Особенности проведения учебных занятий по физической культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: исследовать особенности проведения, построения и структуру учебно-тренировочных занятий по физической культуре.
Задача контрольной работы: раскрыть сущность проведения учебных и тренировочных занятий по физической культуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности проведения учебных занятий по физической культуре……..4
Построение и структура учебно-тренировочного занятия…………………9
Формулирование целей работы…………………………………………..9
Результаты исследований………………………………………………..10
1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия…13
1.4 Методика построения урока……………………………………………..14
1.5 Ход работы………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Особенности проведения учебных занятий по физической культуре……..4
    2. Построение и структура учебно-тренировочного занятия…………………9
    1. Формулирование целей работы…………………………………………..9
    1. Результаты исследований………………………………………………..10

1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия…13

1.4 Методика построения урока……………………………………………..14 

1.5 Ход работы………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………...17

Список литературы…………………………………………………………..18

 

Введение

 

В каждом современном  высшем учебном заведении, вне зависимости  от его профиля, уделяется большое  внимание физическому развитию и  совершенствованию будущего специалиста.

Физическое развитие-процесс  изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни.

Признаками, характеризующими развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная  емкость легких и др., а также  степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека.

На сегодняшний день формы занятий физической культурой очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания.

Система образовательных занятий дает ряд положительных результатов, в значительной степени повышая роль предмета «Физическая культура» в образовательном процессе, развивая психические процессы (мышления, память, внимание, навыки самоконтроля и т.д.), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у студентов.

Цель контрольной работы: исследовать особенности проведения, построения  и структуру учебно-тренировочных занятий по физической культуре.

Задача контрольной работы: раскрыть сущность проведения учебных и тренировочных занятий по физической культуре.

 

 

 

 

I. Особенности проведения учебных занятий по физической культуре

 

Структура организации  учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

Чтобы убедиться в  правильности такого утверждения, был  проведен годичный эксперимент, в котором  проверялась целесообразность проведения учебных занятий в такие периоды  учебы, когда снижается работоспособность  и ухудшается самочувствие: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в начале и в конце недели (понедельник, пятница). Полученные сведения сравнивались с данными студентов, где занятия проходили с обычным планированием. В результате эксперимента установлено, что все изучавшиеся показатели: работоспособность и самооценка настроения, активность, самочувствие на отдельных отрезках учебного года оказались существенно лучше в группе с экспериментальным режимом занятий.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая – с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При планировании и организации  учебных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы - нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки. Такой режим занятий сокращает период врабатывания в учебном труде, стимулирует период высокой работоспособности. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (вторая учебная пара часов) способствует ее сохранению до конца учебно-трудового дня, включая период самоподготовки. Использование занятий с двумя рассмотренными режимами в период снижения работоспособности обеспечивает короткий стимулирующий эффект последействия. Занятия с ЧСС свыше 160 удар/мин и моторной плотностью 65—75% рекомендуется использовать лишь на последних часах учебного расписания. Для недостаточно тренированных студентов использование такого режима приводит к существенному снижению умственной работоспособности, и продолжать продуктивную самоподготовку они могут лишь после 4 - 5ч. отдыха. По этой причине применение такого режима занятий в дни напряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная работа) нежелательно.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с  умствен-

ной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий

уровень умственной работоспособности  наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин с интервалами в 1 - 3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

Естественно, что для  лиц с ослабленным здоровьем, а также для студентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы занятий должны быть внесены корректировки. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень устойчивости умственной работоспособности к двигательным нагрузкам. Следует учитывать и процесс адаптации к физическим нагрузкам определенной интенсивности и продолжительности, в ходе которой умственная работоспособность будет постепенно носить более устойчивый характер.

Проверка эффективности  разнообразного сочетания режимов  при двух

занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила установить «зону» оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов. Ей соответствует использование занятий с режимом ЧСС 130—160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интеллектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению развития двигательных способностей и мало значим для повышения эффективности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекультурного и профессионального развития личности студента в вузе.

В практике физического  воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное 'выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день. Установлено, что проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятельности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки в сочетании с вечерними объемными занятиями позволяло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник — 100, вторник — 70—75, среда — 130—140, четверг — отдых, пятница — 130—140, суббота — 100—110. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недельную периодику работоспособности, с другой — обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям. Для повышения спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до 18 ч на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной работы достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50—55%, во время зачетов до 65—70%, на протяжении семестра он составляет 75—80%.

При систематических  занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности. На рис. 1 представлены типовые различия в проявлении психических и психомоторных качеств у баскетболистов и пловцов. Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, предъявляют более высокие требования к психике. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их мгновенной оценки и организации соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени.

Наиболее распространенной формой организации занятий со студентами специального учебного отделения являются два занятия в неделю по 90 мин. Однако исследования дают основание для внесения изменений в этот режим.

Рис. 1. Типовые проявления психических и психомоторных качеств спортсменов у баскетболистов — белые столбики и пловцов  - заштрихованные.

1 - тонкая сенсомоторная координация; 2 - время ответных реакции па сложные сигналы; 3 - распределяемость и переключаемость внимания; 4 - овладение сенсомоторными навыками и их переделка; 5 - перекодирование информации; 6 - надежность в исполнении сенсомоторных задач; 7 - психическая устойчивость в условиях стресса

 

Изучение эффективности  трех режимов занятий: I вариант —  два занятия по 90 мин; II вариант — 4 занятия по 45 мин; III вариант — 6 занятий по 30 мин для студентов с однородной характеристикой заболеваний позволило установить следующее. Занятия по I варианту в непосредственном и отдаленном периоде последействия снижают умственную работоспособность, особенно такие функции внимания, как устойчивость, распределение и интенсивность. Это свидетельствует о наличии утомления у студентов, что подтверждается их самооценкой. Второй вариант оказывал положительное, хотя и незначительное по выраженности последействие. Наиболее выражен положительный эффект был при III варианте занятий. Его положительный эффект проявляется и в показателях функциональной подготовленности. Вместе с тем выявилось, что по мере устойчивого повышения уровня функциональных возможностей студентов, возможен переход на II режим занятий. Чтобы повысить развивающие возможности учебных занятий, целесообразно (наряду с улучшением общефизического состояния и устранением функциональных отклонений для изменения доминанты «неполноценности») уделять внимание развитию функций внимания, памяти, мышления, проявление которых необходимо в учебном труде и активно развивать которые возможно в рамках физического воспитания. Решение этой проблемы связано с включением студентов в процесс самовоспитания, овладения приемами самопознания, а также самонаблюдения, самоанализа, самооценки.

Итак, обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование свободного времени для личностного и профессионального развития.

 

II. Построение и структура учебно-тренировочного занятия

 

1.1 Формулирование целей работы

Учебно-тренировочные  занятия подразумевают достижения определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. В связи с этим встает задача правильной организации учебно-тренировочных занятий со студентами.

Тренерско-преподавательскому составу необходимо определить физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.

Основные правила проведения учебно-тренировочных  занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. Такая кривая обязательна  для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.

1.2 Результаты исследований

Представленная выше динамика работоспособности в течение  одного занятия отражает эволюционно  сложившийся характер состояний  организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет  силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.

Учитывая эти закономерности, учебно – тренировочные занятия состоят из вводной, подготовительной, основной и заключительной частях.

Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.

Информация о работе Особенности проведения учебных занятий по физической культур