Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Гибкость является основоположным качеством для вида спорта Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта. 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45

Файлы: 1 файл

физ-ра кр методы развития гибкости.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

Исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение  данному ДКК: равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Анатомо-физиологические  и психофизические особенности  юных гимнастов

1. Между 4 и 7 годами  начинается окостенение длинных  костей. Окостенение идет неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки  могут нарушить этот процесс.

2. В этом же  возрасте оформляются изгибы  позвоночного столба и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у девочек появляется неправильная осанка (они ходят, выставив вперед живот). Вдумчивое применение упражнений классического экзерсиса помогает исправлению осанки.

3. У 5-6 летних  детей мышцы еще не оформлены,  имеет место неравномерность  развития отдельных мышечных  групп. Тем, у кого сильнее  мышцы-сгибатели, целесообразно  обратить внимание на развитие  разгибателей и наоборот.

4. Высокая интенсивность  обменных процессов, неэкономичность  мышечных усилий, повышенный энергорасход могут приводить к быстрому утомлению. Поэтому нагрузки должны быть небольшого объема и носить "дробный" характер с частыми паузами для отдыха.

5. Регуляторные  механизмы сердечно-сосудистой и дыхательной систем еще не совершенны. Частота пульса высокая и в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащенное и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.

6. Основные двигательные  качества развиваются неравномерно  и зависят от состояния функциональных  систем ребенка и его дыхательного  опыта. Поэтому специалисты рекомендуют  в начальный период повышать  общую дееспособность занимающихся  с помощью разнообразных средств.

7. Внимание у  детей 5-6 лет удерживается с  трудом, его объем и устойчивость  увеличиваются постепенно и незначительно.  В процессе обучения необходимо  использовать новые, яркие и  краткие раздражители для удержания  внимания детей. Замечаний по  технике исполнения должно быть  не более 1-2 в один прием.

  1. Дети 5-6 лет еще не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют свое внимание на второстепенном. Поэтому в 
    этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.
  2. Важное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и четким, так как дети нередко просто 
    копируют педагога и могут повторить его ошибки. Но для развития 2-й сигнальной системы, пополнения терминологического запаса показ следует сопровождать кратким и доступным объяснением.

10.Эмоциональные  проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества  имеют ограниченный характер. Поэтому  необходимо неустанно работать  над развитием этих качеств  у детей, помня, что похвала  и методы поощрения в этом  возрасте гораздо действеннее  методов наказания.

11. Музыкальное сопровождение  занятий на этом этапе начальной  подготовки должно быть простым,  понятным и доступным, близким  детям 5-7 летнего возраста. По  новому Положению о ДЮСШ, на  начальном этапе подготовки привлечение  аккомпаниаторов не предусмотрено.  Это, безусловно, затрудняет работу  тренеров (Л.А. Карпенко, 1989).

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

3.2. Характеристика  средств и методов развития  гибкости и координации движений  по экспериментальной методике.

Как показал анализ литературных источников, в художественной гимнастике, для достижения высокого уровня спортивного мастерства, необходимо развитие у занимающихся такого качества, как гибкость. Это положение подтверждается и нашими экспериментальными исследованиями. Процесс развития гибкости осуществлялся постепенно.

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была небольшой, но упражнения применялись  систематически, на каждом занятии. Также  эти упражнения включались в утреннюю гимнастику.

Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности  суставов, проводилась разминка для  разогревания мышц.

Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до появления ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на растягивание, которые могли быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных  позах) характере.

Упражнения на растягивание выполнялись как с отягощением так и без него.

Использование отягощений позволяет акцентированно развивать мышцы, обеспечивающие движения в суставах.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности  в различных сочленениях опорно-двигательного  аппарата, состояли из упражнений активных (максимальная амплитуда достигается  самим выполняющим) и пассивных (максимальная амплитуда достигается с помощью  дополнительных внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных  занятиях и в течение года увеличивались  за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторение в 1 секунду; при пассивных – 1 повторение в 1 – 2 секунды; удержание статических положений – 20-30 секунд.

При выполнении заданий  на гибкость перед ребёнком ставилась  конкретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом  развития гибкости повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись  сериями по 10 – 12 повторений в каждой. Амплитуда движений увеличивалась  от серии к серии. Подобные упражнения давали наибольший эффект, и если дети ежедневно выполняли и дома и  не пропускали тренировок. На тренировках 40 % времени уделялось развитию гибкости. Применялось следующее соотношение  в использовании упражнений на развитие гибкости: 40% - активные; 40%-пассивные; 20%-статические.

Так как у детей 5-6 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, использовалась система  домашнего задания, которая включала в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в  тазобедренных и голеностопных  суставов, подколенных связок, а  также, прыжки на скакалке. Для Развития Гибкости в учебно-тренировочном процессе применялись упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела гимнастки). В качестве методов совершенствования гибкости использовались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).

Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем –  туловища и нижних конечностей.

Условия выполнения упражнения значительно облегчаются  за счёт опоры. Упражнения сначала выполнялись  у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная  гибкость развиваются параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

  1. Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания. Н-Р: пружинящие наклоны вперёд.
  2. Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде. Н-Р: наклоны назад и вперёд до отказа.
  3. Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.
  4. Дополнительная внешняя опора. Н-Р: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.
  5. Активная помощь партнёра.

Комплекс  упражнений для развития гибкости

  1. Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться груди пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это нормативное требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:

а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью  тренера, который нажимает руками в  области лопаток;

б) стоя в наклоне  вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;

в) встать спиной к  гимнастической стенке, наклониться  вперёд, ухватиться за вторую рейку  и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать);

г) стоя лицом к  гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или  груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;

д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.

  1. Мост из положения лёжа.

Умения выполнять  мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.

Упражнения  для овладения мостом:

а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться  руками пола;

в) сидя спиной к  стенке, взяться руками за рейку  на высоте головы, согнуть ноги и  поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

г) стоя спиной к  стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;

д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

е) стоя, наклоном назад  мост с помощью тренера.

  1. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой свободную руку на пояс:

а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо);

б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать  на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке;

в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в  сторону и назад с помощью  тренера (не допускать болевых ощущений);

г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (мешки  с песком весом 1 – 2 кг).

  1. Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется  регулярно выполнять следующие  упражнения:

а) круговые движения руками в боковой и лицевой  плоскостях поочерёдно, последовательно  и одновременно;

б) тоже с булавами, гантелями, мешочками с песком;

в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

  1. Шпагат прямой.

Обучение шпагата  рекомендуется начинать с выполнения упражнений, описанных в п.3.поднимание ног в сторону на 90 градусов, содействует  хорошему выполнению прямого шпагата  и исключает травматические повреждения. Кроме указанных упражнений рекомендуются  следующие:

а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром;

б) стоя лицом к  гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку;

г) стоя ноги врозь  пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч;

д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.

Главная задача координационная  совершенствования – обеспечение  широкого базиса (фонда усвоенных  двигательных умений и навыков) и  на его основе достижение разностороннего  развития координационных способностей.

Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь  обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяли разнообразные  упражнения, в большинстве новые  или необычные, большинство из которых  можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений. В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим упражнениям без предмета и с предметами.

Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Метод стандартно –  повторного упражнения совершенно необходим  в работе с дошкольниками, однако, по мере того, как ученики начнут уверенно выполнять усваиваемые  двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые  навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет  перестраиваться в связи сростом  физических способностей и значительным увеличением размеров тела.

Информация о работе Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток