Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:12, реферат
Понятие «здоровый образ жизни» во мнении разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком. Именно этим обусловлен широко известный тезис: здоровый образ жизни — это не пить, не курить и заниматься физкультурой. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... — тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.
Реферат по дисциплине “физическая культура”
Студента группы ИС-21
Бородкина Николая
Вариант №3
№1
Основы здорового образа жизни
Понятие «здоровый образ жизни» во мнении разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком. Именно этим обусловлен широко известный тезис: здоровый образ жизни — это не пить, не курить и заниматься физкультурой. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... — тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.
Человек представляет собой противоречивое единство эволюционного прошлого и социального настоящего. Исходя из этого, будет справедливо утверждать, что именно это обстоятельство должно быть отравным в поисках методологии здорового образа жизни. Прежде всего это означает, что его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа данного человека. Например, зеленые яблоки должны найти свое место в рационе человека с пониженным уровнем желудочной секреции, но их желательно избегать человеку с повышенной секрецией; в выборе вида спорта холерику больше подойдут единоборства или игры, а флегматику — упражнения на выносливость; человеку, относящемуся к функционально-метаболической классификации «стайер», вряд ли стоит на несколько дней ездить на отдых в зарубежье, а вот «спринтеру» это сделать даже желательно...
Следовательно,
в определении понятия
В приведенном
определении здорового образа жизни
акцент делается на индивидуализации
самого понятия, т.е. даже при наличии
основополагающих рекомендаций по построению
здорового образа жизни у каждого
человека он должен быть своим, имеющим
собственные специфические
Существует целый ряд обстоятельств, общих для всех людей и построенных на базисных принципах организации и содержания здорового образа жизни, о которых будет сказано ниже. Пока лишь отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
В основе
формирования здорового образа жизни
лежит личностно-мотивационная
Здоровый
образ жизни является наиболее эффективным
средством и методом
Итак,
у каждого человека должна быть своя
система здоровья как совокупность
обстоятельств образа жизни, которые
он реализует. Понятно, что для выработки
«своей» системы человек
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы считать его здоровым? В этом должен помочь анализ факторов, которые в нашем повседневном поведении помогают и которые вредят здоровью (табл. 1).
Таблица 1.
Факторы образа жизни, сказывающиеся на здоровье человека
Факторы |
Положительные |
Отрицательные |
Цели в жизни |
Ясные, позитивные |
Отсутствуют или неясные |
Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка) |
Удовлетворенность, ощущение благополучия |
Неудовлетворенность, синдром неудачника |
Настрой на долгую здоровую жизнь |
Сформирован |
Отсутствует |
Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) |
Эмоциональная гармония |
Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях |
Уровень культуры — общей, духовной, нравственной, физической |
Высокий |
Низкий |
Отношение к здоровью |
||
Менталитет здоровья |
Сформирован |
Отсутствует |
Уровень культуры здоровья, в том числе: |
Высокий |
Низкий или отсутствует |
Осознанность отношения к здоровью |
Сформирована |
Отсутствует |
Место здоровья в иерархии ценностей и потребностей |
Приоритетное |
Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью |
Уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование) |
Высокий, стремление к повышению валеологической образованности |
Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний |
Стиль жизни, в том числе: |
Здоровый |
Нездоровый |
Социально полезная активная деятельность |
Любимая работа (учеба), профессионализм |
Неудовлетворенность работой (учебой) |
Оздоровительная, в том числе физическая активность |
Оптимальная |
Отсутствует или недостаточна |
Самоконтроль |
Использование интегрального метода оценки своего состояния |
Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек |
Профилактика заболеваемости |
Постоянная, эффективная |
Неэффективная, необоснованное самолечение |
Отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни |
Соблюдение, здоровые привычки |
Вредные привычки, нездоровое поведение |
Режим дня, труда и отдыха |
Четкий, рациональный |
Беспорядочный |
Питание |
Полноценное |
Некачественное |
Состояние |
||
Вес |
Нормальный |
Избыточный или недостаточный |
Профилактические медицинские осмотры |
Регулярные |
Несвоевременные |
Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья |
Соответствует |
Не соответствует |
Адаптационные возможности организма |
Достаточные |
Недостаточные |
Наследственность |
Неотягощенная |
Отягощенная |
Заболевания |
Отсутствуют |
Есть |
Условия жизни |
||
Социально-политические |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
Экономические (материальные) |
Достаточные |
Недостаточные |
Экологические |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
Бытовые, в том числе влияние окружающих |
Благоприятные |
неблагоприятные |
Стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту |
Умеренные |
Чрезмерные |
Отношения в семье |
Здоровые |
Проблемные |
Воспитание детей |
С установкой на здоровье |
Вопреки нормам ЗОЖ |
Влияние на детей поведения родителей, педагогов, медработников |
Положительное — примерами соблюдения норм ЗОЖ |
Отрицательное — пренебрежение требованиями ЗОЖ |
Круг общения(компания) |
Приятный, здоровый |
Нездоровый или недостаток общения, одиночество |
Общественная оценка личности и деятельности человека |
Положительная, одобрение и поддержка |
Негативная, социальная изоляция, отсутствие поддержки |
Принципы здорового образа жизни
С учетом всех указанных предпосылок, которым должна соответствовать здоровая жизнедеятельность человека, можно сформулировать принципы организации и содержания здорового образа жизни.
1. Принцип
ответственности за свое
Итак, обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.H. Толстого, самого уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Но, как гласит второй закон термодинамики, система, предоставленная сама себе, движется в направлении от порядка к беспорядку. Поэтому для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа, а продолжительность жизни человека может достигать 120-150 лет! Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Человек столь совершенен, что вернуть к здоровью его можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои. Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др. Для их достижения человек должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара — здоровья — и помнить, что упущенное сейчас потом уже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.
2. Принцип
комплексности: нельзя
3. Принцип
индивидуализации обусловлен
Учет генотипических факторов предполагает внесение в программу здорового образа жизни корректив, связанных с типом телосложения, особенностями обмена веществ, преобладающим характером вегетативной регуляции, биоритмологическими показателями и т.п. Следовательно, построение здорового образа жизни должно соответствовать указанным обстоятельствам таким образом, чтобы соответствовать генетической специфике данного человека, а не противоречить ей.
Учет психологических факторов ориентирован на такие критерии, как тип темперамента, экстра- или интравертивность и пр. В таком случае уже в программе здорового образа жизни должны быть предусмотрены соответствующие особенности чередования бодрствования и сна, выбора профессии, друзей и будущего супруга (супруги), самопсихорегуляции и вообще всего того, что но- может этому человеку использовать свои сильные стороны и тренировать слабые.
Учет социальных факторов предполагает, что этот человек, являясь членом общества, принадлежит к данной социальной группе, которая предъявляет ему определенные требования, но, с другой стороны, и сам человек имеет определенные социальные притязания. В таком случае в программе здорового образа жизни должны найти место меры, оптимизирующие взаимоотношения человека с окружающими, помогающие предупредить нездоровые конфликты и вооружить его приемами выхода из конфликтов и пр.
Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т.д. Поэтому задачей рациональной жизнедеятельности должны быть, с одной стороны, максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга и родителя, а с другой — создание в самой семье условий, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень здоровья.
Учет
уровня культуры человека предполагает,
что организация его
4. Принцип
умеренности означает, что для
тренировки функциональных
5. Принцип
рационального чередования
В живом
мире жизнь поддерживается за счет
согласования периодов активности и
покоя. В полной мере это относится
практически ко всем системам организма
и к организму в целом. Периодическая
смена этих состояний свойственна
бодрствованию и сну, приему пищи,
выполнению профессиональных обязанностей,
отдыху и т.п. При этом важно таким
образом строить образ жизни,
чтобы последующий отдых в
полной мере соответствовал характеру
выполненной перед этим работы. Поэтому,
например, после большого объема выполненной
интеллектуальной работы должен следовать
специально организованный физический
труд (по эффекту «активного отдыха»
он стимулирует более активное восстановление
интеллектуального потенциала) или
сон, после сытного обеда —
физический покой. Такое разумное чередование
позволяет организму