Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа
Цель контрольной работы: исследовать особенности проведения, построения и структуру учебно-тренировочных занятий по физической культуре.
Задача контрольной работы: раскрыть сущность проведения учебных и тренировочных занятий по физической культуре.
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности проведения учебных занятий по физической культуре……..4
Построение и структура учебно-тренировочного занятия…………………9
Формулирование целей работы…………………………………………..9
Результаты исследований………………………………………………..10
1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия…13
1.4 Методика построения урока……………………………………………..14
1.5 Ход работы………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания занятия, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.
Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений, выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее выполняются упражнения,
улучшающие подвижность в суставах,
принимающих участие в
"Настройка" на
предстоящую деятельность
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Физические упражнения основной части располагаются в зависимости от преимущественной направленности упражнений.
Целесообразна такая последовательность:
1) упражнения преимущественно
для обучения технике или
2) упражнения, направленные на развитие быстроты;
3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы;
4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.1
Подготовленные спортсмены,
совершенствуясь в технике, очень
часто увязывают это с
Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.
1.3 Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия
Продолжительность занятия обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
разминка - 15-20 мин;
основная часть - 65-70 мин;
заключительная часть - 5-7 мин.
______________________________
1 Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований:
1. Обучение и воспитание
занимающихся следует
2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий.
3. Надо постепенно
вовлекать занимающихся в
4. Воздействие урока должно быть всесторонним - оздоровительным, образовательным и воспитательным.
5. Перед уроком следует
ставить конкретные задачи, которые
можно решить именно на данном
занятии, так как достижение
общей цели учебно-
1.4 Методика построения урока
Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. К ним относятся ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока в такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Завершение урока связано со снижением работоспособности. Типичными для заключительной части урока считают следующие педагогические задачи:
______________________________
2 Решетников Н.В. Физическая культура: учеб. пособие сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.
обучить умению
произвольно выполнять
Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы - научиться самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.
1.5 Ход работы
Студенты составляют
план-конспект учебно-тренировочного
занятия в избранном ими виде
спорта, обсуждают содержание, интенсивность
и последовательность выполнения упражнений
в каждой части занятия с
Основные формы
Гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием как ее заключительная часть.1
Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики приведена в табл. 1.2.
______________________________
1.Анищенко В.С. Физическая культура: метод.-практ. занятия студентов: учеб. пособие / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 165 с.
Таблица 1.2
Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики
Группа упражнений |
Воздействие упражнений на организм |
1. Ходьба, легкий бег |
Умеренное разогревание организма |
2. Упражнения в подтягивании |
Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника |
3. Упражнения для ног (приседания, выпады) |
Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов |
4.Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, назад, в сторону, круговые движения) |
Развитие гибкости, подвижности позвоночника, улучшение деятельности внутренних органов |
5. Упражнения для рук и плечевого пояса |
Увеличение подвижности, укрепление мышц |
6. Маховые упражнения для рук и ног |
Развитие гибкости, подвижности в суставах позвоночника, усиление деятельности внутренних органов |
7. Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц |
Укрепление ног |
8. Бег, прыжки, подскоки |
Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ |
9. Заключительные упражнения |
Приближение деятельности организма к обычному ритму |
Выполнение упражнений в течение учебного времени нацелено на концентрацию внимания, восприятие учебного материала, предупреждение и снятие умственного утомления, поддержание работоспособности.
Естественно, что нельзя ограничиваться перечисленными выше рекомендациями и упражнениями.
Заключение
Выполнив контрольную работу, можно сделать следующие выводы.
Чтобы правильно планировать и умело выделять главное при разработке содержания и структуре очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию урока.
В системе физического
воспитания все урочные занятия
подразделяются прежде всего в соответствии
с общей направленностью
Каждый урок физической
культуры должен отвечать следующим
требованиям: иметь определенные задачи;
быть правильно методически
Структура учебно – тренировочного занятия по физической культуре включает в себя три части: подготовительную, основную, заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач.
Лишь комплексный подход
к организации физического
Список литературы
Информация о работе Особенности проведения учебных занятий по физической культур