ВЫВОДЫ
Итак, можно сделать такие выводы:
- Здоровье — нормальное психосоматическое
состояние человека, отражающее его полное
физическое, психическое и социальное
благополучие и обеспечивающее полноценное
выполнение трудовых, социальных и биологических
функций.
- Здоровье во многом зависит от образа
жизни, однако, говоря о здоровом образе
жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие
вредных привычек. Это, конечно, необходимое,
но вовсе не достаточное условие. Главное
в здоровом образе жизни — это активное
творение здоровья, включая все его компоненты.
Таким образом, понятие здорового образа
жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных
привычек, режим труда и отдыха, система
питания, различные закаливающие и развивающие
упражнения; в него также входит система
отношений к себе, к другому человеку,
к жизни в целом, а также осмысленность
бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, для творения здоровья
необходимо как расширение представлений о здоровье
и болезнях, так и умелое использование
всего спектра факторов, влияющих на различные
составляющие здоровья (физическую, психическую,
социальную и духовную), овладение оздоровительными,
общеукрепляющими, природосообразными
методами и технологиями, формирование
установки на здоровый образ жизни.
- Образ жизни студента есть не что иное,
как определенный способ интеграции его
потребностей и соответствующей им деятельности,
сопровождающих ее переживаний. Структура
образа жизни выражается в тех отношениях
субординации и координации, в которых
находятся разные виды жизнедеятельности.
Это проявляется в той доли бюджета времени
личности, которая на них тратится; в том,
на какие виды жизнедеятельности личность
расходует свое свободное время, каким
видам отдает предпочтение в ситуациях,
когда возможен выбор. Если образ жизни
не содержит творческих видов жизнедеятельности,
то его уровень снижается. Одни студенты
больше используют свободное время для
чтения, другие - для занятий физическими упражнениями,
третьи — на общение. Сознательно планируя
затраты времени и усилий, студент может
либо включаться в широкую сеть таких
связей, либо обособляться.
- Содержание здорового образа жизни студентов
отражает результат распространения индивидуального
или группового стиля поведения, общения,
организации жизнедеятельности, закрепленных
в виде образцов до уровня традиционного.
Основными элементами здорового образа
жизни выступают: соблюдение режима труда
и отдыха, питания и сна, гигиенических
требований, организация индивидуального
целесообразного режима двигательной
активности, отказ от вредных привычек,
культура межличностного общения и поведения
в коллективе, культура сексуального поведения,
содержательный досуг, оказывающий развивающее
воздействие на личность.
- Здоровый образ жизни во многом зависит
от ценностных ориентации студента, мировоззрения,
социального и нравственного опыта. Общественные
нормы, ценности здорового образа жизни
принимаются студентами как личностно
значимые, но не всегда совпадают с ценностями,
выработанными общественным сознанием.
- Изучение ценностных ориентации студентов
на здоровый образ жизни позволяет выделить
среди них условно четыре группы. Первая
группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие
ценности, получившие у студентов оценку
огромного значения. К ним относятся удачная
семейная жизнь, мужество и честность,
здоровье, всестороннее развитие личности,
интеллектуальные способности, сила воли
и собранность, умение общаться, обладание
красотой и выразительностью движений.
Вторая группа «преимущественных ценностей»—
хорошее телосложение и физическое состояние,
авторитет среди окружающих. Третья группа
ценностей получила наименование «противоречивых»
за то, что в них одновременно представлены признаки
большого и небольшого значения. Она включает
наличие материальных благ, успехи в работе,
удовлетворенность учебой, занятия физическими
упражнениями и спортом, хороший уровень
развития физических качеств, интересный
отдых. Четвертая группа ценностей названа
«частными», так как ее содержанию студенты
придают небольшое значение — знания
о функционировании человеческого организма,
физическая подготовленность к избранной
профессии, общественная активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология и практика. Ежегодник
Российского психологического общества.
– Ярославль, 1998. – 410 с.
2. Психологический вестник РГУ.
– Ростов-на-Дону, 1997. - 439 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.
Становление человека. – М., 1994. –
340 с.
4. Лисицин Ю.П. Образ жизни и
здоровье населения. – М., 1982. – 90
с.
5. Валеология: диагностика, средства
и практика обеспечения здоровья.
– СПб., 1993. – 269 с.
6. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет
ли она право на самостоятельное
существование? // Валеология. – 1996. - №
2. – С. 9 – 14.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию
– наука о здоровье.–Л.,1987.–125
с.
8. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и
«болезнь» в системе ценностных
ориентаций человека. // Валеология
. – 1982. - № 1, С.49 – 58, № 4, С. 29 – 33.
9. Акбашев Т.Ф. Третий путь. –
М., 1996. – 139 с.
10. Дильман В.М. Четыре модели
медицины. – Л., 1987. – 287 с.
11. Здоровье, развитиме, личность / под.
Ред. Ф.Г. Мурзакаева. – Уфа, 1987. – 280
с.
12. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый
образ жизни ребенка. – М., 1984.
– 380 с.
13. Московиси С. Социальное представление:
исторический взгляд. // Психологический
журнал. – 1995. - № 1-2, С. 3 - 18, С. 3 – 14.
14. Семенов В.С. Культура и развитие
человека. // Вопросы философии.–1982. - №
4. – С. 15 – 29.
15. Ильинич М.В. Физическая культура
студентов. – М., 2002. – 340 с.
16. Барчуков И. С. Физическая культура.
– М., 2003. – 255 с.