Основы обучения и развития в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:43, реферат

Описание работы

Обучение в процессе физического воспитания.
Дидактические принципы обучения.
Понятие о двигательных умениях и навыках.
Способы организации детей на физ. занятиях.

Файлы: 1 файл

Физвоспитание.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Первый этап - первоначальное разучивание двигательного действия решает задачи ознакомления детей с новым движением, создания целостного представления о нём и разучивания до овладения им, выполняя в общих чертах.

На данном этапе воспитатель может использовать следующие методы и приёмы:

  1. Абсолютно правильный показ от начала до конца в соответствующем темпе для того, чтобы дети смогли воспринять целостный образ  движения и его динамику.
  2. Показ движения в расчленённом виде в медленном темпе с пояснением каждого движения, после чего дети пробуют выполнить его. Если у детей не всё получается, воспитатель использует разъяснения и повторный показ. Поощрение вызывает у детей положительный эмоциональный отклик и определяет успех первого этапа разучивания.

Второй этап – углублённое разучивание, в рамках которого уточняется правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправляются ошибки. На этом этапе двигательные действия уже знакомы детям, поэтому воспитатель при выборе приёмов учитывает степень сложности движения.  Простые движения можно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь показом, а более сложные следует и напомнить и показать, поясняя детали.

Третий этап – закрепление и совершенствование приобретённого навыка, и стимулирование к самостоятельному выполнению разученного движения. Здесь ребёнок уже сознательно воспринимает задание  и действует целенаправленно. Способ выполнения движения уже автоматизирован и он сосредоточен на качестве его выполнения. Движения детей на этом этапе отличаются точностью,  уверенностью, эмоциональностью, поэтому воспитатель может ограничиться только словесными приёмами.

Учитывая имеющийся опыт детей и приобретённую технику выполнения упражнения, воспитатель может предложить творческий вариант – что-то изменить или что-то придумать.

Приведу пример. На физкультурном занятии при разучивании техники прыжка в длину на первом этапе я показываю детям как надо разбегаться, наступать на дощечку, отталкиваться и приземляться как можно дальше на песок. Помогает мне в этом и схематическое изображение прыжка в длину и иллюстрации на спортивную тематику. Дети пробуют выполнить прыжок самостоятельно. На следующих занятиях отрабатываем прыжок с каждым ребёнком индивидуально. Когда двигательное действие выполняется правильно, и дети практически не напрягаясь легко прыгают в длину с разбега, я организую подвижные и сюжетно-ролевые игры, например «Футболисты на тренировке» или «Перепрыгни через яму». Далее я с удовольствием наблюдаю, как дети используют прыжки в длину в самостоятельной деятельности и используют этот навык в своих играх.

Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных трех основных этапов обучения.

 

4. Способы организации  детей на физкультурных занятиях

В дошкольных образовательных учреждениях используются различные способы обучения детей на физкультурных занятиях. Это разнообразие обеспечивает эффективность решения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач.  Рассмотрим эти способы подробнее.

  1. Фронтальный способ. При фронтальном способе все двигательные действия выполняются детьми осознанно одновременно. Данный способ обучения чаще всего используется при выполнении общеразвивающих упражнений. Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети выполняют одно и то же упражнение потоком друг за другом по очереди, непрерывно. Возможно организовать два или три потока одновременно.
  2. Групповой способ. Данный способ обеспечивает возможность самостоятельного упражнения в знакомых движениях небольшими группами детей или позволяет воспитателю, подобрав определённые задания, обучать подгруппу  двигательному действию. Обучая одну группу, воспитатель держит в поле зрения всех воспитанников. Спустя некоторое время группы меняются местами. Успешно используется  групповой способ в круговой тренировке.
  3. Индивидуальный способ.  Этот способ позволяет каждому ребёнку самостоятельно выполнять данное воспитателем задание.

Таким образом, на физкультурном занятии обеспечивается единство оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что ведёт к хорошему качеству усвоения двигательных умений и навыков и оздоровлению детского организма ребёнка дошкольного возраста.

 

 

Приложение

 

Способ организации

В каких возрастных группах используется

Описание способа

ОВД

Фронтальный

младшая,

 средняя, старшая, подготовительная

Выполнение движений всеми детьми одновременно

ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание и ловля, построения и перестроения

Поточный

средняя,

старшая подготовительная

Выполнение движения детьми друг за другом по очереди непрерывным потоком

упражнения в равновесии, прыжки с заданиями, прыжки в высоту и в длину, метание, ходьба и бег по уменьшенной площади опоры

Групповой

старшая, подготовительная

Выполнение упражнения группами, где одна группа занимается с воспитателем, а другие  самостоятельно

метание вдаль, метание в цель,

катание, бросание, ловля, упражнения в равновесии, лазание по гимнастической стенке, ползание

Индивидуальный

старшая, подготовительная

Ребёнок самостоятельно выполняет данное воспитателем задание

метание вдаль, метание в цель, прыжки в высоту и в длину, лазание по гимнастической стенке, ползание по гимнастической скамейке


 

 

Литература

  1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1985
  2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика» М., 2004
  3. Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду» М.,1986
  4. Э.Я. Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» М., 2001
  5. В.Н. Шебеко «Физическое воспитание дошкольников» М., 1997
  6. Дошкольная педагогика/Под ред. Ядэшко
  7. Интернет ресурс: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=535323

 

 


Информация о работе Основы обучения и развития в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста