Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Гибкость является основоположным качеством для вида спорта Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК. 6
1.1. Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта. 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 9
1.3. Характеристика средств ОФП и СФП на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 28
2.1. Задачи исследования. 28
2.2. Методы исследования. 28
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5 – 6 ЛЕТ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 33
3.1. Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 – 6 лет на предварительном этапе в начале исследования. 33
3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации движений по экспериментальной методике. 35
3.3. Результаты исследования. 43
ВЫВОДЫ: 45

Файлы: 1 файл

физ-ра кр методы развития гибкости.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

Среди приёмов, относящихся  к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного  варьирования.

В качестве средств  воспитания двигательно – координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычно и  всё больше закрепляется связанный  с ним навык, оно становится всё  менее трудным в координационном  отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных  способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные  этим неординарные требования к координации  движений – важнейшие критерии при  выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно – координационные способности.

Особенно ценны  в этом отношении безгранично  разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а  также спортивных и подвижных  игр.

При развитии КС за основу приняли методику Н.В.Хомякова (1998). В своей методике он предложил  применение на начальном этапе обучения специальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии, что  будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному  проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем достигать  более высоких результатов.

Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:

Первая линия  реализуется непосредственно в  процессе разучивания новых двигательных действий, путём последовательного  решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые  возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.

Вторая линия  в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Координационные способности  в художественной гимнастике проявляются  в способности гимнастки выполнять  упражнения свободно, легко, изящно, а  также точно и экономично.

КС тесно связаны  с развитием силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической  подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять  её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.

Координация немыслима  без развития суставно – мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять  новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации  движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С  этой же целью включались занятия  упражнения в поворотах.

С целью воспитания КС на учебно – тренировочных занятиях ставили гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Иногда меняли форму привычных предметов: давали мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч – легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту - длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.

Изменяли обычные  условия, тем самым заставляя  гимнасток преодолевать возникающие  трудности. Например, при упражнениях  статического равновесия уменьшали  или повышали площадь опоры, увеличивали  количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе  и др.

При изучении элементов  акробатики полезно гимнасткам выполнять  упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать  страховку и помощь.

В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный методы.

 

 

 

ВЫВОДЫ:

  1. Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме дипломной работы показал – на этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений; в художественной гимнастике большое внимание по сравнению с остальными двигательными качествами уделяется развитию гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн;

При осуществлении  целенаправленного развития и совершенствования  координационных способностей юные спортсменки значительно быстрее  и рационально овладевают различными двигательными действиями.

  1. На основе результатов предварительного исследования было выявлено:
  • уровень развития двигательных качеств оказался незначительным во всех показателях, оценивающих координационных способностей и гибкость гимнасток на этапе предварительной подготовки.
  • по показателям общей двигательной подготовленности наблюдается уровень выше среднего только в скоростно - силовых способностях.
  1. В начале исследования была выявлена слабая обратно пропорционально взаимосвязь (Р > 0,05)между гибкостью и координацией движений, а между общей двигательной подготовленностью и координацией движений взаимосвязь оказалась выше среднего (Р < 0,05).

4. Комплексный набор  средств, методов и методических  приёмов, направленный на развитие  гибкости и координации движений  в процессе педагогического эксперимента  позволил достоверно повысить  уровень двигательной подготовленности  юных гимнасток. Достоверный прирост  результатов наблюдается при развитие гибкости, координации движений, в силовой подготовленности. И скоростно-силовой подготовленности достоверных сдвигов не наблюдается.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. – М.: просвещение, 1990. – 287с.
  2. Боброва Г.А. Искуство границ. – Ленинград: Детская литература, 1986. – 109с.
  3. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.: Физкультура и спорт, 1974. – 264с.
  4. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 208с.
  5. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –193с.
  6. Варанина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред. Орлова Л.П.- М.:Физкультура и спорт, 1973. – 197 с.
  7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: Физкультура и спорт,1970. – 264 с.
  8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 336 с.
  9. Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и психологии. - М.: Прогресс,1976. – 495 с.
  10. Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1961. – 193 с.
  11. Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред. Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с., ил.
  12. Зациорский В.М.спортивная метралогия учеб.для ин-ов физ. куль.-М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
  13. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1966. – 196 с.
  14. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. - Томск, 2001. – 125 с.
  15. Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999 –25 с.
  16. Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96 с.
  17. Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анальзатора гимнаста.-М.: Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.
  18. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986
  19. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.-М.: Просвящение, 1967. – 204 с.
  20. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физичекого развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - М.: Типография фирмы “Аякс-Н”, 1996. – 52 с.
  21. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.
  22. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999, - с. 25
  23. Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.:Полымя, 1989. – 159 с.:ил.
  24. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.
  25. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных полдожениях координационной подготовке в спорте//теория и практика физической культуры. №8, 1989. – 24 с.
  26. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.
  27. Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.-М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.
  28. Мавроматия Д. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. - 141с.
  29. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб.для ин-ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.
  30. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.
  31. Назарова О.М. Методика проведения занятий по ху

Информация о работе Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток