Основы обучения и развития в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:43, реферат
Описание работы
Обучение в процессе физического воспитания. Дидактические принципы обучения. Понятие о двигательных умениях и навыках. Способы организации детей на физ. занятиях.
Реферат
«Основы обучения и развития в процессе
физического воспитания детей дошкольного
возраста»
Обучение в процессе физического
воспитания.
Дидактические принципы обучения.
Понятие о двигательных умениях
и навыках.
Способы организации детей
на физ. занятиях.
1.Обучение в
процессе физического воспитания
Дети дошкольного возраста
очень подвижны от природы. В бесчисленном
количестве всевозможных движений
проявляется их естественное стремление
к развитию и совершенствованию своего
организма.
Физическое воспитание ребёнка
в условиях дошкольных образовательных
учреждений или, как их сейчас называют,
организаций строится на основе знаний
о возрастных, индивидуальных и психофизических
особенностях дошкольника и является
важной и ответственной задачей дошкольного
образования, т.к. именно в дошкольном
детстве формируется здоровье, общая выносливость,
работоспособность, активная жизнедеятельность
и др. качества. Этот возраст наиболее
благоприятен для закаливания организма,
овладения элементарными жизненно необходимыми
двигательными умениями и навыками и формирования
основ здорового образа жизни.
Занятия по физкультуре и подвижные
игры на воздухе благотворно влияют на
деятельность внутренних органов, особенно
на работу лёгких и сердца. Дыхание
становится более глубоким, объём легких
увеличивается, грудная клетка правильно
развивается. Поскольку укрепляется сердечная
мышца, улучшается кровообращение, а вместе
с тем и питание всех тканей тела. Железы
внутренней секреции под влиянием физических
упражнений функционируют активнее. В
результате систематического выполнения
разнообразных движений у ребёнка формируется
ряд необходимых двигательных навыков
в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании
и т.д.
К моменту поступления в школу
дети овладевают определённым запасом
двигательных умений и навыков, которые
позволят им адаптироваться к новым условиям
и требованиям, предъявляемым к учебной
деятельности, более успешно осваивать
школьную программу, проявлять интерес
к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями и физкультурно-спортивной
деятельности.
Для этого необходимо осуществлять
целенаправленное систематическое обучение,
которое представляет собой специально
организованную взаимосвязанную деятельность
обучающих (воспитатель, инструктор по
физкультуре) и обучаемых (воспитанники).
Обучение как педагогический процесс
направлен не только на физическое воспитание,
оно комплексно решает задачи всестороннего
развития дошкольника. Так, в ходе обучения
детей движениям формируются психические
процессы (воля, мышление, память, воображение
и т.д.), внутренний мир ребёнка, его чувства,
взгляды, отношение к окружающему. Содержание
обучения составляют разнообразные физические
упражнения, подвижные и спортивные игры,
подобранные в соответствии с возрастными
особенностями ребенка. Физические упражнения
содействуют развитию таких важных качеств
как внимательность, точность, дисциплинированность,
настойчивость. Ребёнок постепенно овладевает
знаниями и способами деятельности, которые
необходимы ему для полноценного проживания
периода детства.
В процессе физического воспитания
осуществляются оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи.
Оздоровительные
задачи.
Охрана жизни и укрепления здоровья,
функциональное совершенствование и повышение
работоспособности организма ребенка,
а также закаливание являются первоочередными
задачами. Это обусловлено тем, что органы
и функциональные системы у дошкольников
еще несовершенны, слабо развиты защитные
свойства организма, дети более подвержены
неблагоприятным условиям внешней среды.
Образовательные
задачи.
В процессе физического воспитания
детей дошкольного возраста необходимо
решать и образовательные задачи: формирование
двигательных навыков и умений, развитие
физических качеств, формирование правильной
осанки, навыков гигиены, освоение специальных
знаний.
Благодаря пластичности нервной
системы двигательные навыки и умения формируются
у детей сравнительно легко. Большинство
движений (ползание, ходьба, бег, и др.)
используются детьми в обычной жизни для
передвижения, что облегчает связь с окружающей
средой и способствует ее познанию. Дети,
умеющие передвигаться на лыжах, кататься
на велосипеде, лучше узнают свойства
снега, ветра. При плавании дети знакомятся
со свойствами воды.
Правильное выполнение физических
упражнений положительно влияет на развитие
мышц, связок, суставов, костного аппарата.
Сформированные двигательные навыки и
умения позволяют экономить физические
силы и быстро решать задачи, возникающие
в непредвиденных ситуациях в процессе
двигательной, особенно игровой, деятельности.
У детей с раннего возраста
необходимо развивать физические качества
(ловкость, быстроту, равновесие, глазомер,
гибкость, силу, выносливость и пр.). С развитием
силы, быстроты, ловкости увеличиваются
длина, высота прыжка, дальность метания.
Выносливость позволяет детям, не уставая,
выполнять физические упражнения, проходить
большие расстояния. Точность попадания
в цель при метании, точность приземления
при прыжках, соблюдение направления в
ходьбе, беге свидетельствуют о наличии
хорошего глазомера.
Правильная осанка
имеет большое значение для
нормальной деятельности всех
внутренних органов и систем
организма ребенка. Она во многом
зависит от развития костно-мышечного
аппарата, но это навык, который
важно своевременно формировать.
В процессе занятий физическими
упражнениями дети закрепляют также знания
о повадках животных, птиц, насекомых,
явлениях природы, общественной жизни.
Полученные знания позволяют детям более
осознанно выполнять физические упражнения
и самостоятельно повторять их не только
в детском саду, но и дома. Объем знаний
с возрастом детей расширяется.
Воспитательные
задачи.
С самого раннего возраста нужно
воспитывать у детей привычку к соблюдению
режима дня и вырабатывать потребность
к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Важно научить детей самостоятельно организовывать
и проводить подвижные игры, со своими
сверстниками и малышами.
У детей важно воспитывать любовь
к занятиям спортом, интерес к результатам
своих занятий, к достижениям спортсменов,
а также событиям в области спорта в республике
и стране.
В процессе физического воспитания
имеются большие возможности для осуществления
нравственного, умственного, эстетического,
трудового воспитания. Важно уже в дошкольном
возрасте формировать у детей понимание
роли физического воспитания и необходимости
здорового образа жизни. Хорошо поставленное
физическое воспитание во многом способствует умственному развитию
детей, так как обеспечивает оптимальные
условия для нормальной деятельности
нервной системы и других систем организма,
что в свою очередь помогает лучшему восприятию
и запоминанию. Прямая связь между физическим
и умственным воспитанием проявляется
в том, что дети учатся понимать некоторые
явления, которые происходят в окружающем
мире и организме человека. Это представления
о времени, пространстве, продолжительности
движений и т.д. Например, воспитатель
ставит перед ребёнком задачу выполнить
упражнение быстрее или предлагает найти
способ исправить ошибку. Или, катаясь
на лыжах, дети узнают о свойствах снега
(липкий мокрый, рассыпчатый), отмечают,
что лыжи скользят по-разному. Таким образом,
дети приобретают опыт. Кратковременные
физические нагрузки, чередование видов
деятельности благотворно влияют на повышение
умственной работоспособности, деятельность
головного мозга и нервной системы.
Неоценимо влияние занятий
по физической культуре на нравственное воспитание
детей дошкольного возраста. При правильном
руководстве педагога формируются дружеские
взаимоотношения в детском коллективе,
взаимопомощь, умение контролировать
и подчинять своё поведение общим правилам.
Особенно это ярко проявляется в подвижных
играх, когда воспитатель с помощью считалки
распределяет роли, при этом поддерживая
более стеснительных, не уверенных в себе
детей и не унижая чувства лидеров. Важно
при этом воспитывать положительные эмоции,
создающие бодрое, жизнерадостное настроение,
а также развивать умение быстро преодолевать
отрицательное психическое состояние.
Физическое воспитание благоприятствует
осуществлению эстетического воспитания.
Во время выполнения физических упражнений
следует развивать способность воспринимать,
чувствовать, понимать и правильно оценивать
красоту, изящество, выразительность движений,
поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного
инвентаря, окружающей обстановки. Эмоциональные
переживания, связанные с ними благотворно
влияют на эстетическое воспитание детей.
Коллективное выполнение упражнений особенно
с использованием музыкального сопровождения
формируют эстетические представления
о красоте физически развитого тела человека.
В процессе физического воспитания
осуществляется подготовка к труду. Дети
овладевают трудовыми навыками, связанными
с непосредственной подготовкой к занятиям
помещения и площадки, расставляют и собирают
физкультурный инвентарь на занятиях,
выносят на площадку атрибуты для игр.
У детей формируются навыки по самообслуживанию
(одевание, раздевание), а также по оказанию
помощи воспитателю в проведении закаливающих
процедур.
Процесс физического воспитания
только тогда будет эффективным, когда
все задачи - оздоровительные, образовательные
и воспитательные - будут решаться комплексно.
Таким образом, грамотно организованная
физкультурно-оздоровительная работа
в дошкольном учреждении направлена не
только на укрепление организма ребёнка
и формирование здорового образа жизни,
но и на гармоничное развитие личности
в дошкольном детстве.
2. Дидактические
принципы обучения
Дидактические принципы обучения
– это объективные закономерности,
которыми руководствуется педагог при
отборе содержания, форм, методов и средств
обучения.
В основе современной теории
физического воспитания детей дошкольного
возраста лежат следующие принципы:
- воспитывающего обучения;
- развивающего обучения;
- научности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- постепенности;
-осознания процесса обучения.
Коротко рассмотрим каждый
из принципов.
В принципе воспитывающего
обучения проявляется одна из особенностей
обучения, то есть обучение преимущественно
носит воспитательный характер. Педагог
воспитывает у ребенка интерес, любовь
к физической культуре. Он своей личной
увлеченностью двигательной деятельностью,
личным примером выполнения движений,
активностью, творческим подходом заинтересовывает
ребенка. Так, на физкультурном занятии
я люблю использовать игровые приёмы.
Например, обучая детей ходьбе с высоким
подниманием ног, говорю, что все дети
– цапли на болоте. Показываю, как двигается
цапля. Потом, в рамках интеграции деятельности
и расширения знаний детей в группе рассказываю
об этой птице, показываю её изображение
в энциклопедии. У детей возникает интерес
к выполнению движений, возникает игра.
Обучение и воспитание выступают в тесном
единстве особенно в младшем дошкольном
возрасте.
Принцип развивающего
обучения ориентирован на потенциальные
возможности ребёнка. Различают 2 зоны
развития (Л.С. Выготский): зону актуального
развития (достигнутый уровень развития
в данном возрасте) и зону ближайшего развития
(уровень, которого достигнет ребёнок
в результате обучения).
Принцип научности состоит в том, чтобы ребёнок
усваивал реальные научно проверенные
знания, не искажающие действительность.
Ни в коем случае нельзя
Принцип наглядности
по К.Д. Ушинскому считается «золотым правилом»
дидактики, т.к. он соответствует основным
формам мышления (наглядно-действенное,
наглядно-образное) дошкольника. Данный
принцип в физическом воспитании незаменим.
При разучивании движений необходимо
осуществлять показ правильного выполнения,
обращать внимание на исходное положение.
Я часто использую в качестве наглядности
яркие ориентиры, атрибуты, схемы для смены
движения, что благотворно влияет на развитие
произвольного внимания и повышает интерес
детей к занятиям физической культурой.
Принцип систематичности
и последовательности предполагает,
что весь программный материал по физическому
воспитанию должен усваиваться детьми
в определённом порядке, системе. Логически
выстроенный план работы воспитателя
позволяет реализовать этот принцип.
Кроме того предусматривается повторение
материала в режимных моментах. Следует
отметить, что с детьми, которые не укладываются
в нормативы своего возраста, я занимаюсь
индивидуально на прогулке.
Принцип доступности
предполагает соотнесение содержания,
характера и объёма материала с уровнем
развития и подготовленности детей. Я.А.
Коменский выдвинул правила этого принципа - переходить
от близкого к далекому, от легкого к трудному,
от известного к неизвестному.
Принцип постепенности и
тренировку И.П. Павлов считал основным
физиологическим правилом. Принцип постепенности
предусматривает плавное повышение тренировочных
нагрузок и преемственность от одной ступени
обучения к другой.
Принцип осознания процесса
обучения предполагает развитие у
ребёнка рефлексии (самонаблюдение, самопознание).
Воспитатель может только «натолкнуть»
его на осознание себя вопросами типа:
как ты это сделал? Как ты узнал об этом?
Что тебе нравится, и над чем ещё надо поработать?
Мы рассмотрели дидактические
принципы обучения дошкольника. Они определяют
общую методику физического воспитания
в дошкольном образовательном учреждении.
Они должны применяться только в едином
комплексе, иначе отступление от какого-либо
принципа может повлечь за собой разлад
всего процесса физического воспитания.
3.Понятие о
двигательных умениях и навыках.
Формирование двигательных
умений и навыков – одна из важных задач
физического воспитания детей дошкольного
возраста. Воспитателю необходимо знать
закономерности этого процесса, чтобы
грамотно строить свою работу. Рассмотрим
понятия. Двигательное умение
– это степень владения двигательным
действием, которая отличается необходимостью
контроля за своим действием, неуверенностью,
низкой скоростью и небольшой прочностью
запоминания. Надо отметить, что есть умения,
освоение которых не вызывает трудностей
и не требует повторений. Достаточно одного
объяснения и показа воспитателя, чтобы
дети научились правильно держать обруч
или мяч для того, чтобы разучивать более
сложное движение, например, ведение или
метание мяча, прокатывания обруча. Двигательные
умения при правильном обучении должны
плавно перейти в двигательный навык, который
определяется как степень владения техникой
действия, при которой управление движениями
осуществляются автоматизировано и отличаются
высокой степенью надёжности. Другими
словами навык – это автоматизированное
умение, при котором можно увидеть, что
двигательное действие выполняется достаточно
быстро и не исчезает даже при продолжительных
перерывах. Двигательные умения и навыки
формируются при систематическом обучении
поэтапно, причём на каждом этапе реализуются
определённые задачи.