Основные понятия по предмету физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

К основным понятиям теории физического воспитания относят следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Файлы: 1 файл

ponyatiya.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

      К основным понятиям теории  физического воспитания относят  следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение  движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

По степени  освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».    

 

1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - это составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой  совокупность духовных и материальных  ценностей,  создаваемых  и  используемых обществом в целях физического развития человека,  укрепления  его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

 

2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - это часть физической  культуры общества, направленная на преобразование физической природы человека (телесности) и овладение ею, как универсальной силой.

 

3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ  -  это система понятий, способов действий и деятельности в сфере физической культуры, подлежащих усвоению учащимися.

 

4.СПОРТ- это часть общей и физической культуры, которая связана с достижением максимально высоких результатов в соревнованиях.

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки

 

5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие  человека.

 

6. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид физического воспитания,  имеющий прикладную направленность.

   

Физическая  подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение  уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

7. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - это результат физической  подготовки, включающий в себя определённый уровень  развития  физических качеств, двигательных умений и навыков.

 

Физическое  совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими  конкретными показателями физически  совершенного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
  5. владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном  этапе развития общества основными  критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

 

14. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это двигательное действие,  созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Физическое  упражнение – это такое двигательное действие, которое направлено на реализацию задач физического воспитания, сформировано и организовано по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего  содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью  физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

15.ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - это способность выполнять действие,  акцентируя внимание на отдельных движениях.

 

16.ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это способность выполнять действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия,  а  не  на  отдельных движениях.

  

17. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое  развитие характеризуется изменениями  трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно  до 25-летнего возраста (период становления  и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

 

10. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается  в оптимизации  природных свойств людей принято называть...

а. физическим развитием.              в. физической культурой.

б. физическим воспитанием.               г. физическим упражнением.

11. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...

а. физическим развитием.                      в. физическим трудом.

б. физическими упражнениями.           г. физическим воспитанием.

12. Отличительным  признаком  физической  культуры  является...

а. воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.

б. использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы.

в. высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

г. определенным образом организованная двигательная  активность.

 

13.   Смысл физической культуры как  компонента культуры общества заключается в...

а. укреплении здоровья и воспитании физических  качеств людей.

б. обучении двигательным действиям и повышении работоспособности

в. совершенствовании природных, физических свойств людей

г. создании специфических духовных ценностей.

 

14.   Физическое воспитание представляет  собой ...

а. способ повышения работоспособности и укрепления здоровья.

б. процесс воздействия на развитие индивида.

в. процесс выполнения физических упражнений.

г. обеспечение общего уровня физической подготовленности.

 

15.   Основные направления использования  физической культуры способствуют:

а. формированию базовой физической подготовленности.

б. формированию профессионально-прикладной физической подготовленности.

в. восстановлению функций организма после травм и заболеваний.

г. формированию всего вышеперечисленного.

 

16.   Физическая подготовка представляет собой ...

а. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

в. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

Информация о работе Основные понятия по предмету физической культуры