
а. воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.
б. использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы.
в. высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.
г. определенным образом организованная двигательная активность.
13. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в...
а. укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей.
б. обучении двигательным
действиям и повышении
в. совершенствовании природных, физических свойств людей
г. создании специфических духовных ценностей.
14.
Физическое воспитание
а. способ повышения работоспособности и укрепления здоровья.
б. процесс воздействия на развитие индивида.
в. процесс выполнения физических упражнений.
г. обеспечение общего уровня физической подготовленности.
15.
Основные направления
а. формированию базовой физической подготовленности.
б. формированию профессионально-прикладной физической подготовленности.
в. восстановлению функций организма после травм и заболеваний.
г. формированию всего вышеперечисленного.
16. Физическая подготовка представляет собой ...
а. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.
б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.
в. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.
г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.
Информация о работе Основные понятия по предмету физической культуры