Особенности проведения учебных занятий по физической культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: исследовать особенности проведения, построения и структуру учебно-тренировочных занятий по физической культуре.
Задача контрольной работы: раскрыть сущность проведения учебных и тренировочных занятий по физической культуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности проведения учебных занятий по физической культуре……..4
Построение и структура учебно-тренировочного занятия…………………9
Формулирование целей работы…………………………………………..9
Результаты исследований………………………………………………..10
1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия…13
1.4 Методика построения урока……………………………………………..14
1.5 Ход работы………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость овладения  этим умением при проведении учебно-тренировочных  и других занятий обязательна.

Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания занятия, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.

Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.

Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной  и подготовительной частей занятия  проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений, выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.

Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы, в особенности антагонисты мышц, активно участвующих в предстоящих движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.

"Настройка" на  предстоящую деятельность осуществляется путем выполнения упражнения, сходного с первым из основной части занятия. Чем сложнее техника упражнений спортсмена, больше необходимость в настройке на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть в заключительной части разминки.

Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.

Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Физические упражнения основной части располагаются в зависимости от преимущественной направленности упражнений.

 

Целесообразна такая  последовательность:

1) упражнения преимущественно  для обучения технике или тактике  и совершенствование в ней; 

2) упражнения, направленные на развитие быстроты;

3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы;

4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.1

Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень  часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.

Заключительная  часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.

1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия

Продолжительность занятия обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:

разминка - 15-20 мин;

основная часть - 65-70 мин;

заключительная часть - 5-7 мин.

 

__________________________________________________________________

1 Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

При проведении занятий  следует выполнять ряд общих требований:

1. Обучение и воспитание  занимающихся следует осуществлять  на всем протяжении занятий. 

2. Следует избегать  методических шаблонов. Необходимость  в разнообразии содержания и  методики уроков обусловлена  постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий.

3. Надо постепенно  вовлекать занимающихся в учебную  деятельность с учетом индивидуальных  особенностей.

4. Воздействие урока  должно быть всесторонним - оздоровительным, образовательным и воспитательным.

5. Перед уроком следует  ставить конкретные задачи, которые  можно решить именно на данном  занятии, так как достижение  общей цели учебно-тренировочного  процесса возможно лишь при  условии успешного завершения каждого урока.2

1.4 Методика построения урока

Основное место в  первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. К ним относятся  ходьба, подскоки, общеразвивающие  упражнения, потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.

Обычно наиболее сложные  задачи, связанные с овладением новым  материалом, движениями большой координационной  сложности, решают в самом начале основной части урока в такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

Завершение урока связано  со снижением работоспособности. Типичными  для заключительной части урока  считают следующие педагогические задачи:

_____________________________________________________________

2 Решетников Н.В. Физическая культура: учеб. пособие сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.

 обучить умению  произвольно выполнять движения  с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость движений (упражнений); анализировать проделанную работу; переключать внимание на отдых, учебную работу.

 

Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы - научиться самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.

1.5 Ход работы

Студенты составляют план-конспект учебно-тренировочного занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают содержание, интенсивность  и последовательность выполнения упражнений в каждой части занятия с преподавателем, вносят исправления и дополнения в план-конспект урока. Далее на практических занятиях учебной группы каждый студент проводит учебно-тренировочное занятие по своему плану-конспекту.

Основные формы самостоятельных  занятий - гигиеническая (утренняя) гимнастика (15-30 мин), дневная целенаправленная физкультурная пауза (10-15 мин), учебно-тренировочные занятия во второй половине дня по видам спорта, система физических упражнений.

Гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и  закаливанием как ее заключительная часть.1

Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики приведена в табл. 1.2.

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

1.Анищенко В.С. Физическая культура: метод.-практ. занятия студентов: учеб. пособие / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 165 с.

 

Таблица 1.2

Примерная схема  составления комплексов гигиенической  гимнастики

Группа упражнений

Воздействие упражнений на организм

1. Ходьба, легкий бег

Умеренное разогревание организма

2. Упражнения в подтягивании

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника

3. Упражнения для ног  (приседания, выпады)

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов

4.Упражнения для мышц  туловища (наклоны вперед, назад,  в сторону, круговые движения)

Развитие гибкости, подвижности  позвоночника, улучшение деятельности внутренних органов

5. Упражнения для рук  и плечевого пояса

Увеличение подвижности, укрепление мышц

6. Маховые упражнения  для рук и ног

Развитие гибкости, подвижности  в суставах позвоночника, усиление деятельности внутренних органов

7. Упражнения для мышц  брюшного пресса, тазового дна,  боковых мышц

Укрепление ног

8. Бег, прыжки, подскоки

Укрепление мышц, повышение  общего обмена веществ

9. Заключительные упражнения

Приближение деятельности организма к обычному ритму


 

Выполнение упражнений в течение учебного времени нацелено на концентрацию внимания, восприятие учебного материала, предупреждение и снятие умственного утомления, поддержание работоспособности.

Естественно, что нельзя ограничиваться перечисленными выше рекомендациями и упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выполнив контрольную работу, можно сделать следующие выводы.

Чтобы правильно планировать  и умело выделять главное при  разработке содержания и структуре  очередных занятий, необходимо опираться  на обоснованную классификацию урока.

В системе физического  воспитания все урочные занятия  подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов – уроки общего физического воспитания спортивной тренировки, прикладной физической подготовке, лечебной и методической.

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим  требованиям: иметь определенные задачи; быть правильно методически построенным; быть последовательным продолжением предыдущих занятий, должен в значительной степени предусматривать задачи содержания следующего очередного урока; быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности; содержать упражнения, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки; правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; носить воспитывающий характер.

Структура учебно – тренировочного занятия по физической культуре включает в себя три части: подготовительную, основную, заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач.

Лишь комплексный подход к организации физического воспитания в условиях современного высшего  учебного заведения, строгий учет индивидуальных особенностей обучаемых, тщательный подбор методов и форм обучения способен принести заметные спортивные результаты, положительно отразиться на физическом состоянии студентов - будущих специалистов.

 

Список литературы

 

  1. Ашмарин Б.А.– Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании, 1999г. – 620с
  2. Головина В.А., В. А. Маслякова. Учебник: Физическое воспитание. 2002г. – 298с.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб.пособие/ Ю.И. Евсеев – 3-е изд.- Ростов н/Д, 2005г. – 382с.
  4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник/  Гардарики, 2007г. – 448с.
  5. Решетников Н.В., Ю. Л. Кислицын – Учебное пособие: Физическая культура, 1998г. – 320с.

Информация о работе Особенности проведения учебных занятий по физической культур